Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 20 июля 2016 г. N 02-01/6652
Резолютивная часть решения оглашена "15" июля 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "20" июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <_> - врио руководителя управления, председателя Комиссии, <_> - начальника отдела управления, члена Комиссии, <_> - главного специалиста-эксперта отдела управления, члена Комиссии,
рассмотрев дело N А 42-11/15 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Севертехинвест" (далее - ООО "Севертехинвест", Общество), адрес места нахождения: 169500, Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Нагорная, д. 8Б, ОГРН 1081108000159, ИНН 1108017932, пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила N 861),
в отсутствие:
представителя ООО "Севертехинвест", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16799198489223 от 07.06.2016,
представителя ООО "Ухтажилстрой", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16799198489209 от 07.06.2016,
представителя ПАО "БАНК СГБ", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16799198489216 от 03.06.2016,
представителя ПАО "МРСК Северо-Запада", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16799198489193 от 06.06.2016, установила:
Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.11.2015 N 141 в отношении ООО "Севертехинвест".
Основанием для возбуждения дела послужило заявление ПАО "БАНК СГБ" (далее - Банк) от 12.08.2015 N 3810, направленное Прокуратурой Республики Коми письмом от 18.08.2015 N 7р-2015/59350 (вх. N 4713 от 21.08.2015), на неправомерные, по мнению Банка, действия ООО "Севертехинвест" по отключению электроэнергии и повреждения электрических кабелей в помещениях дополнительного офиса Банка, расположенных по адресу: г. Ухта, пр. Ленина, д. 26 Б (далее - Объект).
В качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены ООО "Ухтажилстрой", ПАО "МРСК Северо-Запада".
Определением об отложении рассмотрения дела от 25.05.2016 N 02-01/4802 рассмотрение дела назначено на 15.07.2016.
2. Комиссия, изучив материалы дела, пришла к нижеследующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Обеспечение недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики (часть 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).
Контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (часть 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
При этом переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку электроэнергии становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами N 861.
Вместе с тем нарушение данного запрета не предполагает совершения запрещенных действий (препятствование перетоку) каким-либо иным субъектом, помимо прямо перечисленных в пункте 6 Правил N 861 (собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства). Совершение действий иным субъектом, помимо прямо перечисленных в пункте 6 Правил N 861, не может быть квалифицировано в качестве нарушения данного запрета.
По пункту 6 Правил N 861 могут быть квалифицированы действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.04.2014 по делу N А 28-3305/2013).
Следовательно, для признания лица нарушившим данный запрет, необходимо доказать, что энергопринимающее устройство потребителя (заявившего о нарушении его права на энергоснабжение) присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно именно через принадлежащие этому лицу объекты электросетевого хозяйства, и это лицо совершает действия, препятствующие перетоку электроэнергии до энергопринимающего устройства потребителя.
Из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 следует, что:
- Банку на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 233,7 кв.м. и 214,7 кв.м. соответственно, расположенные по адресу: г. Ухта, пр., Ленина, д. 26б (далее - Объект),
- ООО "Севертехинвест" на праве собственности принадлежат помещения, расположенные в цокольном, на 2-3 этажах в здании по адресу: г. Ухта, пр., Ленина, д. 26б, электрические кабельные линии от ТП-209 0,4 кВ ф. 11, ф. 20, РУ-0,4 кВ к указанному зданию.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) от 17.06.2002 между АО "Комиэнерго" (переименовано в ПАО "МРСК Северо-Запада") и Банком, акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Севертехинвест" электроснабжение Объекта Банка осуществляется от ТП-209 0,4 кВ ф. 11, ф. 20, РУ-0,4 кВ, опосредованно через электрические сети, принадлежащие ООО "Севертехинвест".
Таким образом, из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 установлено, что ООО "Севертехинвест" является собственником электрических сетей от ТП-209 0,4 кВ ф. 11, ф. 20, РУ-0,4 кВ, а Объект Банка опосредованно, через указанные электрические сети, присоединен к сетям ОАО "МРСК Северо-Запада".
Поскольку Объект Банка технологически присоединён к сетям сетевой организации опосредованно, через сети, принадлежащие ООО "Севертехинвест", последнее в силу пункта 6 Правил N 861 не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии.
