Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 18 июля 2016 г. N 13234/05-2016
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2016
Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
рассмотрев дело N 13234/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по почтовым ящикам жителей г. Ульяновска рекламного буклета АО "ГУЛЛИВЕР" "Эконом\ь/ка" (срок действия акции с 12.05.2016 по 25.05.2016), в котором указаны не соответствующие действительности цены на реализуемые товары, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - акционерного общества "ГУЛЛИВЕР" (далее - АО "ГУЛЛИВЕР"), расположенного по адресу: <_> установила:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина (вх. N 190/ог от 19.05.2016), который не дал согласия на разглашение своих персональных данных, о нарушении АО "ГУЛЛИВЕР" законодательства Российской Федерации о рекламе. По указанному заявлению Ульяновским УФАС России определением от 20.05.2016 возбуждено дело N 13234/05-2016 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено АО "ГУЛЛИВЕР". Рассмотрение дела назначено на 08.06.2016. Определение от 20.05.2016 (исх. N 2828-05 от 23.05.2016) направлено АО "ГУЛЛИВЕР" заказным письмом с уведомлением N 43206898636481 от 24.05.2016, а также 03.06.2016 - по электронной почте.
В Ульяновское УФАС России АО "ГУЛЛИВЕР" представлены письменные пояснения и документы, затребованные определением от 20.05.2016 (исх. б/н от 06.06.2016, вх. N 3385 от 07.06.216). На заседании Комиссии 08.06.2016 представителем АО "ГУЛЛИВЕР" пояснено, что с 12 по 25 мая 2016 года в магазинах торговой сети "ГУЛЛИВЕР" проходила акция на некоторые товары, в том числе на шоколад "Альпен Гольд". Об этой акции было заявлено в каталоге "Эконом\ь/ка" с указанием внизу: "Изображение товаров может отличаться от представленных в магазине", поскольку у работников отдела маркетинга, формирующих каталоги, не всегда есть фотографии товаров, которые имеются в наличии в магазинах. Поэтому АО "ГУЛЛИВЕР" не нарушило законодательство Российской Федерации о рекламе. Общество просит производство по данному делу прекратить.
Определением от 08.06.2016 срок рассмотрения дела N 13234/05-2016 продлен до 20.07.2016, рассмотрение дела назначено на 11.07.2016. У АО "ГУЛЛИВЕР" запрошены дополнительные документы и сведения. Определение от 08.06.2016 (исх. N 3188-05 от 10.06.2016) направлено АО "ГУЛЛИВЕР" 10.06.2016 по электронной почте, а также заказным письмом с уведомлением N 43206899633823 от 14.06.2016, которое получено 17.06.2016.
В Ульяновское УФАС России АО "ГУЛЛИВЕР" представлены письменные пояснения (исх. б/н от 23.06.2016, вх. N 4008 от 05.07.2016), из которых усматривается, что в компании "ГУЛЛИВЕР" разработан и утвержден Регламент по созданию и размещению каталога "Эконом\ь/ка" в торговой сети "ГУЛЛИВЕР" от 15.06.2015. По рассматриваемому каталогу, в соответствии с указанным регламентом, старший категорийный менеджер коммерческого отдела АО "ГУЛЛИВЕР" подготовил список товаров по своему направлению для размещения в каталоге, включив в него, в том числе, шоколад "Альпен Гольд", 90 г. После прохождения всех согласований 11.05.2016 старший категорийный менеджер коммерческого отдела должен был провести переоценку товара, который был заявлен в акции каталога (период действия с 12.05.2016 по 25.05.2016), в том числе переоценку всего шоколада "Альпен Гольд", 90 г., на цену 39 руб. 90 коп. 12.05.2016 директора магазинов торговой сети "ГУЛЛИВЕР" обновили прайс-листы на товар, указанный в каталоге "Эконом\ь/ка" (период действия с 12.05.2016 по 25.05.2016), разместили данные каталоги на стойках в магазинах, разместили оранжевые ценники "Выгодная покупка". АО "ГУЛЛИВЕР" считает, что общество не нарушило законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку ошибку допустил категорийный менеджер, который не перепроверил цену товара по категориям, включенным в каталог "Эконом\ь/ка" (период действия с 12.05.2016 по 25.05.2016), поэтому на один из видов шоколада "Альпен Гольд", 90 г., была установлена иная цена.
