Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 20 июля 2016 г. N 08/616-16
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России.
Члены комиссии:
Лактионов Д.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Крымского УФАС России;
Галась Д.А. - специалист - эксперт Отдела,
рассмотрев дело N 08/616-16, возбужденное по признакам нарушения Правительством Севастополя антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в виде принятия Правительством Севастополя постановления от 08 февраля 2016 года N53-ПП "О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима "чрезвычайной ситуации", на основании которого, в соответствии с пунктом 2, в период действия режима "чрезвычайной ситуации" Филиалу ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе предписано приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима "чрезвычайной ситуации", а также приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима "чрезвычайной ситуации", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
в присутствии представителя Правительства Севастополя: заместителя начальника Управления правового обеспечения и судебно-претензионной работы Бакуты В.В. (по доверенности от 24 июня 2016 года N 2837), установила:
08.02.2016 на официальном веб-сайте Правительства Севастополя по адресу: http://sevastopol.gov.ru/docs/253/18575, размещено Постановление от 08.02.2016 N 53-ПП "О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима "чрезвычайной ситуации", в соответствии с пунктом 2 которого в период действия режима "чрезвычайной ситуации" Филиалу ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе постановляется:
2.1. Приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима "чрезвычайной ситуации".
2.2. Приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима "чрезвычайной ситуации". Сроки по указанным категориям договоров продлеваются на количество дней действия режима "чрезвычайной ситуации".
В преамбуле Постановления от 08.02.2016 N 53-ПП указаны нормативные правовые акты, на основании которых органом государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Севастополя принято указанное постановление.
Законом города Севастополя от 30.04.2014 N5-ЗС "О Правительстве Севастополя" установлены полномочия Правительства Севастополя, в том числе, Правительство Севастополя:
- организует деятельность в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, руководит работой противопожарной службы города (пункт 5 статьи 31);
- управляет силами экстренных служб, привлекаемых к работам при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (пункт 6 статьи 31).
В соответствие с пунктом а) части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Статьей 5 Закона города Севастополя от 14.08.2014 N62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены полномочия органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отсутствуют полномочия, позволяющие принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), в соответствии с которыми создается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Кроме Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе, на территории города Севастополя осуществляют свою деятельность по подключению (технологическому присоединению) электроустановок юридических и физических лиц к электрическим сетям ФГУП "102 Предприятие электрических сетей" МО РФ, ГУП РК "Крымэнерго", которые являются конкурентами Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе.
В отношении них не установлены ограничения, препятствующие осуществлению деятельности на рынке по подключению (технологическому присоединению) электроустановок юридических и физических лиц на территории города Севастополя.
Кроме того, принятие Правительством Севастополя правового акта (Постановления от 08.02.2016 N 53-ПП), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, противоречит федеральному законодательству, законодательству об электроэнергетике и принятых в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Отказ Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе в соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Постановления от 08.02.2016 N 53-ПП в выдаче юридическим лицам технических условий и выполнения обязательств по заключенным с юридическими лицами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям может иметь признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - Кодекс).
Отказ Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе в соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Постановления от 08.02.2016 N 53-ПП в выдаче физическим лицам технических условий и выполнения обязательств по заключенным с физическими лицами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям может иметь признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса.
В связи с наличием в действиях Правительства Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2), выразившихся в принятии Правительством Севастополя Постановления от 08.02.2016 N53-ПП, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и которым создается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правительству Севастополя на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 18 марта 2016 года направлено предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - Предупреждение), путем исключения из Постановления от 08.02.2016 N53-ПП пунктов 2.1., 2.2. в течение 10 дней со дня получения Правительством Севастополя настоящего предупреждения.
Согласно почтового уведомления о вручении Предупреждение получено 24 марта 2016 года.
29 марта 2016 года (исх. N4938/37/1-16/1378) в адрес Крымского УФАС России поступило письмо за подписью заместителя Губернатора, Председателя Правительства Севастополя Булычева С.В. о рассмотрении Предупреждения и разработки проекта постановления, которым предусмотрено внесение изменений в правовую конструкцию нормы пункта 2 постановления N 53-ПП, которые позволят избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства.
06 мая 2016 года (исх. N744) в адрес Крымского УФАС России поступило письмо за подписью представителя Правительства Севастополя Булычева С.В., с представлением копии Постановления Правительства Севастополя от 14.04.2016 г. N327 (принято спустя 22 дня после получения Предупреждения), которым дополнена норма пункта 2 постановления N 53-ПП, по мнению представителя ответчика, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства.
Также в ходе рассмотрения дела N 08/616-16 о нарушении Правительством Севастополя антимонопольного законодательства, было представлено письменное доказательство, свидетельствующее о частичном устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения в правовую конструкцию нормы Постановления от 08.02.2016 N53-ПП соответствующих изменений, путем принятия Постановление правительства от 14.04.2016 г. N327-ПП.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что 08.02.2016 года Правительство Севастополя в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции приняло нормативный акт, который необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом - Филиалом ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Однако, учитывая, что Правительством Севастополя было принято Постановление от 14.04.2016 г. N327, которым дополнена норма пункта 2 постановления N 53-ПП, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства, Комиссия не находит основания для выдачи Правительству Севастополя предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия Правительства Севастополя, выразившиеся в принятии Постановления от 08.02.2016 N 53-ПП "О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима "чрезвычайной ситуации", в соответствии с пунктом 2 которого в период действия режима "чрезвычайной ситуации" Филиалу ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополе предписано приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима "чрезвычайной ситуации", а также приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима "чрезвычайной ситуации", таковыми, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Правительству Севастополя не выдавать, в связи с принятием Постановления от 14.04.2016 г. N327, которым дополнена норма пункта 2 постановления N 53-ПП, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства и таким образом исключающая обстоятельства, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела N 08/616-16 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 июля 2016 г. N 08/616-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016