Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 15 июля 2016 г. N 05-13-01/06-18.1-16
Резолютивная часть решения объявлена 12.07.2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" (далее - МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва"):
- "_", действующий на основании приказа от 16.03.2016 г. N 193;
в присутствии подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Куцеваловой Е.Ю.,
рассмотрев жалобу (вх. N 2881 от 01.07.2016 года) индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП _) (667007, г. Кызыл, ул. Слободская, д. 8) на действия комиссии Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва при организации и проведении запроса котировок N 31603810496 на поставку мяса кур охлажденных и в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), установила:
Жалоба подана в Тывинское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 указанного закона, в связи с чем, принята к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным и устным доводам подателя жалобы единая закупочная комиссия заказчика неправомерно признала заявку подателя жалобы несоответствующей требованиям запроса котировок в электронной форме, фактически ценовое предложение было указано при формировании заявки на электронной площадке, все документы были подписаны электронной цифровой подписью.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, и пояснил, что единая закупочная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку подателя жалобы, по причине несоответствия заявки требованиям документации закупки.
Заседание Комиссии проводилось 11.07.2016 г., в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Тывинского УФАС России приняла решение об объявлении перерыва до 18 часов 00 минут 12.07.2016 г.
Рассмотрев жалобу и выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок.
МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.03.2014 года размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва", утвержденное заместителем начальника по финансово-экономическим вопросам Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла от 29.12.2015 г. (далее - Положение).
Таким образом, МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" является заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках и при осуществлении закупок руководствуется нормами Закона о закупках и Положением.
В силу частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Частью 1 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Также, пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 23.06.2016 г. размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 31603810496 на право заключения договора на поставку мясо кур замороженное для нужд МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва", начальная (максимальная) цена договора: 37 500 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в запросе котировок N 10787 от 01.07.2016 г. на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме N 31603810496 было подано 2 заявки: N 1 (ИП _) и N 2 (Глава К (Ф)Х _).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 10787 от 01.07.2016 г. от участника закупки под номером 1 (ИП _) поступило ценовое предложение в размере 32 500, 00 рублей, участником закупки под номером 2 (Глава К (Ф)Х _) предложено ценовое предложение в размере 36 500, 00 рублей. В результате рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке единой закупочной комиссией заказчика принято решение о несоответствии заявки под номером 1 (ИП _), заявка под номером 2 признана соответствующей требованиям документации запроса котировок в электронной форме.
На основании протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 10787 от 01.07.2016 г. победителем признана заявка участника закупки под номером 2 (Глава К (Ф)Х _) с лучшим ценовым предложением в размере - 36 500,00 рублей.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты документации запроса котировок в электронной форме N 31603810496 на поставку мяса кур охлажденных установлены требования к содержанию, форме, оформлению заявки на участие в закупке, согласно которому заявка на участие запроса котировок в электронной форме подается в электронной форме (часть IV "Форма заявки" документации на проведение запроса котировок в электронной форме) с использованием функционала и в соответствии с регламентом работы электронной торговой площадки: "РТС-тендер" на официальном сайте http://rts-tender.ru. Подача заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.
На основании подпункта 8.6 пункта 8 Регламента работы электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" для проведения закупок товаров, работ, услуг в рамках Закона о закупках и иных коммерческих закупок следует, что при формировании заявки на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе цен, запросе котировок клиент электронной площадки обязан при заполнении экранной формы заявки указать сведения о цене, по которой он согласен заключить договор по итогам соответствующей закупки. В случае расхождения сведений о цене, указанных в соответствующем поле экранной формы заявки на электронной площадке и сведений о цене, указанных в документах, содержащихся в загруженном файле, для автоматического формирования протоколов процедуры принимаются сведения о цене, указанные в соответствующем поле формы заявки на электронной площадке.
Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения представленной заказчиком копии заявки ИП _ установлено, что заявка не содержит информацию о ценовом предложении.
Однако, согласно представленной информации оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3018 от 12.07.2016 г.) следует, что экранная форма заявки под номером 1 (ИП _) содержит предложение о цене договора в размере 32 500, 00 рублей.
На основании вышеизложенного следует, что фактически заявка участника закупки под номером 1 (ИП _) содержала ценовое предложение, что подтверждается вышеуказанной информацией, представленной оператором электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" и протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 10787 от 01.07.2016 г.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения части IV "Форма заявки" документации на проведение запроса котировок в электронной форме размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru установлено, что пункт о ценовом предложении участника закупки отсутствует.
