Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02-08-51-2016 (опубликовано 20 июля 2016 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N 02-08-51-2016
Резолютивная часть объявлена 05 июля 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года г.Курск
Комиссия рского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
- руководитель Курского УФАС России, председатель Комиссии,
- начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02-08-51-2016 по признакам нарушения Администрацией Рыльского района Курской области, ИП _ и ООО "Рыльское ДРСУ" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии: представителя Администрации Рыльского района (по доверенности) - Лунёвой С.В., индивидуального предпринимателя -., руководителя ООО "Рыльское ДРС" -., в отсутствие представителя прокуратуры Рыльского района Курской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 31.03.2016 г. поступило обращение Прокуратуры Рыльского района Курской области о нарушении антимонопольного законодательства при размещении и исполнении муниципального заказа на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области и создании муниципальным заказчиком - Администрацией Рыльского района Курской области преимуществ для одного из участников торгов - индивидуального предпринимателя _.
К указанному обращению приложены материалы прокурорской проверки, проведенной по обращению главного редактора АУКО "Редакция газеты "Районные будни", связанной с выполнением работ по строительству в 2015 году указанной автомобильной дороги в рамках размещения муниципального заказа.
Как следует из представленных материалов, Администрацией Рыльского района Курской области в сентябре-октябре 2015 года был проведен аукцион N0144300029715000012 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Автомобильная дорога "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области, при этом, дата начала подачи заявок на аукцион установлена с 16.09.2015 г., дата окончания подачи заявок 02.10.2015 г., дата проведения торгов 09.10.2015 г.
В информационной карте электронного аукциона заказчиком установлены ограничения для участия в вышеуказанном аукционе. Согласно данных ограничений в аукционе в электронной форме могут принять участие юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
В то же время, органами полиции Рыльского района Курской области, а также прокуратурой при проведении проверки и, в частности, опроса граждан и должностных лиц, было установлено, что фактически работы по строительству автодороги, являющейся предметом размещаемого заказа, были начаты местной строительной организацией ООО "Рыльское ДРСУ" до подведения итогов торгов. По результатам аукциона муниципальный контракт был заключен с единственным участником торгов - ИП _ по максимальной цене, который в свою очередь заключил договор субподряда на выполнение работ по строительству объекта "Автомобильная дорога "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области с ООО "Рыльское ДРСУ", что свидетельствует о наличии согласованности в действиях заказчика, подрядчика и субподрядчика, результатом которой стало ограничение конкуренции на торгах.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях муниципального заказчика - Администрации Рыльского района Курской области, индивидуального предпринимателя _ и ООО "Рыльское ДРСУ" признаков нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", которой запрещаются соглашения и согласованные действия органов государственной власти или местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Рыльского района Курской области и представленных материалов проверки Курским УФАС России возбуждено дело N 02-08-51-2016 по признакам нарушения ст.16 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий по размещению и выполнению муниципального заказа на строительство автомобильной дороги "Хомутовка-Рыльск-Глушково-Тёткино-граница с Украиной" Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе в сентябре-октябре 2015 года, которые могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов в форме электронного аукциона N0144300029715000012 в связи с фактическим началом выполнения указанных работ до подведения итогов торгов.
В ходе рассмотрения дела 18.05.2016 г. Прокуратура Рыльского района Курской области поддержала заявленные требования, пояснив, что, исходя из имеющихся материалов проверки, факт начала выполнения работ по строительству автодороги в Рыльском районе Курской области до проведения открытого аукциона установлен органами полиции, которые зафиксировали нахождение на данной автодороге нахождение техники и завоз материалов для строительства, что указывает на наличие согласованности в действиях заказчика, подрядчика субподрядчика.
Администрация Рыльского района Курской области на рассмотрении дела 18.05.2016 года пояснила, что Администрации, как заказчику проведения работ по строительству автодороги в Рыльском районе Курской области, не было ничего официально известно о начале производства строительных работ подрядчиком до заключения муниципального контракта. Контракт заключен по результатам аукциона 24.10.2015 г., никаких ограничений доступа к участию в торгах для других претендентов Администрацией как заказчиком не создавалось, к торгам допущены 4 участника. 13.10.2015 г. были подведены итоги торгов, с победителем ИП _ в установленный законом срок заключен контракт 24.10.2015 г. 14.09.2015 года заказчиком было проведено обследование земельного участка, предназначенного для строительства вышеуказанной автодороги. Актом обследования данного земельного участка утверждено, что на момент обследования на земельном участке не имелось признаков подготовительных или строительных работ. На объект до заключения муниципального контракта непосредственно в процессе проведения аукциона представители заказчика не выезжали.