Исследовав материалы дела N 13234/05-2016, заслушав пояснения представителя АО "ГУЛЛИВЕР", Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу шоколада "Альпен Гольд", размещенную в рекламном каталоге "Эконом\ь/ка" (срок действия акции с 12.05.2016 по 25.05.2016), ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина (вх. N 190/ог от 19.05.2016), который, получив в свой почтовый ящик (в Засвияжском районе г. Ульяновска) рекламный каталог АО "ГУЛЛИВЕР" "Эконом\ь/ка" (срок действия акции с 12.05.2016 по 25.05.2016), решил приобрести с магазине "ГУЛЛИВЕР", в том числе, шоколад "Альпен Гольд" по цене, указанной в рекламе, - 39 руб. 90 коп. вместо 75 руб. 50 коп. При покупке указанного шоколада выяснилось, что шоколад "Альпен Гольд" "Черника с йогуртом", "Капучино" и "Темный" продаются по указанной в рекламе цене (39 руб. 90 коп.), а шоколад "Альпен гольд" "Клубника с йогуртом" продается по цене 70 руб. 00 коп.
Первая страница рассматриваемого рекламного буклета АО "ГУЛЛИВЕР" имеет следующее содержание. Вся страница выполнена в форме рисунка пейзажа, основную часть которого занимает небо (с изображением солнца и облаков белого и синего цвета), а внизу изображена семья, предположительно, вышедшая на пикник (папа несет большой пакет красного цвета с продуктами, мама несет шампуры, сын и дочь бегут по лужайке за мячом). Вверху от центра вправо помещен фирменный знак "ГУЛЛИВЕР", выполненный в красно-белом цвете, и в той же цветовой гамме - кружок, в котором белым цветом выполнена надпись: "с 12 по 25 мая". Ниже по центру помещена надпись: "Эконом ка", где между букв "м" и "к" сверху вставлена буква "ь", чтобы получился глагол повелительного наклонения "экономька".
Слева под надписью "Эконом\ь/ка" расположено изображение упаковки полуфабриката торговой марки "Кудашкино" и уложенных друг на друга нежареных шашлыков (куски мяса с помидорами "черри") на деревянных шпажках, расположенных на разделочной деревянной доске. На данное изображение наложены слева внизу прямоугольники желтого и красного цвета, на которых белым цветом выполнены надписи: "174-50" (перечеркнуто), "-20%", "139-90". Под прямоугольниками курсивом черного цвета имеется надпись: "Шашлык, ЦБ, охлажденный, в лотке, ТМ "Кудашкино", 1 кг".
Справа под надписью "Эконом\ь/ка" расположено изображение трех видов шоколада "Альпен Гольд": "Молочный", "Капучино" и "Клубника с йогуртом", на которое внизу справа наложены прямоугольники желтого и красного цвета с выполненными на них белым цветом надписями: "75-50" (перечеркнуто), "-43%", "39-90". Вверху над изображением справа имеется надпись, выполненная черным курсивом: "Шоколад "Альпен Гольд", в ассортименте, 90 г.".
Ниже помещено изображение двух упаковок печенья "Медвежонок Барни" с наполнителями "Молоко" и "Шоколад", на которое внизу справа наложены прямоугольники желтого и красного цвета с выполненными на них белым цветом надписями: "115-00" (перечеркнуто), "-39%", "69-90". Под изображением курсивом черного цвета выполнена надпись: "Пирожное "Барни", молочная и шоколадная начинка, 150 г.".
По нижнему краю первой страницы мелким шрифтом белого цвета приведен текст: "Акция действует с 12 по 25 мая 2016 года. Количество товаров ограничено. Все товары имеют необходимые сертификаты. Изображение товаров может отличаться от представленных в магазине. Условия проведения акции могут быть изменены без предварительного оглашения. Организатор акции - АО "ГУЛЛИВЕР". АДРЕС, ТЕЛЕФОН. Все цены указаны в рублях. Подробности на www.<_>". Правее более крупным шрифтом белого цвета - надпись: "Служба заботы о клиентах ТЕЛЕФОН", правее - два QR-кода "ВКонтакте" и "<_>".
