Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 13 июля 2016 г. N 06-10/48-16
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения АО "ТОМЗЭЛ", установила следующее:
Согласно ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
19 июня 2015 года Решением Совета директоров АО "ТОМЗЭЛ" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО "ТОМЗЭЛ" (далее - Положение о закупке) (Протокол N 5). Таким образом, АО "ТОМЗЭЛ" при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Таким образом, законодателем определено, что информация, которая размещается на официальном сайте, определяется законом и положением о закупке.
22 июня 2016 года АО "ТОМЗЭЛ" разместило извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) о проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" (Извещение N 31603802794) с начальной (максимальной) ценой договора (лота): 4 757 882,6 рублей.
В соответствии с п.п.1, 3, 7 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик; требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Согласно п.2.3 Положения о закупке, документацией является комплект документов, содержащих информацию о технических, организационных и иных характеристиках предмета закупки, об условиях и процедуре проведения закупки и о требованиях к заявке.
Согласно п.3.7 Положения о закупке в документации о закупке указываются, в частности: установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара; к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Из указанных требований следует, что документация о закупке должна быть составлена в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также Положением о закупке. В частности, документация о закупке должна содержать установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, порядок формирования цены договора (цены лота), а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки.
В документации о закупке по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" (Извещение N 31603802794) отсутствуют установленные в Законе N 223-ФЗ и Положении о закупке требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых выключателей, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик. Кроме того, в документацию о закупке не был включен порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, законодателем определено, что при проведении закупки организатор торгов руководствуется перечисленными выше принципами.
Документация о закупке по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" (Извещение N 31603802794) не соответствует требованиям Закона N 223-ФЗ и Положения о закупке, поскольку в ней не указаны сведения, определенные п.3.7 Положения о закупке. Документация о закупке, размещенная на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), состоит из отдельных, разрозненных документов, которые содержат в себе наименование взрывозащищенных выключателей компании BARTEK без каких-либо требований, технических характеристик к поставляемому товару, что не дает полного представления участникам закупки о предъявляемых Заказчиком требованиях к товару, таким образом, организатором торгов нарушены принципы информационной открытости закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, закрепленный в ч.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
При проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" организатор торгов - АО "ТОМЗЭЛ" установил начальную (максимальную) цену договора (лота) в размере 4 757 882,6 рублей.
Исходя из пояснений представителей АО "ТОМЗЭЛ", порядок определения цены материально-технических ресурсов для установления начальной (максимальной) цены лотов при проведении закупки материально-технических ресурсов регулируется Отраслевым регламентом ОАО "АК Транснефть" ОР-91.010.20-КТН-217-10 "Порядок определения цены материально-технических ресурсов" (далее - Отраслевой регламент).
В документации о закупке по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" отсутствует порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Кроме того, Отраслевой регламент, в соответствии с которым организатором торгов устанавливается начальная (максимальная) цена договора, закрыт для свободного доступа, не размещен на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), чем нарушается принцип информационной открытости закупки, установленный ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно п. 5.4 Отраслевого регламента, на который ссылаются представители АО "ТОМЗЭЛ", среднерыночная цена определяется на основе данных (прайс-листов и/или технико-коммерческих предложений), полученных от производителей или их официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров), а также из открытых источников информации (интернет-ресурсы производителей или их официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров)). Статус официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров) по отношению к производителю продукции должен быть подтвержден соответствующими документами.
Начальная (максимальная) цена договора по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" в размере 4 757 882,60 рублей установлена организатором торгов на основании стоимости оборудования, указанной в коммерческом предложении официального дилера продукции компании BARTEK ООО "ЛАН-КАБЕЛЬ", наделенного эксклюзивными правами на поставку взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK с учетом обязательства по снижению цены поставок данной продукции в 2016 году не менее, чем на 7% от текущих цен.
Организатором торгов - АО "ТОМЗЭЛ" в материалы дела не предоставлено информации о том, что сведения о среднерыночной цене взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK были получены из нескольких источников.
Таким образом, действиями АО "ТОМЗЭЛ" по установлению начальной (максимальной) цены договора по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" нарушаются положения ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, а именно принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Организатором торгов была установлена цена договора (лота), ограничивающая число участников закупки, поскольку начальная (максимальная) цена закупки установлена с учетом стоимости выключателей, представленной официальным дилером продукции, наделенного эксклюзивными правами на поставку взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK с учетом обязательства по снижению цены.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Документация о закупке по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" составлена в нарушение требований Закона N 223-ФЗ, а также Положения о закупке, не содержит в себе, определенных Положением о закупке сведений, в частности в документации о закупке отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых выключателей, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, а также порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Кроме того, организатором торгов - АО "ТОМЗЭЛ" нарушены принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ в части несоответствия документации о закупке требованиям Положения о закупке, отсутствия требований, технических и иных характеристик к взрывозащищенным выключателям, не позволяющих участникам закупки определить требования к поставляемому товару, установления начальной (максимальной) цены договора (лота), не позволяющей участникам закупки поставить товар надлежащего качества по ценам, более низким, чем закупочные.
Таким образом, действия организатора торгов - АО "ТОМЗЭЛ" приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK при выражении отдельного конкурентного преимущества ООО "ЛАН-КАБЕЛЬ".
На основании изложенного руководствуясь ст.17, ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "СТСК" на действия организатора закупки - АО "Томский завод электроприводов" при проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту N 100/16 "Выключатели "BARTEK GmbH" (4 квартал)" обоснованной.
Выдать АО "Томский завод электроприводов" предписание о внесении изменений в документацию о закупке в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "ТОМЗЭЛ".
Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 июля 2016 г. N 06-10/48-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016