Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
(опубликовано 19 июля 2016 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Завод Радиотехнического оборудования" (АО "ЗРТО") (далее - Организатор торгов); от ООО "Балтийская газовая компания" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.07.2016 N 16085/16) ООО "Балтийская газовая компания" на действия Организатора торгов АО "Завод Радиотехнического оборудования" при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию котельной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.54 для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31603748983), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
07 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31603748983 о проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию котельной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.54 для нужд АО "ЗРТО" (далее - закупка), Документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "ЗРТО" (далее - Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров АО "ЗРТО" (Протокол N 10/14 от 18.09.2014), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
600 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.06.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.06.2016 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
30.06.2016 в 18:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, дом 120, литера Х. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки N31603748983 не был заключен договор.
2. Доводы жалобы:
1) В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном выборе способа проведения закупки.
Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД ОК 034-2014) строительные работы, в том числе 43.22.12 Работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха относятся к коду 43.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р Организатор торгов обязан проводить электронный аукцион по работам строительным специализированным (кроме кода 43.13), которые относятся к коду 43 ОКПД ОК 034-2014.
2) Также Заявитель в своей жалобе подчеркивает неправомерное установление Организатором торгов требования о наличии у Подрядчика Лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "ЗРТО" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Балтийская газовая компания" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15152/16 от 11.07.2016 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15152/16 от 11.07.2016 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель - ООО "Балтийская газовая компания" не подавал заявку на участие в закупке, но относится к категории лиц (заявителей), в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих законное основание для обращения в антимонопольный орган, в случае если права или законные интересы таких лиц были ущемлены или нарушены в результате нарушения Организатором торгов порядка организации закупки.
1) Согласно ч. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р, на которое ссылается Заявитель в своей жалобе, перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утверждается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, Положение о закупках АО "ЗРТО" размещено на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu.
Из этого следует, что все закупки Организатором торгов проводятся в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Вместе с тем, при поиске закупки на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре закупок и заказов содержится информация, в соответствии с каким законом была размещена данная закупка.
Комиссия СПб УФАС России установила, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2) Согласно п. 2 Требований, предъявляемых к Подрядчику, указанных в Техническом задании Документации, Подрядчик, в обязательном порядке, должен иметь Лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности.
В соответствии с п. 3 Извещения, Разделом I "Информационная карта" и п. 1 Раздела III "Техническое задание" Документации предметом процедуры закупки является "выполнение работ по техническом обслуживанию котельной".
Как следует из Постановления Правительства РФ от 10.06.2016 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности", виды работ по предмету закупки не входят в лицензируемый вид деятельности.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления обязательного требования о наличии Лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности.
Однако пп. 1.2 п. 1 "Проекта договора", являющегося неотъемлемой частью Документации, установлен предмет договора - "Техническое обслуживание и ремонт оборудования производится в объемах и в сроки, в соответствии с Приложениями NN1,2,3".
Ремонт оборудования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.2016 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности" является лицензируемым видом деятельности.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что потенциальному желающему принять участие в процедуре закупки невозможно установить нужна ли в составе заявки Лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности, так как в Проекте договора указаны одни виды работ, а в п. 3 Извещения, Разделе I "Информационная карта" и п. 1 Раздела III "Техническое задание" Документации другие.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости, путем указания противоречивых сведений в составе Документации.
Вместе с тем в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пп. 15 п. 3.2.3 Документации в целях подтверждения соответствия обязательным требованиям участник размещения заказа должен представить документы, установленные документацией и подтверждающие соответствие участника дополнительным и квалификационным требованиям.
Данное требование является основанием допуска/ не допуска к участию в процедуре закупки.
В Документации п. 3 Технического задания установлено, что Подрядчик должен иметь подтвержденный опыт деятельности не менее 5 (пяти) лет, соответствующий предмету настоящего технического задания. Предоставляются копии договоров по аналогичным видам работ за указанный период, в объеме от 300 000 до 600 000 рублей, наличие не менее 5 положительных отзывов о деятельности компании. Наличие данных факторов должно подтверждено документально.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что установление обязательного требования об опыте, являющегося основанием допуска/ не допуска к участию в закупке, необоснованно ограничивает участие в закупке круга лиц, не обладающих опытом деятельности по предмету закупки не менее 5 (пяти) лет.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что наличие у участника опыта не может выступать критерием определения степени предпочтительности того или иного участника, или свидетельствовать о степени квалификации участника, представившего такой опыт.
Комиссия СПб УФАС России усматривает нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления обязательного требования о наличии опыта деятельности по предмету закупки не менее 5 (пяти) лет.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу (от 06.07.2016 N 16085/16) ООО "Балтийская газовая компания" на действия Организатора торгов АО "Завод Радиотехнического оборудования" при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию котельной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.54 для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31603748983), обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления обязательного требования о наличии опыта деятельности по предмету закупки не менее 5 (пяти) лет;
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления обязательного требования о наличии Лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III класса опасности;
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости, путем указания противоречивых сведений в составе Документации.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
14 июля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 14.04.2016 по жалобе N Т02-429/16 на действия Организатора торгов АО "Завод Радиотехнического оборудования" при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию котельной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.54 для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31603748983), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает
1. Организатору торгов АО "ЗРТО" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов путем аннулирования процедуры путем отмены юридически значимых документов, составленных в ходе проведения конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию котельной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.54 для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31603748983).
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 августа 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (опубликовано 19 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016