На сайте АО "ГУЛЛИВЕР" в сети "Интернет" <_> в разделе "Покупателям" - "Акции" размещено фотографическое изображение рекламного буклета АО "ГУЛЛИВЕР" (срок действия акции с 12.05.2016 по 25.05.2016), листовок "Последний звонок", "Скидка! -25% на салаты", "Эконом\ь/ка" на алкогольную продукцию (период проведения акции с 12.05.2016 по 25.05.2016) - 2 шт. Больше ни в одном разделе сайта нет подробностей и правил проведения акции.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В нарушение указанной нормы законодательства о рекламе в рассматриваемом рекламном буклете размещено фотографическое изображение шоколада "Альпен Гольд" "Клубника с йогуртом" с указанием цены по акции 39 руб. 90 коп., однако данный товар фактически продавался по цене 70 руб. 00 коп., что следует из кассового чека и фотографии прилавка с ценниками, представленных заявителем.
Ссылка АО "ГУЛЛИВЕР" на то, что внизу страницы каталога имеется примечание: "Изображение товаров может отличаться от представленных в магазине" вследствие того, что у работников отдела маркетинга, формирующих каталоги, не всегда есть фотографии товаров, которые имеются в наличии в магазинах, поэтому изображен один вид шоколада, а скидка предоставляется на другой, не может быть принята во внимание. Реклама является законченным информационным продуктом, не требующим обращения к иным источникам информации. Кроме того, информация в рекламе должна быть представлена таким образом (цвет, размер, пространственное расположение), чтобы потребитель мог воспринимать ее содержание без дополнительных технических средств и приспособлений. В данном случае примечание: "Изображение товаров может отличаться от представленных в магазине" предполагает возможность изменения ИЗОБРАЖЕНИЯ по цвету и форме (конфигурации), но не по содержанию и категорийности товара.
В соответствии с Регламентом по созданию и размещению каталога "Эконом\ь/ка" до проведения акции подразделения торговой сети "ГУЛЛИВЕР" подготавливают перечень товарных подгрупп для каталога, дизайн-макет каталога, ассортимент товаров для размещения в каталоге, согласовывают рекламные модули на каждом листе, вносят корректировки. В каждом модуле каталога размещается наименование товара, изображение продукта, старая цена в рублях за штуку, новая цена с учетом скидки в рублях за штуку, скидка в процентах.
В рассматриваемом каталоге указано, что шоколад "Альпен Гольд" в ассортименте по 90 грамм будет реализовываться в период с 12.05.2016 по 25.05.2016 в магазинах торговой сети "ГУЛЛИВЕР" по цене 39 руб. 90 коп. Никаких оговорок, касающихся ограничения ассортимента и зафиксированной цены товаров, представленных в каталоге, ни на одной странице каталога не содержится. Следовательно, шоколад "Альпен Гольд" всех видов, имеющихся в наличии в магазине, весом 90 г. должен был продаваться в период с 12.05.2016 по 25.05.2016 в магазинах торговой сети по цене 39 руб. 90 коп.
Согласно представленным АО "ГУЛЛИВЕР" документам общество заключило с ООО "Чики-Брики" договор N 2015-9 от 06.05.2015 на оказание дизайнерских и рекламных услуг, в соответствии с которым последним подготовлен макет рекламного каталога. Также АО "ГУЛЛИВЕР" с ООО "Поволжский полиграфический комплекс" заключен договор <_> на изготовление и передачу полиграфической продукции для печати каталогов "Эконом\ь/ка". В соответствии с заключенными АО "ГУЛЛИВЕР" договорами с ФГУП "Почта России" (договор <_>на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов) и ООО "Курьерское агентство "Мозаика" (<_>на курьерское обслуживание) осуществлялось распространение каталога "Эконом\ь/ка" в населенных пунктах Ульяновской области.
В соответствии со п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В данном случае АО "ГУЛЛИВЕР" является рекламодателем, который согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" несет ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.
Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку рассматриваемая реклама была актуальна только в период проведения акции - с 12.05.2016 по 25.05.2016.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу шоколада "Альпен Гольд", размещенную на первой странице рекламного каталога "Эконом\ь/ка" (срок действия акции с 12.05.2016 по 25.05.2016) АО "ГУЛЛИВЕР", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Н.В. Курчангин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18 июля 2016 г. N 13234/05-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016