Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 18 июля 2016 г. N 08/1389-16
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Лактионов Д.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
рассмотрев обращение Службы в городе Севастополе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю от 27 мая 2016 года N 171/25/4-6187в о проведении внеплановой проверки Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт морских биологический исследований имени А.О. Ковалевского РАН" (далее - Заказчик, ФГБУН ИМБИ) при проведении электронного аукциона на поставку угля (извещение N 0374100001316000001), рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http:// zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях проведения проверки, Управление направило в адрес Заказчика запрос информации и истребовало копии документов, составленных в ходе определения поставщика, в том числе, копию заключенного государственного контракта.
Письмом от 29 июня 2016 года N 17-07/453 ФГБУН ИМБИ пояснило о том, что направить всю имеющуюся документацию, составленную в ходе закупки на поставку угля, не представляется возможным, в связи с изъятием документации Управлением ФСБ по Республике Крым и городу Севастополю, и представило следующие копии документов:
- приказ о назначении Врио директора N 282 п/о от 22.04.2015 г.;
- приказ о создании единой комиссии по осуществлению закупок N 16-од от 08.05.2015 г.;
- положение о едино комиссии по осуществлению закупок;
- приказ об утверждении нового состава единой комиссии N 72-од от 10.08.2015 г.;
- акт изъятия от 22.04.2016 г.;
- акт изъятия от 25.04.2016 г.
Изучив размещенную на официальном сайте закупок аукционную документацию и протоколы заседания аукционной комиссии Заказчика, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 21 информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель договорной службы заказчика, договорный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении закупки, Заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 61 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации, в случае непредставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Подпунктом 2 пункта 22 информационной карты документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-7 п.21 (Требования к участникам размещения заказа) и п.18 (Преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям) Информационной карты.
Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии в составе декларации информации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является неправомерным и нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18 февраля 2016 года (далее - Протокол), на участие в аукционе было подано девять заявок, восемь из которых были отклонены аукционной комиссией Заказчика, в связи с чем, на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.
Одним из оснований отклонения заявок под номером 3, 5, 6, 7, 8, 9, в соответствии с Протоколом, явилось следующее: "требования технического задания к показателям высшая теплота сгорания при постоянном давлении и низшая теплота сгорания при постоянном объеме: "не менее 30 Дж/кг" (30 Дж/кг = 30 000 мДж/кг). В заявках предлагаются значения "58 мДж/кг", "50 мДж/кг", "30 мДж/кг", "35 мДж/кг", что меньше минимального допустимого значения".
Однако, в соответствии с техническим заданием, приведенным в части VI документации об Аукционе, по показателям "высшая теплота сгорания при постоянном объеме", "высшая теплота сгорания при постоянном давлении", "низшая теплота сгорания при постоянном объеме", "низшая теплота сгорания при постоянном давлении" установлены следующие требования:
Наименование |
Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика |
Значение, Предлагаемое участником |
Единца Измерения |
|
Требуемые показатели |
Значения показателей |
|||
Уголь |
высшая теплота сгорания при постоянном объеме |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
низшая теплота сгорания при постоянном давлении |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
высшая теплота сгорания при постоянном давлении |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
низшая теплота сгорания при постоянном объеме |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
Таким образом, в техническом задании установлена единица измерения "мДж/кг", а значит предложения участников "58 мДж/кг", "50 мДж/кг", "30 мДж/кг", "35 мДж/кг" являются соответствующими требованиям документации.
Кроме этого, согласно Протоколу, заявки под номерами 3, 4, 6, 7, 8, 9 были отклонены, в том числе, по следующему основанию: "требование технического задания к показателю массовая доля общей серы: "более 2,8 не более 10 " (10 промилле = 1 процент). В заявках предлагается значение "3,2%", "3%", "4,5%", "10%", "3,00%", что в несколько раз больше максимального допустимого значения".
В то же время, в техническом задании по показателю "массовая доля общей серы" установлено:
Наименование |
Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика |
Значение, Предлагаемое участником |
Единца Измерения |
|
Требуемые показатели |
Значения показателей |
|||
Уголь |
Массовая доля общей серы |
более 2,8 не более 10 |
|
% |
Вышеуказанное свидетельствует о том, что предложения участников соответствуют требованиям документации, а в Протоколе указаны недостоверные сведения в части единиц измерения, установленных в техническом задании.
