Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 18 мая 2016 г. N 06-11/15-16
Оглашена резолютивная часть 29 апреля 2016 года
Изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии: В.А. Константинов - главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Крылова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; А.А. Вилесова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев материалы дела N 06-11/15-16 по признакам нарушения законодательства требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N-38 ФЗ "О рекламе", по факту распространения рекламы специаализированного продавца и производителя алкогольной продукции, установила:
В Томское УФАС России поступило обращение Кочергиной Ю.В. (вх.N891 от 25.02.2016), Саушкина В.С. (вх.N899 от 25.02.2016) по факту распространения информации с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.
Из заявлений следует, что в сети Интернет на портале "В Томске" по адресу http://news.vtomske.ru/news/119509.html размещена статья под заголовком: "Мир пива": эксклюзивное, лучшее, для вас" с информацией, привлекающей внимание к специализированному продавцу алкогольной продукции - сети магазинов "Мир пива", пивоваренному заводу "Калинкино".
В связи с изложенным, определением от 16.03.2016. исх.NМК/1210 возбуждено производство по делу N 06-11/15-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО "ТРЕЙД", ООО "Редвикс медиа".
В письменных пояснениях на определение производства по делу, а также на заседании Комиссии представитель ООО "Трейд" нарушение не признал и пояснил, что в магазинах "МИР ПИВА" реализуется широкий ассортимент продукции, в том числе, безалкогольные напитки, пищевые продукты. Также, представитель указал, что завод "Калинкино" не является специализированным продавцом алкогольной продукции.
Представители ООО "Редвикс медиа" нарушение не признали и указали, что в статье отсутствует упоминание алкогольной продукции. Также, по мнению представителей, сеть магазинов "МИР ПИВА" не является специализированным продавцом алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, распространенная в сети Интернет на портале "В Томске" по адресу http://news.vtomske.ru/news/119509.html под заголовком: "Мир пива": эксклюзивное, лучшее, для вас" обладает перечисленными признаками, привлекает внимание к объекту рекламирования - специализированному производителю и продавцу алкогольной продукции (пива) следовательно, является рекламой.
Согласно п.7 ст.2 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", специальные требования, установленные настоящим законом в отношении рекламы отдельных видов товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов.
Доводы лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о том, что сеть магазинов "МИР ПИВА" не является специализированным продавцом алкогольной продукции, а завод "Калинкино" не является специализированным производителем алкогольной продукции антимонопольным органом отклоняются.
Согласно ассортиментному перечню реализуемой ООО "Трейд" на территории города Томска продукции, в сети магазинов "МИР ПИВА" реализуется пиво (бутылочное, разливное) и сопутствующие товары (закуски, рыба, сухарики, чипсы, орешки и т.д.). Согласно выписке из единого государственного реестра юридических, основной вид деятельности ООО "Трейд" - розничная торговля пивом.
Из информации, размещённой на сайте завода "Калинкино" (ООО "Бавария"), следует, что завод является пивоваренным.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических, основной вид деятельности ООО "Бавария" - производство пива.
Размещение статьи под заголовком "Мир пива": эксклюзивное, лучшее, для вас" с указанием о возможности приобретения эксклюзивных напитков, в том числе с указанием пивоваренного завода "Калинкино", являющегося специализированным производителем алкогольный продукции (пива), а также в совокупности с наименованием сети магазинов "МИР ПИВА", воспринимается потребителями рекламы как рекламы как реклама специализированного продавца и производителя алкогольной продукции (пива), что подтверждается, в том числе поступившими в антимонопольный орган заявлениями.
Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ТРЕЙД" (юридический адрес: 650023, г.Кемерово, пр.Октябрьский, 73 - 404, ИНН 420513005706, ОГРН 1144205016977), рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Редвикс медиа" (634061 Томская область, г. Томск, пр.Фрунзе, 98, 174; ИНН 7017203107, ОГРН 1087017002214), что подтверждается протоколом заседания Комиссии от 29.04.2016, ассортиментным перечнем реализуемых товаров, актом осмотра Интернет-сайта от 26.02.2016; актом осмотра Интернет-сайта от 08.04.2016; письменными пояснениями ООО "Редвикс медиа" (вх.N1863 от 07.04.2016; Свидетельством о регистрации доменного имени от 12.01.2005; договором N0127-1 от 27.01.2016 об оказании рекламных услуг; платежным поручением N324 от 16.02.2016; пояснениями ООО "Трейд" (вх.N1872 от 08.04.2016.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети Интернет на портале "В Томске" по адресу http://news.vtomske.ru/news/119509.html, в форме статьи под заголовком: "Мир пива": эксклюзивное, лучшее, для вас", поскольку в ней нарушены требования п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Трейд" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО "Редвикс медиа" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 мая 2016 г. N 06-11/15-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016