Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 июня 2016 г. N 431-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Технопром" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (консерва кусковая мясная "Говядина тушеная ГОСТ") (извещение N 0369200029216000012) в присутствии - представителя ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей", действующего на основании доверенности от 22.01.2016 N б/н, в отсутствие представителя ООО "Технопром", надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведении внеплановой проверки, установила:
В Челябинское УФАС России 07.06.2016 поступила жалоба ООО "Технопром" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (консерва кусковая мясная "Говядина тушеная ГОСТ") (извещение N 0369200029216000012) (далее - Запрос котировок, Закупка).
Согласно представленным документам ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" (далее - Заказчик) 02.06.2016 объявило о проведении запроса котировок путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 552 921,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 08.06.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку продуктов питания (консерва кусковая мясная "Говядина тушеная ГОСТ") не заключен, поскольку антимонопольным органом установлено требование о приостановлении заключения контракта в части его подписания Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявителя указано, что Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) 552 921,60 рублей, а также установлен срок подачи заявок на участие в Закупке, влекущий за собой нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком не указаны реквизиты документов, на которых основывался Заказчик при определении НМЦК, также не указана единица измерения товара.
Заказчиком в плане-графике не указаны минимально необходимые требования к предмету закупки, описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта закупки с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также Заказчиком не размещен утвержденный план закупок в Единой информационной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что действия заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, формировании плана-графика являются правомерными и не влекут за собой нарушений законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона о контрактной системе при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
В извещении о проведении запроса котировок НМЦК установлена в размере 552 921,60 рублей.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе неправомерно установлен способ определения поставщика, в связи с тем, что размер НМЦК превышает пятьсот тысяч рублей.
2. В силу части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно материалам дела извещение о проведении запроса котировок опубликовано 02.06.2016 в 17:54, дата и время окончания подачи котировочных заявок - 08.06.2016 в 10:00.
Исходя из изложенного, Заказчик в нарушение части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе разместил извещение о проведении запроса котировок менее чем за семь рабочих дней до даты окончания срока подачи котировочных заявок.
3. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В составе документации о Закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому Заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, таблица обоснование НМЦК не содержит указания на источники информации, которые использовались в качестве обоснования НМЦК.
Однако указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК путем обращения к соответствующим источникам информации.
Кроме того, таблица расчета НМЦК не содержит указания на единицу измерения товара, исходя из которой определена цена контракта.
Однако в извещении о проведении Запроса котировок установлена единица измерения товара - килограмм.
Также в представленных ценовых предложениях поставщиков указана единица измерения товара - килограмм, а именно цена поставщика N 1 за килограмм консервы кусковой мясной "Говядина тушеная ГОСТ" составляет 272 рубля, поставщика N 2 - 273 рубля, поставщика N 3 - 271 рубль.
4. Согласно части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Закона о контрактной системе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела в позиции плана-графика N П44201603692000292001000148 в разделе "Минимально необходимые требования предъявляемые к товару, работе, услуге" Заказчиком установлено следующее "Своевременная поставка качественной продукции".
Таким образом, в плане-графике отсутствует указание характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, что влечет за собой нарушение пункта 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе.
5. В силу части 9 статьи 17 Закона о контрактной системе утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Однако Заказчиком указанное требование законодательства не выполнено, что подтвердил представитель Заказчика и пояснил следующее.
Сотрудник, в полномочия которого входило составление плана закупок, в настоящее время в ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" не работает. Вновь принятым сотрудником указанное нарушение будет устранено в срок до 31.07.2016.
Исходя из изложенного, Заказчиком в нарушение части 9 статьи 17 Закона о контрактной системе не размещен план закупок в единой информационной системе.
В ходе внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
6. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не конкретизированы единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия данным требованиям.
7. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 2.3.3 проекта контракта заказчиком установлено, что приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6, и инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7.
Между тем, ссылка на нормативно-правовые акты, регулирующие в данном случае порядок и сроки приемки и оформления результатов приемки товара, не является надлежащим исполнением заказчиком обязанности, предусмотренной частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 2.1.5 проекта контракта указано, что поставляемый товар должен быть надлежащего качества в соответствии с ГОСТом, ТУ и (или) иными документами, регламентирующими его качество, а также первоначальным потребительским свойствам, присущим данному виду товара с документами.
Однако Заказчиком не конкретизируется, в соответствии с какими с ГОСТом, ТУ и (или) иными документами поставщик должен осуществлять поставку. Сведения, содержащиеся в пункте 2.1.5 проекта контракта не позволят поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, а заказчику - обязательство по приемке товара.
9. В силу части 1 статьи 34, частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
В течение двух рабочих дней с даты подписания протокол рассмотрения и оценки заявок передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок (часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе).
Приложение N 1 к проекту договора "Спецификация к договору" не содержит показателей товара, установленных извещением о проведении Запроса котировок, и не подлежащих изменению при подаче котировочной заявки, заключении и исполнении контракта (например, наименование, технические характеристики товара и т.д.), что может привести к заключению контракта не на условиях извещения о проведении Запроса котировок и заявки участника закупки.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Технопром" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (консерва кусковая мясная "Говядина тушеная ГОСТ") (извещение N 0369200029216000012) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 9 статьи 17, пункта 2 части 3 статьи 21, части 5 статьи 24, части 5 статьи 31, частей 1, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 72, пункта 1 части 1 статьи 73, части 1 статьи 74, частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 431-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
15 июня 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
на основании решения Челябинского УФАС России от 15.06.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Технопром" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (консерва кусковая мясная "Говядина тушеная ГОСТ") (извещение N 0369200029216000012) (далее - Запрос котировок), проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения Запроса котировок;
2. Котировочной комиссии в срок до 27.06.2016 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Запроса котировок, и передать указанное решение в ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" для размещения в Единой информационной системе в сфере закупок;
3. ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" в срок до 30.06.2016 (включительно):
3.1. разместить сведения о принятом котировочной комиссией решении, указанном в пункте 2 настоящего предписания в Единой информационной системе в сфере закупок;
3.2. принять решение об отмене Запроса котировок и разместить сведения об указанном решении в Единой информационной системе в сфере закупок;
4. ГБУДО "Областной Центр дополнительного образования детей" в подтверждение исполнения предписания в срок до 06.07.2016 (включительно) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию решения заказчика об отмене Запроса котировок, копию решения котировочной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Запроса котировок, доказательства размещения сведений о решениях Заказчика и котировочной комиссии в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2016 г. N 431-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016