Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 5 июля 2016 г. N ПК-08/9316
Резолютивная часть решения оглашена: "22" июня 2016 года
В полном объеме решение изготовлено: "05" июля 2016 года
г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии <_>-[_];
Члены Комиссии <>-[_];<>-[_]
рассмотрев дело N 08-98/2016, возбужденное по признакам нарушения пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912),
в присутствии:
- законного представителя ООО "Ломбард Поток" - должностное лицо <>
- представителя МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" -<>(Доверенность N 39 от 21 августа 2015 г.),
- представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - <>(Доверенность N 15/15-04-3625 от 15 марта 2016 г.), установила:
Татарстанское УФАС России в ходе осуществления в соответствии с пунктом г) части 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346 наблюдения за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности обязательных требований, установленных Законом о рекламе, посредством мониторинга размещенных в городе Казани вывесок, в том числе информационных и рекламных, щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (далее - рекламная конструкция) установлено, что по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 размещена вывеска следующего содержания: "Ломбард 24", что подтверждается актом фиксации от 01 апреля 2016 года и фотоматериалами.
В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определение о возбуждении дела N 08-98/2016 от 29 апреля 2016 года (исх.NИП-08/6115 от 29.04.2016 г.)).
В целях рассмотрения настоящего дела определением о возбуждении дела N 08-98/2016 от 29 апреля 2016 года (исх.NИП-08/6115 от 29.04.2016 г.), к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального Закона "О рекламе", было привлечено ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912), которое являлся собственником вывески "Ломбард 24" по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16, а также осуществляло деятельность ломбарда по указанному адресу. В качестве заинтересованных лиц были привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (420014, г.Казань, ул.Кремлевская, д.1) и МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (420111, г.Казань, ул. Островского, д.34/4, 2 этаж).
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком и лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе" определено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Пунктом 3 статьи 3 Закона "О рекламе" определено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в течение определенного срока, о других условиях его приобретения, в том числе в течении определенного времени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Таким образом, ломбарды имеют право оказывать услуги ломбардов ежедневно с 8 до 20 часов. Оказание данных услуг 24 часа (т.е. круглосуточно) не допускается.
Следовательно, круглосуточная деятельность ломбардов, а равно информирование и рекламирование оказание данной услуги (осуществление данной деятельности) не соответствует действующему законодательству, и может ввести в заблуждение потребителей о законности круглосуточной деятельности ломбардов и причинить убытки тем лицам, которые оказывают, а равно информируют и рекламируют услуги ломбардов в соответствии с действующим законодательством.
Как было указано ранее, в ходе выездного мониторинга соблюдения законодательства о рекламе на территории г. Казани Республики Татарстан Управлением 01.04.2016 г. установлены факты размещения по адресу: г. Казань, ул.Ак. Сахарова, д.16 вывески следующего содержания: "Ломбард 24". Факт размещения указанной вывески подтверждается актом фиксации от 01.04.2016 г.
Согласно акту фиксации от 01.04.2016 г. следует, что 1 апреля 2016 года в 14 часов 40 минут сотрудниками Татарстанского УФАС России был осуществлен выезд по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16, в ходе которого была осуществлена фотофиксация вывески "Ломбард 24", расположенной на стене (фасаде) над переоборудованным помещением 1 этажа многоквартирного дома по данному адресу.
На основании информации, представленной Исполнительным комитетом г.Казани (письмо от 16.03.2016 г. исх.N1627/ИК; вх.N2984 от 18.03.2016) следует, что собственником вышеуказанной вывески является ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912), которому МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани" выдано разрешение (согласование) на размещение вышеуказанной вывески с содержанием "Ломбард 24".
Кроме того, на основании информации, содержащейся на сайте: http://2gis.ru/kazan/geo/2956122910650182/firm/70000001006665846queryStat e=center%2F49.230466%2C55.78115%2Fzoom%2F17, установлено, что деятельность ломбарда по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16, осуществляет ООО "Ломбард Поток".
