Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 11 марта 2016 г. N 08-28/А22-16
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) Стрельников Дмитрий Юрьевич, рассмотрев материалы дела N 08-28/А22-16 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), возбужденного в отношении коммерческого банка "РУССКИЙ СЛАВЯНСКИЙ БАНК" (АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) (адрес: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 3, стр. 3; ОГРН: 1027739837366;
ИНН: 7706193043; КПП: 775001001; дата регистрации в качестве юридического лица - 08.04.1999) (далее - БАНК РСБ 24 (АО)), в отсутствие законного представителя БАНК РСБ 24 (АО), извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии защитника конкурсного управляющего БАНК РСБ 24 (АО) Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Федорченко Е.О. (доверенность - 77 А Б 9993450 от 02.02.2016), установил:
Московским областным УФАС России установлен факт поступления на территории Московской области 14.03.2015 в 18:40 на абонентский номер <_> СМС-сообщения (отправитель: Russlavbank) с рекламой следующего содержания: "Zashitite zarplatu, oformite Dohodnuyu kartu! 16% godovyh na ostatok - ezhemesechno, Zastrahovano ASV. 88002004248 RUSSLAVBANK", без наименования лица, оказывающего финансовые услуги, в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г.
N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Владельцем используемой в СМС-сообщении зарегистрированной торговой марки RUSSLAVBANK (CONTACT BANK) является
БАНК РСБ 24 (АО).
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2013 N АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах БАНК РСБ 24 (АО) обобщенного характера и является рекламой.
Рассылка смс-сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер, что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в СМС-сообщениях, как предназначенной исключительно для конкретного абонента.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому БАНК РСБ 24 (АО), содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость ("Vam kredit 80000 rub. Platezh - 3800 rub!") и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.
Приложением N 1 к Приказу БАНК РСБ 24 (АО) N 391 от 27.10.2014 определены следующие условия оказания финансовой услуги, указанной в рассматриваемой рекламе:
- процентная ставка на остаток по карте 10% годовых в рублях при условии минимального среднедневного остатка на счете за месяц 10 000 рублей;
- годовое обслуживание - 250 рублей;
- комиссия за выдачу наличных денежных средств: 1% + 100 рублей.
Поскольку распространенная БАНК РСБ 24 (АО) реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Отсутствие в рекламе всех условий, влияющих на сумму доходов, которые получат вкладчики или на сумму расходов, которые понесут лица, воспользовавшиеся финансовой услугой, искажает смысл информации о рекламируемом банковском продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно второму абзацу пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, представляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.
Документов, свидетельствующих о возможности воспользоваться финансовой услугой на указанных в рекламе условиях, а именно возможность получения процентной ставки в размере 16% годовых на остаток не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не должна была содержать не соответствующие действительности сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Рассматриваемая реклама в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
Рассматриваемая реклама распространялась на основании договора оказания услуг предоставления доступа к Системе и обработки данных
N 194/13 от 01.07.2013 г., заключенного между БАНК РСБ 24 (АО) и
ООО "СМС ТРАФИК".
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 194/13 от 01.07.2013 г.
ООО "СМС ТРАФИК" по заданию БАНК РСБ 24 (АО) оказывает последнему услуги доступа к системе, обеспечивающей обработку, отправку сообщений и организацию их взаимодействия между БАНК РСБ 24 (АО) и абонентом, а ООО "СМС ТРАФИК" обязуется оплатить оказанные услуги.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, БАНК РСБ 24 (АО) является рекламодателем указанной рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 3 части 3 и части 7
статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
На основании изложенного установлен факт нарушения
БАНК РСБ 24 (АО) пункта 3 части 3 и части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.
Ответственность за совершение данного административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к материалам дела N 08-28/А22-16, прихожу к выводу о том, что у БАНК РСБ 24 (АО) имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.
Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом - БАНК РСБ 24 (АО) (адрес: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 3,
стр. 3; ОГРН: 1027739837366; ИНН: 7706193043; КПП: 775001001; дата
регистрации в качестве юридического лица - 08.04.1999) подтверждается протоколом по делу N 08-28/А22-16 об административном правонарушении от 26.02.2016 г., а также другими материалами дела.
Сроки давности привлечения БАНК РСБ 24 (АО) к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП, не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.
Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Руководствуясь ст. 33, 34, 38 Закона о рекламе и ст. 4.1, 4.4, 4.5, ч. 1
ст. 14.3, ст. 23.48, 29.9, 29.10 КоАП, постановил:
Признать БАНК РСБ 24 (АО) (адрес: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 3, стр. 3; ОГРН: 1027739837366; ИНН: 7706193043; КПП: 775001001; дата регистрации в качестве юридического лица - 08.04.1999) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
ИНН 7703671069 КПП 773401001
УФК по Московской области
(для Московского областного УФАС России)
Отделение 1 Москва,
г. Москва 705,
р/с 40101810600000010102
БИК 044583001
ОКТМО 46000000
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
УИН 0319881416031600000399015
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по факсу 8(499)755-23-23 доб. 050-892.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя Д.Ю. Стрельников
А.А. Жуков
(499) 755-23-23 (доб. 050-215)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 марта 2016 г. N 08-28/А22-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016