Согласно пункту 27 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании, в том числе договора энергоснабжения.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, пункту 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 (далее - Правила N 442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 следует, что между ОАО "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания) и Банком заключён и действует договор энергоснабжения, обязательства обеими сторонами осуществляются надлежащим образом. ОАО "Коми энергосбытовая компания" в отношении Объекта Банка ограничение режима потребления электрической энергии не вводило, с заявкой о введении такого ограничения в адрес сетевой организации - ПАО "МРСК Северо-Запада" не обращалось.
Из письменных пояснений сетевой организации - ПАО "МРСК Северо-Запада", направленных письмом от 23.10.2015 (вх. N 6-88 от 23.10.2015) в материалы антимонопольного дела N А 42-11/25, следует, что отключение кабельных линий от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 кВ к зданию, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 26б, произведено по заявке ООО "Севертехинвест".
Согласно подпункту "и" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при поступлении от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно.
При этом, согласно абзацу 5 пункта 8 Правил N 442, если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
Из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 следует, что ООО "Севертехинвест" в связи с проведением работ по ремонту кабельных линий от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 кВ к зданию, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 26б, письмом от 23.07.2015 N 67 обратилось в ПАО "МРСК Северо-Запада" с заявкой об отключении указанных линий с 03.08.2015, при этом ООО "Севертехинвест" указало, что абоненты, подключенные к данным кабельным линиям, в том числе Банк, будут подключены к кабельной линии от ТП 209 ф. 9 (собственник ООО "Ухтажилстрой") с организацией учета, включая установку приборов учета в точке подключения данных потребителей.
ООО "Севертехинвест" письмом от 31.07.2015 N 68, направленным в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада", перенесло дату отключения кабельных линий на 08.08.2015.
Из письменных пояснений ОАО "МРСК Северо-Запада" следует, что Общество не уведомляло Банк о планируемом отключении электрической энергии на его объект, поскольку Правилами N 442 установлено, что уведомить потребителя и нести ответственность перед потребителем должен инициатор такого отключения.
Из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 установлено, что ООО "Севетрехинвест" письмом от 05.08.2015 N 75 уведомило ПАО "БАНК СГБ" (получено Банком 05.08.2015) о том, что 08.08.2015 с 8 часов будут производиться ремонтные работы на указанных кабельных линиях ТП 209, электроснабжение нежилых помещений в здании по адресу: г. Ухта, пр. Ленина, д. 26 б будет приостановлено, в связи с чем, Общество просит обеспечить доступ сотрудников ЦЭС в помещения, принадлежащие Банку.
Из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 следует, что отключение кабельных линий от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 кВ к зданию, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 26б, произведено ПАО "МРСК Северо-Запада" 08.08.2015 в 8 час. 54 мин., что документально подтверждено копией выписки из оперативного журнала ПО "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" Комиэнерго N 250 ОДГ от 31.07.2015.
Из имеющихся в материалах дела N А 42-11/15 переписки между ООО "Севертехинвест" и Банком, письменных пояснений ООО "Севертехинвест", ПАО "БАНК СГБ", ООО "Ухтажилстрой" следует, что при проведении ремонтных работ на кабельных линиях от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 кВ планировалось переподключение помещений, расположенных в здании по адресу6 г. Ухта, пр. Ленина, д. 26 б, в том числе Объекта Банка, к кабельной линии от ТП 209 ф. 9 РУ 0,4 кВ, собственником которой является ООО "Ухтажилстрой". В связи с отказом сотрудников Банка предоставить доступ в помещения Объекта Банка, последние не были переподключены к кабельной линии от ТП 209 ф. 9 РУ 0,4 кВ, и, как следствие, не были обеспечены электрической энергией в период её отключения.
Энергоснабжение Объекта Банка было возобновлено 14.08.2015 после обеспечения Банком доступа сотрудников ООО "Ухтажилстрой", обслуживающей здание организацией, подключения Объекта Банка к кабельной линии от ТП 209 ф. 9 РУ 0,4 кВ.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ПАО "БАНК СГБ" <_> и <_> представителей ООО "Севертехинвест" и ООО "Ухтажилстрой", данными в заседании Комиссии 04.04.2016, 25.05.2016.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N А 42-11/15 Комиссией выяснялся вопрос о том, по какой причине Банк не допустил сотрудников ООО "Севертехинвест" в целях переподключения Объекта Банка к ТП 209 ф. 9.