ООО "Рыльское ДРСУ" указало на то, что строительство дороги до проведения аукциона им не осуществлялось, что подтверждается датами начала и окончания строительных работ в журнале производства работ по данному объекту. Администрация Рыльского района представила пояснения о том, что заказчик не располагал никакой информацией о начале выполнения работ по строительству дороги до заключения муниципального контракта с победителем аукциона, при этом, в его полномочия не входит осуществление дорожного контроля применительно к объекту строительства до его ввода в эксплуатацию, равно как и земельного контроля, полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления сельских поселений, а не муниципального района.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
Прокуратурой Рыльского района Курской области в соответствии со ст.ст.21, 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка по обращению главного редактора АУКО "Редакция газеты "Районные будни" о согласованных действиях Администрации Рыльского района Курской области как заказчика торгов и ООО "Рыльское ДРСУ", как субподрядчика при размещении и выполнении муниципального заказа на строительство автомобильной дороги в Рыльском районе в сентябре-октябре 2015 года, в результате которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Рыльского района и ООО "Рыльское ДРСУ".
Материалами дела, в том числе на основании документов прокурорской проверки, установлено, что 16.09.2015 г. муниципальным заказчиком - Администрацией Рыльского района Курской области объявлены торги в форме электронного аукциона (извещение на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru N0144300029715000012) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Автомобильная дорога "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области. Начальная цена контракта установлена в размере 10 998 644 рублей, дата начала подачи заявок на аукцион 16.09.2015 г., дата окончания подачи заявок 02.10.2015 г., дата проведения торгов 09.10.2015 г. В соответствии с условиями муниципального контракта работы должны быть выполнены в срок до 15.12.2015 г.
Согласно информационной карте электронного аукциона заказчиком установлены ограничения для участия в вышеуказанном аукционе, а именно: "В соответствии со статьей 30 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в аукционе в электронной форме могут принять участие юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, соответствующие требованиям установленным ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ и ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к категории субъектов малого предпринимательства относятся хозяйтсвенные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйтсва и индивиуальные предприниматели, при этом среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год составляет до ста человек.
ООО "Рыльское ДРСУ" в материалы представлены сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Согласно данной документированной информации, по состоянию на 01.01.2015 года среднесписочная численность ООО ""Рыльское ДРСУ" - 123 человека.
Как следует из материалов дела, а также письменных и устных пояснений ИП.,. является сотрудником ООО "Рыльское ДРСУ" в должности главного инженера. В связи с тем, что ООО "Рыльское ДРСУ" не относится ни к субъеткам малого предпринимательства, ни к социально ориентированным некоммерческим организациям и в силу ограничений, установленнных аукционной документацией, общество не могло подать заявку на участие в вышеуказанном аукционе.
На участие в данном аукционе было подано три заявки: ООО "Вертикаль", ООО "Партнер Строй", и ИП., являющийся работником ООО "Рыльское ДРСУ", при этом заявка ООО "Вертикаль" была отклонена аукционной комиссией Администрации Рыльского района Курской области в связи с непредставлением в составе первой части заявки информации, предусмотренной п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ.
Муниципальный контракт по результатам аукциона заключен Администрацией Рыльского района с индивидуальным предпринимателем. как с единственным участником, подавшим предложение о цене контракта в ходе проведения торгов. Как следует из протокола аукциона N0144300029715000012 от 13.10.2015 г., размещенного на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, ООО "Партнер Строй", также подавшее заявку и допущенное к участию в торгах, предложений о цене контракта при проведении процедуры аукциона не подавало. Контракт по итогам аукциона заключен 24.10.2015 г. с соблюдением сроков, установленных ФЗ "О контрактной системе.". 05.11.2015 года индивидуальным предпринимателем. заключен договор субподряда N1 с ООО "Рыльское дорожное ремонтно-строительное управление". Прокуратурой Рыльского района представлены копии журнала производства работ ООО "Рыльское ДРСУ", а также письменные объяснения директора и работников данной организации о том, что производство работ начато 05.11.2015 г. (в день заключения договора субподряда). Согласно размещенной на официальном сайте закупок, а также представленной Прокуратурой Рыльского района информации, муниципальный контакт исполнен в установленный срок, работы по строительству автодороги приняты заказчиком согласно акта сдачи-приемки 04.12.2015 г. и оплачены в полном объеме.
