Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 12 июля 2016 г. N 08-01-259
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Альянс", поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
в присутствии представителя заказчика - администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района: "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Альянс" на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству детских игровых площадок (извещение N 0151300052516000016), начальная (максимальная) цена контракта 289 738,54 рублей, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Альянс" с жалобой на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству детских игровых площадок.
Суть жалобы заключается в следующем. ООО "Альянс" считает, что следующие положения извещения и аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В разделе 4 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено, что гарантийный срок на выполненные работы составляет не менее 24 месяцев с момента подписания акта ввода объекта в эксплуатацию, объем гарантий качества - полный.
В п. 6.1 проекта контракта установлено, что подрядчик гарантирует, что выполняемые работы соответствуют требованиям, установленным в контракте, обязательным нормам и правилам, регулирующим данную деятельность (ГОСТ, ТУ), а также иным требованиям законодательства Российской Федерации, действующим на момент выполнения работ, в течение 24 месяцев со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ.
Согласно п. 1.1 проекта контракта предметом контракта является изготовление и монтаж игрового оборудования для детской площадки, следовательно, гарантийный срок 24 месяца, установленный в п. 6.1 проекта контракта, распространяется в равной мере на изготовленное оборудование и работы по его монтажу.
Однако, в п. 5.1 описания объекта закупки установлено, что срок и объем предоставления гарантий качества на работы - не менее 1 года и оборудование - не менее 1 года.
В п. 6 описания объекта закупки установлено, что гарантийный срок товара со дня ввода в эксплуатацию составляет не менее 30 (тридцати) месяцев, но и не менее срока действия гарантии, установленной производителем данного товара. Началом гарантийного периода считается дата ввода в эксплуатацию товара.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, указанные гарантийные требования противоречат друг другу, следовательно, заказчиком нарушены требования ч.3 ст.7 ФЗ N 44-ФЗ.
В извещении и документации об аукционе указаны недостоверные сведения относительно объекта закупки. Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является устройство детских игровых площадок, однако в наименовании документации, информационной карте и п. 1.1 проекта контракта указано, что объектом закупки является изготовление и монтаж оборудования для детской игровой площадки. Таким образом, заказчиком изменена сама суть объекта закупки. Если в первом случае у подрядчика существует возможность либо самостоятельно изготовить, либо закупить и поставить уже готовый товар заказчику с последующим его монтажом, то во втором случае заказчиком установлено обязательное требование выполнения работ по изготовлению и монтажу оборудования непосредственно самим подрядчиком. Таким образом, заказчиком нарушены требования ч.3 ст.7 и п.1 ч.1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
В п.2 спецификации и описания требуемых изделий описания объекта закупки к товару "скамья" установлены следующие требования. Габаритные размеры примерно 1.5 х 0.4-м. Высота не более 0.5-м.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, установленное заказчиком "примерное" значение габаритных размеров товара является нарушением ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
В аукционной документации отсутствуют товары, на которые указаны товарные знаки. Однако в аукционной документации установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе как при отсутствии указания на товарный знак, так и при наличии указания на товарный знак в документации об аукционе.
Кроме того, в аукционной документации установлены требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе о том, что она должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ, или копии этих документов, однако в аукционной документации указано, что преимущества учреждениям, предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов не предоставляются. Таким образом, требования к составу заявки установлены с нарушением п. 2. ч.1 ст. 64 ФЗ N 44-ФЗ.
В извещении и разделе 3 информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, что является нарушением ч. 6. ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ.
На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "Альянс" от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.
В извещении и аукционной документации установлены требования к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Заказчик считает, что данное требование не нарушает права и интересы участника закупки, если он добросовестный.
Заказчик пояснил, что документацией предусмотрены следующие гарантийные обязательства:
- на работы - не менее 1 года,
- на оборудование - не менее 1 года,
- гарантийный срок товара со дня ввода в эксплуатацию - не менее 30 месяцев, но и не менее срока действия гарантии, установленной производителем данного товара. Началом гарантийного периода считает дата ввода в эксплуатацию товара.