Исходя из анализа содержания указанной вывески установлено, что информация содержащееся в ней направлена на привлечение внимания потребителей и жителей города Казани о том, что в указанном месте осуществляется круглосуточная детальность ломбарда.
Размещение вышеуказанной вывески со следующим содержанием: "Ломбард 24", в данном случае не может рассматриваться в качестве сведений, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, так как размещенная в месте нахождения лица, оказывающего услуги ломбарда 24 часа или в месте оказания данным лицом этих услуг вывески со следующим содержанием: "Ломбард 24", не содержит наименования данного лица, профиля деятельности и режима работы, соответствующего действующему законодательству о ломбардах, следовательно, не служит целям идентификации данного лица, а служит целям привлечения внимания потребителей (граждан) об осуществлении в указанном месте круглосуточной (т.е. 24 часа) деятельности ломбарда, которая не соответствует действующему законодательству, и выделяется среди аналогичных (однородных) деятельностей ломбардов, осуществляющих деятельность не 24 часа (т.е. не круглосуточно).
С учетом изложенного, а также с учетом правовых позиций ФАС России, изложенных в письмах N АК/6745 от 15.03.2010 г., N АК/47658/13 от 28.11.2013 г. о том, что если целевым назначением вывески не является информирование о наименовании организации, виде ее деятельности и о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании) и направлена на выделение конкретного товара (в данном случае круглосуточных услуг ломбарда (т.е. 24 часа)) среди аналогичных (однородных) товаров (в данном случае услуг ломбардов, оказываемых не круглосуточно), размещенная по адресу: г.Казань, ул.Ак. Сахарова, д. 16 вывески следующего содержания: "Ломбард 24" квалифицируется как реклама, направленная на привлечение внимания потребителей (граждан) к круглосуточным услугам ломбардов, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке среди аналогичных (однородных) услуг, оказываемых не круглосуточно.
Частью 4 статьи 2 Закона о ломбардах, установлено, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме:
- предоставления краткосрочных займов гражданам;
- хранения вещей;
- оказания консультационных и информационных услуг.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о ломбардах по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Согласно части 2 указанной статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.
В силу части 4 указанной статьи договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 7 Закона о ломбардах установлено, что договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных, в том числе частью 4 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.
Таким образом, ломбарды вправе выдавать займы только по правилам, определенным статьёй 7 Закона о ломбардах, и должны оформляться залоговым билетом. То есть выдача ломбардом займа возможна при условии, что заемщик обеспечивает возврат заемных средств залогом принадлежащей ему вещи, передаваемый ломбарду. Данная деятельность возможна в период с 8 до 20 часов, как это установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", так как возможность принимать ломбардом в залог вещи под обеспечение обязательств возврата заемщиком денежных средств ограничен указанным промежутком времени. Возможность выдачи ломбардами займов по иным правилам и формам запрещена и может быть признано недействительным.
Комиссия отмечает, что выполнение отдельных операции по продлению договора займа, возврат имущества из хранения входят в состав деятельности по предоставлению займа и хранению вещей, осуществление которых круглосуточно ломбардам запрещено.
Комиссия также отмечает, что ломбард вправе осуществлять круглосуточную деятельность по предоставлению консультационных и информационных услуг, Однако, по мнению Комиссии, рекламирование круглосуточных услуг ломбарда ответчика, путем размещения о адресу: г.Казань, ул.Сахарова, 16 вывески "Ломбард 24 часа" направлено не на рекламирование консультационных и информационных услуг, а основных видов деятельности ответчика по предоставлению займа и хранение вещей.
Пункты 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускают распространения недостоверной рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара, гарантийных обязательствах, ассортименте и комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Пункт 1 статьи 7 Закона о рекламе не допускает рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к выводу, что реклама круглосуточных услуг (осуществления круглосуточной деятельности) ломбарда (т.е. 24 часа), распространяемая путем размещения по адресу: Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 вывески "Ломбард 24", направлена на рекламирование услуг оказываемых ООО "Ломбард Поток" по выдаче займа и хранению вещей, осуществление которых круглосуточно запрещена законом о ломбардах. В связи, с чем указанная реклама в виде размещенной вывески "Ломбард 24" не соответствует требованиям пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе, в части не соответствия действительности и запрещенные законодательством Российской Федерации о ломбардах условий возможности оказаний услуг (осуществления деятельности) ломбардов круглосуточно (т.е. 24 часа).