В то же время, материалами прокурорской проверки установлено, что субподрядчиком ООО "Рыльское ДРСУ" производство строительных работ на соответствующем участке автомобильной дороги фактически начато в июле-августе 2015 года до окончания срока подачи заявок на аукцион и определения победителя торгов, что указывает на наличие согласованности в действиях заказчика, подрядчика и субподрядчика, направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов стать победителями аукциона и выполнить предусмотренные документацией о торгах работы по строительству автодороги.
В ходе рассмотрения дела ответчиком индивидуальным предпринимателем _ в Курское УФАС представлены документы и пояснения, в которых подрядчик указывает, что производство работ, предусмотренных аукционной документацией (строительство автодороги на участке "Березники - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области) было начато ООО "Рыльское ДРСУ" 05.11.2015 г. после заключения договора субподряда. При этом, подрядчик ссылается на данные журнала производства работ, сведения в котором фиксируются работниками организации-субподрядчика и не носят объективный характер.
Администрацией Рыльского района Курской области представлены в Курское УФАС пояснения об отсутствии у Администрации как муниципального заказчика информации о начале производства работ, предусмотренных документацией об аукционе N0144300029715000012, до заключения контракта по результатам торгов.
Документы, исходящие от независимых источников (не являющихся сторонами контракта), подтверждающие указанный индивидуальным предпринимателем. срок начала производства строительных работ (ноябрь 2015 года), ответчиками не представлены.
Администрацией Рыльского района в Курское УФАС также представлена копия акта обследования планируемого к строительству объекта, составленного должностными лицами органов местного самоуправления Рыльского района и органов государственной власти Курской области 14.09.2015 г. до проведения аукциона на строительство автодороги "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово- Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области, которым зафиксировано, что на земельном участке, предназначенном для строительства, отсутствуют иные строения, сооружения и объекты недвижимого имущества помимо существующих зеленых насаждений. Информации относительно наличия либо отсутствия признаков проведения подготовительных к основному строительству работ (заготовка материалов, расчистка строительной площадки), не предполагающих возведение на этом этапе объектов недвижимости, данный акт не содержит, в связи с чем не может служить безусловным подтверждением отсутствия такой деятельности подрядчика. Кроме того, данный акт датирован ранее, чем материалы произведенной ОМВД России по Рыльскому району фотофиксации участка автодороги от 17.09.2015 г., подтверждающие начало подготовительных работ по завозу строительных материалов для устройства дорожного полотна (песок, щебень).
Материалами проведенной Прокуратурой Рыльского района проверки по обращению главного редактора газеты "Районные будни" Рыльского района Кецманова В.П., установлено, что в июле-августе 2015 года ООО "Рыльское ДРСУ" производило подготовительные работы к строительству вышеуказанной автомобильной дороги, в том числе завоз строительных материалов, необходимых для выполнения работ (песок, щебень), подготовку строительной площадки. Данные обстоятельства, установленные ОЭБ и ПК ОМВД России по Рыльскому району, подтверждаются материалами произведенной сотрудниками полиции фотофиксации участка автодороги, на котором предполагалось проведение строительных работ, по состоянию на 17.09.2015 г., а также письменными объяснениями должностных лиц ОМВД России по Рыльскому району и многочисленными письменными показаниями граждан, имеющимися в материалах дела. Так, согласно письменных объяснений, полученных старшим о/у ОЭБ и ПК ОМВД Россиии по Рыльскому району в ходе проведения проверки с 16.09.2015 г. по 14.10.2015 г., на участке автодороги, строительство которого предполагалось в рамках исполнения контракта, по состоянию на 17.09.2015 г. (до подведения итогов торгов) строительная техника ООО "Рыльское ДРСУ" выполняла укладку щебня в основание дороги, также были завезены строительные материалы, необходимые для выполнения дорожных работ (песок, щебень, бетонные конструкции), что было зафиксировано сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Рыльскому району с использованием фототехники.
Указанные доказательства носят объективный характер, поскольку исходят от лиц, не заинтересованных в результатах размещения и исполнения заказа, подтверждаются фотоматериалами, фиксирующими факт выполнения работ по состоянию на определенные даты, предшествующие дате проведения торгов, и опровергают доводы участвующих в деле лиц о том, что фактически производство работ по строительству вышеуказанной автомобильной дороги в Рыльском районе Курской области было начато субподрядчиком ООО "Рыльское ДРСУ" после заключения муниципального контракта по результатам аукциона в ноябре 2015 г.
