Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 18 июля 2016 г. N Р3-111/16
Резолютивная часть решения оглашена "14" июля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" июля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей администрации Токаревского района Тамбовской области <_> <_>
в отсутствие представителей ООО "Строй-Контракт", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Контракт" (далее - Заявитель) на действия администрации Токаревского района Тамбовской области при проведении аукциона в электронной форме на строительство подъездов к ОАО "Токарёвская птицефабрика" (площадки откорма N5, 6) Токарёвский район Тамбовской области - 1-й пусковой комплекс (извещение N 0164300039816000006) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Администрация Токаревского района Тамбовской области 24.06.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300039816000006 о проведении аукциона в электронной форме на строительство подъездов к ОАО "Токарёвская птицефабрика" (площадки откорма N5, 6) Токарёвский район Тамбовской области - 1-й пусковой комплекс (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 57 991 440,00 рублей.
Заказчик - администрация Токаревского района Тамбовской области.
ООО "Строй-Контракт", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Согласно доводам жалобы, положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) Заказчиком в инструкции по заполнению заявки не разъяснены значения символов: "-", "()", а также слов "не более", "не менее", "_до", "не менее", "не хуже", "свыше", "от_до", "мельче_не менее" и т.д.;
2) проект контракта не содержит положения о сроках осуществления Заказчиком приемки-сдачи выполненных скрытых работ;
3) Заказчиком в проекте контракта надлежащим образом не установлены требования к объему предоставления гарантии качества, вследствие чего, невозможно однозначно установить окончание срока действия гарантийных обязательств.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить размещение заказа и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные объяснения (вх. от 14.07.2016 N5232), просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки не разъяснены значения символов: "-", "()", а также слов "не более", "не менее", "_до", "не менее", "не хуже", "свыше", "от_до", "мельче_не менее" и т.д.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод заявителя, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация электронного аукциона содержит раздел 4 "Инструкция по заполнению заявок".
В приложении N 4 к документации об аукционе "Характеристики товаров (материалов), используемых при строительстве подъездов к ОАО "Токарёвская птицефабрика" (площадки откорма N5, 6) Токарёвский район Тамбовской области - 1-й пусковой комплекс" Заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, а также приведена инструкция по заполнению заявки.
По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.
В инструкции по заполнению заявки на участие в рассматриваемом аукционе указано, что: "При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) необходимо указывать конкретные наименования и значения характеристик без применения слов "типа", "аналог", "эквивалент", "должны", "могут" и других слов, не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в заявке. Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
В случае, если в тексте технического задания значение характеристики (наименования, свойства) товара перечесляются через запятую, а в окончании перечисления стоит союз "или", то необходимо выбрать один из перечисляемых вариантов значений характеристик (наименования, свойства) товара, в остальных случаях перечисление значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую следует воспринимать как необходимость указания всех перечисленных значений характеристик (наименований, свойств) товара.
Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. Исключение из данного правила составляют характеристики выделенные курсивом, по таким показателям, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на материал), либо, описывая значение диапазоном возможных значений (при их отсутствии или при отсутствии возможности получить конкретное значение по результатам лабораторных испытаний).
В случае если значения характеристик, характеристики материалов указаны в скобках, участнику размещения заказа необходимо либо представить товар со значением характеристик указанным перед скобками либо с одним из значений указанных в скобках.
В случае если после значения показателя стоит знак "*" данный показатель следует указывать только в случае его нормирования для данного материала.
Значения, указанные в квадратных скобках "[_]" указывают на условия испытаний и являются неизменными. Между знаками "/" указаны пояснения и указание их при заполнении заявки не обязательно.
Округление значений показателей используемого товара должно производиться не менее чем до сотых (в случае указания значения показателя без десятых, сотых и т.д. будет считаться, что числовой показатель является целым и остатка не имеет).
Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются.
Если предлагаемый участником размещения заказа товар имеет товарный знак, то наименование такого товарного знака должно быть указано в заявке на участие в аукционе.
