Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 20 июля 2016 г. N 08/1084-15
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России.
Члены комиссии:
Лактионов Д.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Крымского УФАС России;
Галась Д.А. - специалист - эксперт Отдела,
рассмотрев дело N 08/1084-15, возбужденное по признакам нарушения Правительством Севастополя антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в виде принятия Правительством Севастополя Распоряжения от 30.04.15 г. N356-РП, которое отсутствует как на официальном сайте Правительства Севастополя, так и общем доступе, в соответствии с которым за ГУПС "Севтеплоэнерго" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество согласно приложениям к Распоряжению, в том числе, здания котельных, теплопунктов, вводы в многоквартирные жилые дома, внешние теплотрассы, наружные сети, то есть, объекты систем централизованного отопления, горячего водоснабжения, водоотведения, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Правительства Севастополя: заместителя начальника Управления правового обеспечения и судебно-претензионной работы Бакуты В.В. (по доверенности от 24 июня 2016 года N 2837), установила:
В ходе выполнения поручения Федеральной антимонопольной службы от 05.10.2015 NАД/53812/15, осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в адрес ГУПС "Водоканал", ГУПС "Севтеплоэнерго", ООО "СГС ПЛЮС" были направлены требования о предоставлении информации и документов:
1. Об использовании объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения и водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, копии договоров.
2. Информацию о закреплении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с указанием формы установленного права владения и (или) пользования (аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.), с приложением копий нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя.
3. Копии договоров аренды или концессионных соглашений по передаче объектов холодного водоснабжения и водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (с приложениями).
4. В случае использования объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и отсутствии при этом договоров аренды или концессионных соглашений по передаче таких объектов и (или) отдельных объектов таких систем, представить письменные пояснения оснований использования со ссылкой на законодательство Российской Федерации.
Согласно информации и документов, представленных ГУПС "Севтеплоэнерго" письмом от 26.10.2015 N2796, используемые объекты, системы централизованного отопления, горячего водоснабжения, водоотведения и (или) отдельные объекты таких систем включены в Реестр собственности города Севастополя, как государственное имущество, находящееся в казне города федерального значения Севастополя.
Распоряжением Правительства Севастополя от 30.04.2015 N356-РП, которое отсутствует как на официальном сайте Правительства Севастополя, так и общем доступе, за ГУПС "Севтеплоэнерго" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество согласно приложениям к распоряжению, в том числе, здания котельных, теплопунктов, вводы в многоквартирные жилые дома, внешние теплотрассы, наружные сети, то есть, объекты систем централизованного отопления, горячего водоснабжения, водоотведения.
При этом, на требование о предоставлении ГУПС "Севтеплоэнерго" копий договоров аренды или концессионных соглашений по передаче объектов холодного водоснабжения и водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такие договора представлены не были.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О концессионных соглашениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015), объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящиммися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведения) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Частью 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
То же самое установлено статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения.
Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия (бездействие).
Таким образом действия Правительства Севастополя по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения путем закрепления Распоряжением Правительства Севастополя от 30.04.2015 N356-РП вышеуказанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за ГУПС "Севтеплоэнерго" без проведения конкурсов на право заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, заключения концессионных соглашений, имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 08/1084-15 о нарушении Правительством Севастополя антимонопольного законодательства Правительством Севастополя не было представлено письменных доказательств, свидетельствующих об отмене Распоряжения Правительства Севастополя от 30.04.2015 N356-РП, о соблюдении Правительством Севастополя требований Федерального закона "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 27.07.010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия Правительства Севастополя по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения путем закрепления Распоряжением Правительства Севастополя от 30.04.2015 N356-РП вышеуказанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за ГУПС "Севтеплоэнерго", без проведения конкурсных процедур либо предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Правительству Севастополя обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела N 08/1084-15 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/1084-15 о нарушении
антимонопольного законодательства
20 июля 2016 года г. Севастополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России.
Члены комиссии:
Лактионов Д.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Крымского УФАС России;
Галась Д.А. - специалист - эксперт Отдела Крымского УФАС России,
руководствуясь статьей 36, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27 апреля 2016 года по делу N 08/1084-15, предписывает:
Правительству города Севастополя в месячный срок со дня получения настоящего Предписания:
Отменить Распоряжение Правительства Севастополя от 30.04.2015 N356-РП и соблюсти порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 27.07.010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 июля 2016 г. N 08/1084-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016