Материалами дела на основании результатов прокурорской проверки, в том числе полученных от ОМВД России по Рыльскому району, установлено, что до завершения торгов на право заключения муниципального контракта на строительство автомобильной дороги "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово-Колтичеево" в Рыльском районе Курской области ООО "Рыльское ДРСУ" выполнялись на соответствующем участке автодороги подготовительные работы, завоз строительных материалов (в частности, песка и щебня), размещалась строительная техника, проводилась укладка песчаного основания дороги. Учитывая, что данные работы являются необходимым этапом строительства объекта и предусмотрены проектно-сметной документацией, входящей в состав документации об аукционе (в частности, ФЕР 01-02-099-2 "валка деревьев мягких пород", ФЕР 01-02-105-1 "корчевка пней в грунтах естественного залегания на тракторе с перемещением пней", ФЕР 01-02-107-1 "засыпка ям подкоренных бульдозерами", ФЕР 01-01-030-06 "разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами", ФЕР 27-03-01-001 "исправление профиля оснований щебеночных с добавлением нового материала" и т.п.), при этом, влекут для подрядной организации соответствующие затраты на производство самих работ и приобретение материалов, для выполнения таких подготовительных работ необходимо наличие соответствующих оснований, а именно, заключенного контракта с заказчиком выполнения работ. В то же время, материалами прокурорской проверки установлено, что на период выполнения этих работ победитель торгов на право заключения соответствующего муниципального контракта в порядке, предусмотренном ФЗ "О контрактной системе.", определен не был.
При этом, Администрацией Рыльского района как муниципальным заказчиком соответствующих работ и органом местного самоуправления, в полномочия которого согласно действующего гражданского законодательства входят вопросы управления имуществом (включая земельные участки), не было принято никаких мер по пресечению действий подрядчика, связанных с подготовкой к строительству, производимых до завершения аукциона и заключения муниципального контракта.
Исходя из полномочий собственника имущества, определенных ст. 209-210, ст.260-263 Гражданского кодекса РФ, собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом (в том числе земельными участками), несет бремя его содержания, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. При этом, собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, вправе обратиться в суд в установленном гражданским законодательством порядке с иском о сносе самовольной постройки. Соответственно, на собственнике (ином законном владельце) земельного участка лежит обязанность поддержания земельного участка в состоянии, соответствующем его целевому назначению и пригодном для использования согласно установленному разрешенному использованию, обеспечение соблюдения нормативных требований к использованию земель определенной категории, исключение случаев неправомерного занятия земельного участка и возведения на нем самовольных построек.
В ходе рассмотрения дела Администрацией Рыльского района Курской области представлены письменные пояснения относительно того, что до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположена рассматриваемая автодорога (свидетельства N46/05-1-436071 на земельный участок с кадастровым номером 46:20:000000:846, N46/15-1-434702 на земельный участок с кадастровым номером 46:20:050601:94) Администрация не осуществляла полномочия собственника данных земельных участков, т.к. государственная собственность на них не была разграничена, и в силу положений п.3 ст.72 Земельного кодекса РФ осуществление муниципального земельного контроля отнесено к функциям органов местного самоуправления сельских поселений (в данном случае - Березниковского сельсовета Рыльского района Курской области).
В то же время, согласно представленных Администрацией Рыльского района документов, разрешение на строительство автодороги N46-ru 465203292010001-03-2015 было выдано уполномоченным органом местного самоуправления (Администрацией Березниковского сельсовета) 08.10.2015 г. Администрации Рыльского района Курской области как заказчику (застройщику). В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается застройщику. При этом, в представленных в Курское УФАС России письменных пояснениях от 24.06.2016 г. Администрация Рыльского района указывает, что ею получено разрешение на строительство автодороги как застройщиком, поскольку в данной ситуации согласно положений п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является муниципальный заказчик, т.е. Администрация Рыльского района.
В соответствии с п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти или местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Постановлением Администрации Курской области от 31.12.2014 г. N914-па "Об утверждении перечней строек и объектов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и их финансировании" рассматриваемая автомобильная дорога в Рыльском районе Курской области не включена в перечень объектов, предусматривающих осуществление бюджетных инвестиций из областного бюджета в соответствии со ст.79 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем основания для использования земельных участков для строительства, принадлежащих иному правообладателю, у Администрации Рыльского района отсутствовали. Таким образом, с учетом вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ функции застройщика рассматриваемой автодороги выполнялись Администрацией Рыльского района в качестве правообладателя соответствующих земельных участков, предназначенных для строительства.
В связи с изложенным, на Администрации Рыльского района как лица, осуществляющего функции застройщика в отношении земельных участков, предназначенных для строительства автодороги, лежит ответственность за соблюдение установленного законом порядка использования этих земельных участков, исключение их самовольного занятия и использования, влияющего на возможность реализации предмета аукциона.