В соответствии с подпунктом 15.15 Положения закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
На основании вышеизложенного следует, что единая закупочная комиссия нарушила подпункт 15.15 положения, в части неправомерного признания заявки ИП Куцеваловой Е.Ю. несоответствующей требованиям документации запроса котировок в электронной форме, по причине отсутствия ценового предложения.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что в часть IV "Форма заявки" документации на проведение запроса котировок в электронной форме, размещенной на официальном сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" заказчиком внесено изменение, а именно пункт о возможности участникам закупки внесения ценового предложения.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под единой информационной системой в сфере закупок понимается совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил функционирования Единой информационной системы в сфере закупок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 г. N 1414 единая информационная система осуществляет информационное взаимодействие с информационными системами, в том числе с электронными площадками, обеспечивающими проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в электронной форме.
При этом, Комиссия Тывинского УФАС России считает, что при наличии разночтений в размещенной информации на сайте электронной площадке и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционал ЕИС имеет приоритет.
Кроме того, согласно представленной в составе первой части заявки ИП _ декларации о соответствии требованиям, предусмотренным пунктами 3-5, 7-9, части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует подпись и печать ИП _
Согласно представленным документам от оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3018 от 12.07.2016 г.) следует, что каждый документ, входящий в состав заявки ИП _ в том числе вышеуказанная декларация подписаны электронно-цифровой подписью участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) под электронной подписью следует понимать информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В силу части 3 статьи 6 Закона об электронной подписи если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
На основании вышеизложенного следует, что декларация ИП _ подписанная электронной цифровой подписью равнозначна декларации пописанной и заверенной печатью руководителя на бумажном носителе.
В соответствии с подпунктом 15.15 Положения закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, единая закупочная комиссия заказчика нарушила пункт 15.15 Положения, в части неправомерного отклонения заявки участника закупки ИП _ по причине отсутствия печати и подписи руководителя.
На основании вышеизложенного следует, что довод подателя жалобы о неправомерном признании заявки не соответствующей требованиям документации закупки является обоснованным.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ИП _ на действия комиссии Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва при организации и проведении запроса котировок N 31603810496 на поставку мяса кур охлажденных для нужд МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" установлено следующее:
Как было указано ранее, в силу частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с подпунктом 10.1 Положения МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" закупка может осуществляться следующими способами:
путем проведения торгов в форме конкурса (открытый конкурс, закрытый конкурс), аукциона (аукцион в электронной форме);
без проведения торгов: запрос котировок (запрос цен), закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 15 Положения МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" установлены требования к проведению запроса котировок (запроса цен).
Таким образом, такой способ закупки как запрос котировок в электронной форме Положением МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" не предусмотрен.
На основании вышеизложенного следует, что организатор торгов - МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" нарушил часть 1, 2 статьи 2, часть 3 статьи 3 Закона о закупках, в части осуществления закупки способом, не предусмотренным Положением МБДОУ "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ обоснованной.
2. Признать Единую закупочную комиссию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" нарушившей пункт 15.15 Положения о закупке товаров, работ, услуг Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва", в части неправомерного признания несоответствующей требованиям извещения о проведении запрос котировок в электронной форме N 31603810496 заявки ИП _
3. Признать организатора запроса котировок в электронной форме -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" нарушившим часть 1, 2 статьи 2, часть 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части осуществления закупки способом, не предусмотренным Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва".
4. Выдать организатору торгов - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида "Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии О.А. Коржавина
А.В. Саин
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 05-13-01/06-18.1-16 об устранении нарушений антимонопольного законодательства
Резолютивная часть предписания объявлена 12.07.2016 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 15.07.2016 года.
Комиссия Тывинского УФАС России в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 15.07.2016 г., принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. N 2881 от 01.07.2016 года) индивидуального предпринимателя _ (667007, г. Кызыл, ул. Слободская, д. 8) на действия комиссии Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва при организации и проведении запроса котировок N 31603810496 на поставку мяса кур охлажденных и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 27.06.207 года N 135-ФЗ "О защите конкурении", предписывает:
Организатору торгов и комиссии организатора торгов - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва в срок до 29.07.2016 года: - аннулировать запрос котировок в электронной форме N 31603810496 на поставку мяса кур охлажденных.
- привести Положение о закупках в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Комиссии Тывинского УФАС России N 05-13-01/06-18.1-16 от 12.07.2016 г. и разместить соответствующее Положение о закупках на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о контрактной системе на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
2. Организатору торгов - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 20 г. Кызыла Республики Тыва в срок до 01.08.2016 г. проинформировать Тывинское УФАС России в письменной форме об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии О.А. Коржавина
А.В. Саин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 июля 2016 г. N 05-13-01/06-18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016