В целях всестороннего рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России у лиц участвующих в деле: ООО "Ломбард Поток", Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (420014, г.Казань, ул.Кремлевская, д.1) и МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (420111, г.Казань, ул. Островского, д.34/4, 2 этаж) были запрошены необходимые документы, а также пояснения и позиция по обстоятельствам настоящего дела.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе.
В рассматриваемом случае рекламодателем является: ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912), которое оказывает круглосуточные услуги ломбарда по адресу: г.Казань, ул. Ак. Сахарова, 16, где и размещена вывеска с содержанием: "Ломбард 24".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьей 7 Закона о рекламе.
В рассматриваемом случае рекламораспространителем является: ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912), которое является собственником вывески с содержанием: "Ломбард 24 часа", размещенной по адресу: г.Казань, ул.Ак. Сахарова, д.16.
Комиссией Установлено, что вывеска с содержанием "Ломбард 24 часа", размещенная по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова д.16, была размещена на основании выданного МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани" разрешения (согласования) от 21.08.2013 г. N3185/а.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что выданное МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани" для ООО "Ломбард Поток" разрешение на установку вывески с содержанием: "Ломбард 24", размещенной по адресу: г.Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 противоречат законодательству Российской Федерации о рекламе, так как способствуют распространению рекламы круглосуточных услуг ломбарда, не соответствующих пунктам 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе.
08 июня 2016 г. ООО "Ломбард Поток" представило письменные объяснения и позицию общества. Согласно представленным письменным пояснениям, вывеска "Ломбард 24" была изготовлена в 2013 г. и на тот момент не противоречила закону, в связи с тем, что изменения и дополнения в Федеральный закон от 19.07.2007 ш. N 196-ФЗ "О ломбардах" вступили в силу с 1 апреля 2014 г. Также ООО "Ломбард Поток" представил фотографии в качестве доказательства демонтажа вывески с содержанием: "Ломбард 24", которая была размещена по адресу: г.Казань, ул.Ак. Сахарова, д.16.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено, что ООО "Ломбард Поток" в добровольном порядке устранено данное нарушение, в связи с чем основание для выдачи предписания отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать Исполнительному комитету г.Казани в лице МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани" предписание об отмене выданного ООО "Ломбард Поток" разрешения на установку вывески с содержанием: "Ломбард 24", размещенной по адресу: г.Казань, ул.Ак. Сахарова, д.16.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 33, частью 1, 2, 3, 4, 6 и 7 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912) круглосуточной деятельности ломбарда, путем размещения по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 вывески "Ломбард 24 часа", поскольку в ней нарушены требования пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5, пункта 1 части 7 Федерального закона "О рекламе", части не соответствия действительности и запрещенные законодательством Российской Федерации о ломбардах условий возможности оказаний услуг (осуществления деятельности) ломбардов круглосуточно (т.е. 24 часа).
Признать разрешение (согласование) от 21.08.2013 г. N3185/а на установку по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 вывески "Ломбард 24 часа", выданное Исполнительным комитетом г.Казани в лице МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани", противоречащей Федеральному закону от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", так как способствуют распространению рекламы круглосуточных услуг ломбарда, не соответствующих пунктам 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Ломбард Поток" (420138, РТ, г. Казань, пр. Победы, Д.18Б; ИНН 1659095912) не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
Выдать Исполнительному комитету г.Казани в лице МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани" предписание об отмене разрешения (согласования) от 21.08.2013 г. N3185/а на установку по адресу: г. Казань, ул. Ак. Сахарова, д.16 вывески "Ломбард 24 часа".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Ломбард Поток" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 июля 2016 г. N ПК-08/9316
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016