Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 19 июля 2016 г. N 06/4603
Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2016
Решение изготовлено в полном объеме 19.07.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Школьный комбинат" (далее - Заказчик) Б. П. Федори (директор), А. М. Талыпова (по доверенности),
представители общества с ограниченной ответственностью "Мега Трейд" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, -
рассмотрев жалобу Заявителя от 27.06.2016 б/н, направленную Оренбургским УФАС России письмом от 30.06.2016 исх. N8616 (вх. N1307/09 от 30.06.2016), на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Мясо говядина, высший сорт" (извещение N 31603786091) (далее - Запрос котировок), рассмотрев предоставленные Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по установлению в техническом задании документации Запроса котировок требования о соответствии мяса говядины ненадлежащему ГОСТ.
Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.07.2016 N 06/4142, направленное Заявителю, Заказчику, Электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 14:00 07.07.2016.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, имеющей значение для принятия решения, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения продлен до 15:00 14.07.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок для нужд МУП "Школьный комбинат", утвержденным директором МУП "Школьный комбинат" от 23.03.2015 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки таким способом, как запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 16.06.2016 19:50;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) дата и время окончания подачи заявок: 24.06.2016 в 09:30, дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов: 24.06.2016 в 09:40;
4) начальная (максимальная) цена договора: 862 762,50 российских рублей;
1. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает, что: "Заказчик указал в техническом задании документации: Мясо, говядина, замороженная, высший сорт ГОСТ Р 55445-2013, что противоречит ГОСТу. В ГОСТ Р 55445-2016 п. 3.2 прописано "Замораживание высококачественной говядины не допускается". Товар указанный в техническом задании документации соответствует ГОСТ 317 97-2012, а не ГОСТу который указал заказчик в документации ГОСТ Р 55445-2013_" (цитаты из жалобы).
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности в соответствии с пунктами:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
На заседании Комиссии представители Заказчика с доводами жалобы согласились и пояснили, что при проведении Запроса котировок, в техническом задании на лот мясо (говядина) допущена техническая ошибка, а именно вместо ГОСТ N 317 97-2012 указан ГОСТ 55445-2013.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации Запроса котировок требование о соответствии поставляемого мяса говядины показателям ненадлежащего ГОСТ нарушают пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в связи с чем, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, установлено, что Заказчиком заключен Договор N153 на поставку продуктов питания для нужд муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Школьный комбинат" от 27.06.2016 с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Черномор" (сведения о договоре N59108120109160000530000 размещены на официальном сайте 25.06.2016).
2. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом
В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.
Комиссия, изучив документацию Запроса котировок, Положение о закупках, установила следующее.
В документации Запроса котировок Заказчик установил следующий срок заключения договора: "_
30 |
Срок заключения договора |
2 рабочих дня, со дня подписания заказчиком протокола о результатах закупки |
31 |
Срок подписания договора участником и возврата проекта заказчику |
2 рабочих дня, со дня получения от заказчика протокола о результатах закупки. |
_" (цитата).
Таким образом, Заказчиком в документации Запроса котировок сокращен законодательно установленный десятидневный срок на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, комиссии по закупке Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия, изучив Положение о закупках, установила, что Заказчиком по всем процедурам закупок не определен срок, в течение которого заключается договор по итогам проведенных закупок.
Следовательно, не определение Заказчиком в Положении о закупках товаров, работ, услуг срока для заключения договора по результатам проведенных закупок, фактически, не учитывает процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленную в Законе о закупке, Законе о защите конкуренции и исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому, направлено против прав участников закупки.
Учитывая изложенное, исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению в документации Запроса котировок сокращенного срока заключения договора с победителем закупки, менее законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, а также бездействие Заказчика, не определившего в Положении о закупках срок, в течение которого заключается договор с победителем процедуры закупки, нарушают требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) Комиссия решила:
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 2, пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с заключением договора Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции в части внесения изменений в Положение о закупках.
Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.07.2016 N 06/4142.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N 06/1345-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
14.07.2016 |
г. Симферополь |
Резолютивная часть предписания объявлена 14.07.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 19.07.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 14.07.2016 по делу N 06/1345-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мега Трейд" (вх. N1307/09 от 30.06.2016) на действия муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Школьный комбинат" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме "Мясо говядина, высший сорт" (извещение N 31603786091) (далее - Запрос котировок), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику в Положении о порядке проведения регламентированных закупок для нужд МУП "Школьный комбинат", утвержденном директором МУП "Школьный комбинат" от 23.03.2015 определить срок, в течение которого заключается договор по итогам проведенных закупок, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и с учетом решения от 14.07.2016 по делу N 06/1345-16.
2. Заказчику исполнить настоящее предписание и в срок до 25.08.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
3. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.07.2016 N 06/4142.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 июля 2016 г. N 06/4603
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016