Бездействием Администрации Рыльского района, связанным с неисполнением возложенных законодательством функций застройщика как правообладателя земельных участков, предназначенных для строительства автодороги, и функций муниципального заказчика работ, заключающихся в обеспечении победителю торгов возможности реализовать условия заключаемого на торгах контракта, фактически были созданы условия для ООО "Рыльское ДРСУ", позволяющие ему начать производство работ по строительству автодороги до окончания торгов, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ.
Материалами дела установлено, что работы по строительству автодороги "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово -Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области, являющейся предметом аукциона N0144300029715000012, выполнялись ООО "Рыльское ДРСУ" в сентябре - октябре 2015 года до даты проведения соответствующих торгов. При этом, торги при их формальном соответствии требованиям ФЗ "О контрактной системе." фактически были лишены конкурентной составляющей, поскольку ценовое предложение в ходе аукциона было подано только одним участником - ИП., являющимся главным инженером ООО "Рыльское ДРСУ" и намеренным заключить договор субподряда с ООО "Рыльское ДРСУ" по состоянию на дату проведения аукциона уже приступившим к строительству автодороги.
При таких обстоятельствах, установленные материалами Прокуратуры Рыльского района факты начала выполнения ООО "Рыльское ДРСУ", не являющимся участником аукциона, предусмотренных этим контрактом работ (включая завоз материалов, необходимых для производства работ, и подготовительные работы, предусмотренные проектно-сметной документацией), но являющегося работодателем ИП., выигравшего вышеуказанные торги до даты заключения контракта свидетельствуют о наличии согласованности действий подрядчика, субподрядчика и заказчика, которые повлекли устранение конкуренции на торгах (отсутствие иных поданных предложений в ходе аукциона кроме подрядчика - ИП., являющегося субъектом малого предпринимательства).
Взаимосвязанные действия муниципального заказчика - Администрации Рыльского района Курской области, подрядчика ИП _ и субподрядчика ООО "Рыльское ДРСУ" привели к устранению фактической конкуренции при размещении заказа (в ходе торгов предложение о цене контракта сделано только одним претендентом - ИП., относящимся к субъектам малого предпринимаетльства) и противоречат требованиям статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", которой запрещаются согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Таким образом, ООО "Рыльское ДРСУ", приступив к выполнению работ до подведения итогов торгов и лишив таким образов иных претендентов фактической возможности выполнить эти работы, гарантировало отсутствие предложений иных участников в ходе аукциона и получило право на заключение муниципального контракта по максимальной цене, в то время как муниципальный заказчик, не приняв в рамках своих полномочий мер по пресечению строительных работ ООО "Рыльское ДРСУ" до заключения контракта, объявив аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечил преимущественные условия для участия в торгах местной подрядной организации, зарегистрированной в Рыльском районе Курской области.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на наличие согласованности в рассматриваемом поведении заказчика, подрядчика и субподрядчика при проведении торгов и выполнении строительных работ, являющихся предметом аукциона, в связи с чем данные действия ИП _ и ООО "Рыльское ДРСУ" и бездействие Администрации Рыльского района Курской области квалифицируются как нарушение статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются согласованные действия органов государственной власти или местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Материалами дела установлено, что по состоянию на дату рассмотрения дела муниципальный контракт от 24.10.2015 г. на выполнение работ по строительству объекта "Автомобильная дорога "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово - Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области, заключенный Администрацией Рыльского района с индивидуальным предпринимателем., исполнен сторонами в полном объеме, в связи с чем возврат сторон в положение, существовавшее до проведения соответствующих торгов и заключения контракта не возможно в силу объективных причин. При таких обстоятельствах, правовые основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст.50 ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ч. 1 ст. 23, ст. 41, ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию Рыльского района Курской области, ИП _ и ООО "Рыльское ДРСУ" нарушившими статью 16 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ путем осуществления согласованных действий по строительству объекта "Автомобильная дорога "Хомутовка - Рыльск - Глушково - Теткино - граница с Украиной" - Березники - Асмолово-Кольтичеево" в Рыльском районе Курской области, являющегося предметом закупки в форме электронного аукциона N0144300029715000012, до подведения итогов торгов, которые могли иметь своим результатом ограничение конкуренции при проведении указанного аукциона.
2. В связи с фактическим исполнением муниципального контракта, заключенного между Администрацией Рыльского района Курской области и ИП _ по результатам аукциона N0144300029715000012, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по ст.14.32 КоАП РФ и, в случае установления состава административного правонарушения, направления административных дел по подведомственности в арбитражный суд.
В соответствии со ст.52 ФЗ "О защите конкуренции", решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02-08-51-2016 (опубликовано 20 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016