Единицы величин, их наименования и обозначения должны соответствовать Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 года N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" и требованиям документации об аукционе".
В приложении N 1 к муниципальному контракту "Перечень нормативно-технических документов, применяемых при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" Заказчиком установлен перечень нормативно-технической документации, обязательный при заполнении заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Кроме того, представители Заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что при составлении аукционной документации, в том числе, при описании объекта закупки, Заказчиком использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Касаемо описания стандартных терминов, таких как "-", "()", а также слов "не более", "не менее", "_до", "не менее", "не хуже", "свыше", "от_до", "мельче_не менее" и т.д., Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данные обозначения приняты аналогично нормативной документации, распространяющейся на тот или иной товар (материал), а описание рассматриваемых терминов содержится в ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам"
Таким образом, все указанные аукционной документации показатели, требования, условные обозначения и термино-логия, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик используемых при выполнении работ товаров (материалов) предусмотрены техническими регламентами, принятыми в со-ответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разра-батываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации о стандартизации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом требований изложенных в инструкции по заполнению заявки, в отношении использования символов и терминов при заполнении заявки на участие в аукционе, Заказчик установил однозначные и понятные требования.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Заявитель указывает, что проект контракта не содержит положения о сроках осуществления Заказчиком приемки-сдачи выполненных скрытых работ.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.1 Проекта муниципального контракта (приложение N 3 к документации об аукционе) установлено следующее:
"Календарные сроки выполнения подрядных работ определены Сторонами:
- начало работ: с даты заключения контракта.
- окончание работ: 31 октября 2016 года".
Порядок приемки выполненных работ регламентирован статьей 6 Проекта муниципального контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что сроки приемки-сдачи выполненных скрытых работы входят в общий срок выполнения работ по контракту, предусмотренный пунктом 3.1 проекта контракта, а акты на скрытые работы входят в состав исполнительной документации (акт КС-2).
Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заявитель указывает, что невозможно однозначно установить срок действия гарантийных обязательств.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод заявителя обоснованным в силу следующего.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в пункте 21 Информационного паспорта аукциона установлено следующее:
срок завершения работ: 31 октября 2016 года.
Сроки выполнения работ установлены в пункте 3.1 проекта контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе.
Порядок заключения контракта и сроки регулируются статьей 70 Закона о контрактной системе.
Гарантийные обязательства установлены Заказчиком в виде паспорта (приложение N 2 "Гарантийный паспорт" к муниципальному контракту) в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 07 мая 2003 NИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них" в составе исполнительной документации и дифференцированы по срокам.
Законодательством предусмотрена возможность дифференцировать обеспечение исполнения обязательств. Ввиду этого, заказчик должен дифференцировать обеспечение исполнения обязательств по видам работ, гарантия качества на которые, распространяется на разные сроки (8 лет, 5 лет, 2 года и др).
Значение сроков действия гарантийных обязательств заключается в том, что от их правильного установления и исчисления зависит наступление прав и обязанностей сторон контракта.
Однако, Заказчик в гарантийном паспорте указал не конкретные сроки, а с минимальные значения, например "земляное полотно от 8 лет", "основание дорожной одежды от 6 лет" и т.д., что предоставляет Заказчику право предъявлять к участнику закупки требования, связанные с исполнением гарантийных обязательств, в неограниченные сроки.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация не дает участнику закупки четкого понимания о сроке действия гарантийных обязательств.
Таким образом, данные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает жалобу ООО "Строй-Контракт" в указанной части обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Строй-Контракт" обоснованной в части неустановления требований к гарантийному сроку.
Признать Заказчика - администрацию Токаревского района Тамбовской области нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, а именно: Заказчику при заключении муниципального контракта установить конкретный срок гарантийных обязательств, в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 07 мая 2003 NИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них"
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии К.И. Мурзин
В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июля 2016 г. N Р3-111/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016