Заказчик сообщил, что считает требования к гарантийным обязательствам на товар и работы соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Относительно требования к составу и содержанию второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ, заказчик пояснил, что такие преимущества участникам данной закупки не предоставляются, а, следовательно, представление документов о получении преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ не требуется.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Альянс" необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В разделе 4 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено, что гарантийный срок на выполненные работы составляет не менее 24 месяцев с момента подписания акта ввода объекта в эксплуатацию.
В п. 6.1 проекта контракта установлено, что подрядчик гарантирует, что выполняемые работы соответствуют требованиям, установленным в контракте, обязательным нормам и правилам, регулирующим данную деятельность (ГОСТ, ТУ), а также иным требованиям законодательства Российской Федерации, действующим на момент выполнения работ, в течение 24 месяцев со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ.
Согласно п.1.1 проекта контракта предметом контракта является изготовление и монтаж игрового оборудования для детской площадки, следовательно, гарантийный срок 24 месяца, установленный в п.6.1 проекта контракта, распространяется в равной мере на изготовленное оборудование и работы по его монтажу.
Однако в п. 5.1 описания объекта закупки установлено, что срок и объем предоставления гарантий качества на работы - не менее 1 года и оборудование - не менее 1 года.
В п. 6 описания объекта закупки установлено, что гарантийный срок товара со дня ввода в эксплуатацию - не менее 30 (тридцати) месяцев, но и не менее срока действия гарантии, установленной производителем данного товара. Началом гарантийного периода считается дата ввода в эксплуатацию товара.
Изучив указанные положения документации и проекта контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные сроки предоставления гарантий противоречат друг другу. Из указанных положений аукционной документации и проекта контракта невозможно установить верные сроки предоставления гарантий, как на работы, так и на сами товары. Данное противоречие может ввести в заблуждение участников закупки. Довод подателя жалобы нашел свое подтверждение. Заказчик нарушил ч.4 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является устройство детских игровых площадок. Однако в наименовании документации, информационной карте и п.1.1 проекта контракта указано, что объектом закупки является изготовление и монтаж оборудования для детской игровой площадки. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что такие работы, как устройство детских игровых площадок позволяют закупать произведенное необходимое оборудование и провести работы по его монтажу (установке). Однако такие работы, как изготовление и монтаж оборудования для детской игровой площадки исключают возможности закупки товаров и предполагают обязательное выполнение работ по их изготовлению. Таким образом, объект данной закупки сформирован заказчиком с нарушением п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ. Довод подателя жалобы нашел свое подтверждение
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2 спецификации и описания требуемых изделий описания объекта закупки к товару "скамья" установлены следующие требования. Габаритные размеры примерно 1.5 х 0.4-м. Высота не более 0.5-м. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание заказчиком требования к габаритным размером не однозначно, поскольку невозможно определить показатели, соответствующие требованию "примерно 1.5 х 0.4-м". Данное требование может ввести в заблуждение участников аукциона и нарушает ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Данная аукционная документация не содержит указания на товарные знаки. Однако заказчик в аукционной документации, в нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней необходимых сведений, в том числе, как при наличии указания в аукционной документации на товарные знаки. Данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.
Заказчик в извещении и аукционной документации указал, что преимущества участникам закупки в соответствии со статьями 28, 29 ФЗ N 44-ФЗ не предоставляются. Однако заказчик в нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ установил требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих получение участником закупки преимуществ, предусмотренных статьями 28, 29 ФЗ N 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.
В силу ч.1.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Заказчик в нарушение ч.1.1 и ч.6 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ в извещении и разделе 3 информационной карты аукционной документации установил требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик в аукционной документации установил требование ко второй части заявки о представлении в ней декларации, в том числе, об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии с данным объектом закупки заказчику не передаются исключительные права на какие-либо результаты интеллектуальной деятельности. Установив данное требование, заказчик нарушил ч.6 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ.
