Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 15 июля 2016 г. N 1124-Ж
Резолютивная часть решения оглашена "12" июля 2016 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено "15" июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 34 от 15.04.2016 г. в составе:
Председатель комиссии:
<> - <>
Члены комиссии:
<> - <>
<> - <>
в присутствии представителя Заказчика - ООО "РН-Юганскнефтегаз" (далее - Заказчик), <> - <>
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Артемида", уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы обращения,
рассмотрев жалобу ООО "Артемида" (вх. от 01.07.2016 N 1124-ж),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия - Заказчика, при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции для АУП, УКС ООО "РН-Юганскнефтегаз", извещение N 31603818413.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 04.07.2016 N 02/МО-3612). Рассмотрение жалобы назначено на 12.07.2016 г.
Как следует из содержания жалобы, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о наличии производственной базы в г. Нефтеюганск или Нефтеюганском районе, г. Сургут.
Вместе с тем, Заказчиком установлено требование о наличии у работников регистрации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а для иностранных работников и работников без гражданства соответствующего разрешения на работу. В случае установления факта нахождения работника Исполнителя на территории объектов Заказчика в нарушение требований к регистрации Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 50 000 рублей за каждый случай обнаружения такого работника.
На основании изложенного, Заявитель просит:
1) Приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу;
2) Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением N П2-08 Р-0019 о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным решением Совета директоров ОАО "НК "Роснефть", протокол 03.04.2015 г. (далее - Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
26.06.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение N 31603818413 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции для АУП, УКС ООО "РН-Юганскнефтегаз".
В соответствии с пунктом 3.2.2 информационной карты блока 2 документации о закупке установлено требование о наличии производственной базы в г. Нефтеюганске или Нефтеюганском районе, г. Сургут.
В ходе рассмотрения жалобы, а также в письменном возражении представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 10.5.2. Положения о закупке, Заказчик при подготовке документации о закупке вправе установить требования к участнику закупки в рамках конкретной процедуры закупки и провести на их основании отбор.
На основании изложенного, представитель Заказчика сделал вывод о том, что установление требования к наличию производственной базы в г. Нефтеюганск или Нефтеюганском районе, г. Сургут обусловлено необходимостью своевременного согласования эскизов, приемки и контроля качества полиграфической продукции заказчиком и предусмотрено действующим Положением о закупке, не ограничено Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление таких требований на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Указанные действия не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Более того, предъявляя такое требование к участникам закупочной процедуры, заказчик фактически ограничил круг участников закупки предоставляя возможность участия в закупке лишь участникам (поставщикам), производственные базы которых находятся на территории г. Нефтеюганска или Нефтеюганского района, г. Сургута. У потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, отсутствовала возможность принять участие в закупке, тем самым Заказчиком был нарушен принцип обеспечения единства экономического пространства, принцип расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении требования о наличии производственной базы в г. Нефтеюганске или Нефтеюганском районе, г. Сургут, выявлены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с приложением 6 "согласие с условиями договора" документации о закупке, "Исполнитель обязуется использовать на объектах Заказчика работников только при наличии у них регистрации в Ханты-Мансийском округе, а для иностранных работников и работников без гражданства, также соответствующего разрешения на работу. Под работниками для целей настоящего пункта понимаются российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, привлекаемые Исполнителем на основании заключенных с ними трудовых и гражданско-правовых договоров".
В случае установления факта нахождения работника Исполнителя на территории объектов Заказчика в нарушение требований к регистрации Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 50 000 руб. за каждый случай обнаружения такого работника. Заказчик имеет право удержать штраф в одностороннем порядке из суммы, подлежащей уплате Исполнителю за выполненные работы. Факт нахождения на объектах Заказчика работников Исполнителя работающих без соответствующего разрешения или регистрации, устанавливается актом Заказчика, с участием представителя Исполнителя или протоколом органов внутренних дел. В случае отказа представителя Исполнителя от подписания указанного акта в нем делается соответствующая отметка".
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установленные условия, содержащиеся в приложении N 6 документации о закупке внесены ошибочно.
Вместе с тем, выражая согласие с условиями договора, участник закупки не принимает на себя обязательства по выполнению обжалуемого условия, так как договор его не содержит.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в проекте договора, установленные приложением N 6 документации о закупке условия договора, отсутствуют.
Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения жалобы данные условия не исключены.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Артемида" на действия Заказчика ООО "РН-Юганскнефтегаз", при проведении открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции для АУП, УКС ООО "РН-Юганскнефтегаз" извещение N 31603818413, обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз", выразившихся в установлении требования о наличии склада в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе, г. Сургут, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
3. Выдать ООО "РН-Юганскнефтегаз" обязательное для исполнения предписание.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии: <>
<>
ПРЕДПИСАНИЕ N 68
15.07.2016 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N1 от 12.01.2016 г. в составе:
Председатель комиссии:
<> - <>
Члены комиссии:
<> - <>
<> - <>
на основании своего решения от 15.07.2016 года, вынесенного по жалобе ООО "Артемида" (вх. от 01.07.2016 N 1124-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "РН-Юганскнефтегаз" в срок до 05 августа 2016 года:
1. Отменить результаты, в том числе протоколы, составленные в ходе проведения открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции для АУП, УКС ООО "РН-Юганскнефтегаз", извещение N 31603818413.
2. Исключить из документации о закупке, (извещение N 31603818413) требование о наличии производственной базы на территории г. Нефтеюганска или Нефтеюганского района, г. Сургута;
3. Исключить из приложения N 6 технических условий закупки (извещение N 31603818413) требование об обязанности Исполнителя использования на объектах Заказчика работников только при наличии у них регистрации в Ханты-Мансийском округе, а для иностранных работников и работников без гражданства, также соответствующего разрешения на работу. Под работниками для целей настоящего пункта понимаются российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, привлекаемые Исполнителем на основании заключенных с ними трудовых и гражданско-правовых договоров".
4. Установить новый срок проведения открытого запроса цен в электронной форме на оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции для АУП, УКС ООО "РН-Юганскнефтегаз", извещение N 31603818413.
5. В срок до 06 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре представить информацию об исполнении пунктов настоящего предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить <> - <>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии: <>
<>
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 июля 2016 г. N 1124-Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016