Как установлено из материалов настоящего дела, позиция Банка сводится к тому, что ООО "Севертехинвест" не является собственником кабельных линий от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 и, следовательно, не имело право производить отключение электрической энергии Объекта Банка.
Комиссия, исследовав данный довод Банка, из имеющихся данных установила, что в соответствии с договором купли - продажи оборудования бывшего в эксплуатации от 20.03.2015, заключённым между АО "Газпромбанк" (Продавец) и ООО "Севертехинвест" (Покупатель), Покупателю передано в собственность оборудование, в том числе: электрическая кабельная линия от ТП-209 ф. 11 РУ-0,4кВ к зданию, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 22б, электрическая кабельная линия от ТП-209 ф. 20 РУ-0,4кВ к зданию, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 22б, через которое осуществляется снабжение электрической энергией Объекта Банка.
Таким образом, ООО "Севертехинвест" представило доказательства наличия в его собственности кабельных линий от ТП-209 ф. 11, ф. 20 РУ-0,4 кВ.
Доказательств незаконности заключения данного договора и (или) передачи определенного в нем имущества, заявителем не представлено, а Комиссией Коми УФАС России не установлено.
Впоследствии Банк, аргументируя факт недопуска сотрудников ООО "Севертехинвест" на свой Объект с целью переподключения его к иным источникам электрической энергии, указал, что данные действия с его стороны были вызваны направленным в адрес Банка письмом ПАО "МРСК Северо-Запада" от 13.07.2015 N 52-119-25-2/5951 сведений о том, что в случае отключения ООО "Севертехинвест" электрической энергии, Объект Банка не пострадает ввиду того, что Объект Банка запитан от других источников электрической энергии.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N А 42-11/15 Комиссией у ПАО "МРСК Северо-Запада" выяснялся вопрос о причинах указания в письме от 13.07.2015 N 52-119-25-21/5951, направленным в адрес Банка, о том, что при отключении электроэнергии в подвальных помещениях по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 22Б, энергоснабжение помещений Банка не пострадает, тогда как согласно сведениям ПАО "МРСК Северо-Запада", направленным письмом от 11.08.2015 N 52-236-30-3/6945 в адрес Банка, следует, что нежилые помещения Банка присоединены к сетям ПАО "МРСК Северо-Запада" опосредованно через сети, принадлежащие ООО "Севертехинвест", с приложением подтверждающих доводы документов.
Из письменных пояснений ПАО "МРСК Северо-Запада" следует, что письмо от 13.07.2015 N 52-119-25-2/5951 о том, что в случае отключения ООО "Севертехинвест" электрической энергии, Объект Банка не пострадает, направлено ошибочно.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N А 42-11/15 представители Банка <_> <_> пояснили, что недоступ сотрудников ООО "Севертехинвест" в здание Банка был вызван именно введением ПАО "МРСК Северо-Запада" Банка в заблуждение.
Комиссия, оценив заявленный довод, приходит к выводу, что действия сетевой организации по направлению вышеуказанного письма в адрес Банка, безусловно не являющихся правомерными, не могут свидетельствовать о наличии нарушения Правил N 861 со стороны ООО "Севертехинвест". Общество, намереваясь произвести отключение электрической энергии, заблаговременно уведомило об этом Банк, просило обеспечить доступ на Объект Заявителя сотрудников ООО "Севертехинвест" с целью обеспечения его альтернативными источниками электрической энергии. Однако, Банк отказал ООО "Севертехинвест" в таком доступе.
Таким образом, из материалов антимонопольного дела N А 42-11/15 усматривается, что отсутствие энергоснабжения Объекта Банка в период с 08.08.2015 по 13.08.2015 обусловлено действиями самого Банка, который не обеспечил доступ сотрудников ООО "Севертехинвест" в помещения Объекта Банка для проведения работ по переподключению их к кабельной линии от ТП 209 ф. 9 РУ 0,4 кВ.
Учитывая изложенное, отсутствие электрической энергии на Объекте Банка в период с 08.08.2015 по 13.08.2015, исходя из вышеописанных действий со стороны самого Банка, не может вменяться в вину ООО "Севертехинвест". Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу N А 42-11/15, достаточных оснований полагать, что со стороны ООО "Севертехинвест" в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, у Комиссии не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N А 42-11/15 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Севертехинвест".
Председатель Комиссии __________________ <_>
Члены Комиссии _________________ <_>
___________________ <_>
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 июля 2016 г. N 02-01/6652
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016