Действия аукционной комиссии Заказчика необоснованно отклонившей заявки на участие в Аукционе нарушают требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно техническому заданию, Заказчиком установлены следующие характеристики объекта закупки:
Наименование |
Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика |
Значение, Предлагаемое участником |
Единца Измерения |
|
Требуемые показатели |
Значения показателей |
|||
Уголь |
вид угля
|
Бурый уголь; каменный уголь; антрацит |
|
|
марка угля
|
Любая соответствующая всем показателям |
|
|
|
класс угля по размеру кусков |
К; О, М; С; Ш |
|
|
|
стадия метаморфизма (классификация) |
низкая; средняя; высокая |
|
|
|
стадия метаморфизма |
VII - IX |
|
|
|
категория угля по обогатимости |
легкая; средняя; трудная |
|
|
|
показатель обогатимости угля |
не более 15 |
|
|
|
выход летучих веществ на сухое беззольное состояние угля |
не более 30 |
|
% |
|
объемный выход летучих веществ на сухое беззольное состояние угля |
не менее 100 |
|
мм3/т |
|
зольность на сухую массу угля |
не более 38 |
|
% |
|
минимальный размер кусков (нижний предел) |
0-13 |
|
мм |
|
максимальный размер кусков (верхний предел) |
более 2,5 не более 100 |
|
|
|
высшая теплота сгорания при постоянном объеме |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
низшая теплота сгорания при постоянном давлении |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
высшая теплота сгорания при постоянном давлении |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
низшая теплота сгорания при постоянном объеме |
не менее 30 |
|
мДж/кг |
|
массовая доля общего углерода |
не менее 5 |
|
% |
|
массовая доля общего кислорода |
не более 1 |
|
% |
|
массовая доля общего водорода |
не более 1,5 |
|
% |
|
массовая доля общей серы |
более 2,8 не более 10 |
|
% |
|
массовая доля общей влаги |
от 8 до 10 |
|
% |
|
массовая доля азота |
не более 3 |
|
% |
В соответствии с ГОСТ 10100-84 "Угли каменные и антрацит. Метод определения обогатимости", обогатимость угля измеряется в %, в то время как в техническом задании указана единица измерения -
По показателю "максимальный размер кусков (нижний предел)" Заказчиком не указана единица измерения, что не может являться объективным описанием объекта закупки.
ГОСТ 147-2013 приводит общие принципы метода определения теплоты сгорания. Настоящий стандарт распространяется на бурые и каменные угли, лигниты, антрациты, горючие сланцы, торф, продукты их обогащения и термической обработки, брикеты, кокс, биотопливо, и устанавливает метод определения высшей теплоты сгорания при постоянном объеме и стандартной температуре 250С в калориметрической установке с использованием калориметрической бомбы и способ расчета низшей теплоты сгорания при постоянном давлении.
Пунктом 3 настоящего ГОСТа определено, что высшая теплота сгорания при постоянном давлении и низшая теплота сгорания при постоянном объеме являются понятиями гипотетическими.
Согласно приложению Б.1 и Б.2 ГОСТа 147-2013, высшая теплота сгорания при постоянном давлении и низшая теплота сгорания при постоянном объеме являются величинами условными, так как подразумевают такое сочетание продуктов сгорания, которого в действительности быть не может, и потому ее нельзя определить экспериментально.
Согласно приложению Б.3 ГОСТа 147-2013, низшая теплота сгорания при постоянном давлении характеризует реальную энергетическую ценность топлива. Эта величина является расчетной, но не условной, так как имеет физический смысл.
Таким образом, низшая теплота сгорания не имеет стандартного показателя, а определяется путем вычисления, по приведенным в ГОСТе 147-2013 формулам, а такие показатели как высшая теплота сгорания при постоянном давлении и низшая теплота сгорания при постоянном объеме являются величинами условными и поэтому не могут свидетельствовать об объективном описании объекта закупки.
В связи с тем, что положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывают Заказчика объективно описывать объект закупки, а также использовать технические и функциональные показатели в соответствии с законодательством о стандартизации, Комиссия Управления приходит к выводу о несоблюдении Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, что нарушает пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку действий Заказчика при проведении Закупки, Комиссия Управления решила:
1. Признать обращение Службы в городе Севастополе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю от 27 мая 2016 года N 171/25/4-6187в о проведении внеплановой проверки ФГБУН ИМБИ при проведении электронного аукциона на поставку угля (извещение N 0374100001316000001) обоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания объекта закупки и не использования стандартных показателей при описании объекта закупки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части истребования в составе второй части заявки информации, не предусмотренной настоящим законом.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части необоснованного отклонения заявок участников.
7. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с заключением государственного контракта от 09 марта 2016 года.
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 июля 2016 г. N 08/1389-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016