Кроме того, Новосибирское УФАС России считает, что заказчик неправомерно затребовал документы, подтверждающие соответствие участника п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку при данном объекте закупки указанные требования не могли быть установлены. То же касается документов, затребованных в подтверждение соответствия товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку в настоящее время действующим законодательством не определены какие-либо документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 г. (заказчиком установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 г. "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено").
Установив указанные требования к заявке, заказчик нарушил ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ.
В п.5.5.3 проекта контракта установлено, что подрядчик гарантирует, что на момент заключения контракта за последние два года не нарушал контрактных (договорных) обязательств и не причинял ущерба (либо погасил причиненный ущерб) по аналогичным контрактам (договорам). Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данное требование проекта контракта является избыточным, не предусмотрено законодательством о контрактной системе в сфере закупок и может необоснованно привести к предоставлению преимуществ отдельным участникам закупки. Установив данное требование в проекте контракта, заказчик нарушил ч.6 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ.
07.07.2016 г. Новосибирским УФАС России в адрес администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района на имя главы администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района направлено уведомление N 08-6723 от 07.07.2016 г. с требованием представить в антимонопольный орган в срок до 11.07.2016 г., в том числе, первые части заявок участников данной закупки. Аналогичное требование содержится в ч.5 ст. 106 ФЗ N 44-ФЗ. В нарушение указанного уведомления, ч.5 ст. 106 ФЗ N 44-ФЗ, заказчик в установленные сроки не представил в адрес Новосибирского УФАС России первые части заявок участников данной закупки.
В связи с тем, что в силу ч.6 ст.63 ФЗ N 44-ФЗ изменение объекта закупки не допускается, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что устранение вышеуказанных нарушений возможно исключительно путем аннулирования данной закупки.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Альянс" на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству детских игровых площадок (извещение N 0151300052516000016) обоснованной.
Признать заказчика нарушившим ч.4 ст.33, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33, ч.3 ст.66, ч.6 ст.66, ч.1.1 ст.31, ч.6 ст.31 и ч.5 ст. 106 ФЗ N 44-ФЗ.
Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-206
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
"12" июля 2016 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-259 от 12.07.2016 г. по жалобе ООО "Альянс" на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству детских игровых площадок (извещение N 0151300052516000016), предписывает:
Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района необходимо:
Прекратить нарушение ч.4 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации различные, противоречивые требования к срокам предоставления гарантийных обязательств к работам и товарам;
Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в извещении, документации и проекте контракта различные объекты закупки;
Прекратить нарушение ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации требования к товарам, вводящие в заблуждение участников закупки;
Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, при отсутствии в аукционной документации указания на товарные знаки, прекратить требовать в составе первой части заявки сведения как при наличии указания на товарные знаки в аукционной документации;
Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, при отсутствии преимуществ, предусмотренных статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ, прекратить требовать в составе второй части заявки документы или их копии, подтверждающие получение участником закупки получение таких преимуществ;
Прекратить нарушение ч.1.1 и ч.6 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, при проведении закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, прекратить устанавливать к участникам закупки требование об отсутствии в предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать представление в заявке декларации об обладании участниками закупки правами на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если при исполнении контракта какие-либо права на результаты интеллектуальной деятельности заказчику не передаются;
Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать в составе аукционной заявки иные сведения и документы, которые не могут быть затребованы в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ, исходя из специфики объекта закупки;
Прекратить нарушение ч.6 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в проекте контракта требования (условия), которые могут необоснованно привести к предоставлению преимуществ отдельным участникам закупки;
Аннулировать данное определение поставщика (исполнителя, подрядчика).
Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность исполнения решения N08-01-259 от 12.07.2016 г. и настоящего предписания заказчиком и аукционной комиссией.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 27.07.2016 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 июля 2016 г. N 08-01-259
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016