Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02-08-78-2016 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N 02-08-78-2016
Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2016 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- и.о. заместителя руководителя Курского УФАС России, председатель Комиссии
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02-08-78-2016 по признакам нарушения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии руководителя ООО "Стройкомплект" - _, представителя ООО "Стройкомплект" (по доверенности) -., представителей Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (по доверенностям) -.,., установила:
В Курское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройкомплект" на действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее также - Фонд капитального ремонта) при проведении открытого конкурса N61.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя и противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения поступившей жалобы было установлено следующее.
30 мая 2016 года на официальном сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф размещены извещение о проведении открытого конкурса N61.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год и конкурсная документация.
Конкурс проводится на основании Постановления Администрации Курской области от 11.07.2014 г. N419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок привлечения подрядных организаций).
Организатором конкурса согласно указанного постановления Администрации определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Конкурсная документация разработана организатором конкурса и утверждена генеральным директором Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Срок окончания подачи заявок на конкурс был установлен до 01 июля 2016 года, дата вскрытия конвертов - 04 июля 2016 года.
В течении срока приема заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по замене лифтового оборудования многоквартирных домов на территории города Курска были поданы заявки следующих претендентов: ООО "Мегаполис", ООО "Водпромкомплект", ООО "АгроСтройМонтаж", ООО "Стройкомплект".
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 04 июля 2015 года все хозяйствующие субъекты, подавшие заявки на участие в конкурсе, признаны участниками торгов, отклоненных заявок нет.
Протоколом оценки заявок и определения победителя вышеуказанного конкурса от 08.07.2016 г. победителем конкурса признано ООО "АгроСтройМонтаж", которому присвоено максимальное количество баллов.
В соответствии с требованиями конкурсной документации, утвержденной генеральным директором Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", оценка заявок на участие в конкурсе производится на основании установленных критериев оценки, их содержания и значимости. В Протоколе оценки заявок и определения победителя от 08.07.2016 г. указан порядок расчета баллов по каждой из оцениваемых заявок.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что в таблице N2 протокола оценки заявок и определения победителя открытого конкурса N61.КР.2016 победителем торгов - ООО "АгроСтройМонтаж" указано конкурсное предложение по сроку выполнения работ - 70 календарных дней. По мнению ООО "Стройкомплект", данный срок является нереальным для выполнения работ в рамках заключенного договора по результатам вышеуказанного конкурса. Кроме того, организатором торгов не правильно оценена заявка общества по подкритериям, установленным конкурсной документацией (квалификация участника конкурса).
Одновременно с пояснениями по существу жалобы представителем ООО "Стройкомплект" заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с направлением запроса в инспекцию Федеральной налоговой службы города Курска о предоставлении дополнительной информации о наличии (отсутствии) задолженности по налогам и сборам у ООО "АгроСтройМонтаж".
В соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней с даты ее поступления и вправе однократно продлить на семь рабочих дней. Учитывая, что жалоба на действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" поступила в Курское УФАС России 18.07.2016 г. (вх.N3352), дата 05.08.2016 г., является четырнадцатым рабочим днем со дня ее поступления, в то время как инспекцией Федеральной налоговой службы города Курска ответ на запрос о предоставлении затребованной информации направляется согласно действующего законодательства в 30-ти дневный срок с даты его получения. В связи этой, в силу вышеназванных требований закона, отложение рассмотрения дела на более поздний срок не представляется возможным.
В ходе рассмотрения дела представитель Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" пояснил, что оценка заявок участников конкурса производилась на основании конкурсных предложений, содержащих информацию об условиях исполнения договора по условиям конкурса N61.КР.2016 в соответствии с критериями определения победителя конкурса, утвержденными Постановлениями Администрации Курской области от 26.01.2015 г. N30-па и от 11.07.2014 г. N419-па. Данными нормативными актами не предусмотрены какие-либо ограничения относительно минимального срока выполнения работ, кроме того конкурсной документацией предусмотрены штрафные санкции в виде уплаты неустойки в случае невыполнения работ в указанный участником в конкурсной заявке срок. При оценке "квалификация участника" по технике безопасности, конкурсной комиссией не рассматривался документ, подтверждающий отсутствие несчастных случаев у ООО "Стройкомплект" в виду того, что справка о количестве несчастных случаев при производстве работ не соответствовала требованиям конкурсной документации.
Как следует из пояснений представителя заказчика, договор по результатам проведенного открытого конкурса N61.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год по состоянию на дату рассмотрения дела не заключен.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.
Постановлением Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N419-па утвержден Порядок привлечения фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуги (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно данного нормативного акта организатором открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
В соответствии с нормами Постановления Администрации N 419-па организатор конкурса разрабатывает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения соответствующих работ и публикует информацию о проведении конкурса и конкурсную документацию (п.14, 16).
Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год N61.КР.2016 была утверждена Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" и размещена на официальном Фонда. Срок окончания подачи заявок был установлен 01.07.2016 года.
Частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запросов котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 35 конкурсной документации вышеуказанного открытого конкурса для определения лучших условий для исполнения договора, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками открытого конкурса и допущенных к участию в открытом конкурсе.
Для определения лучших условий для исполнения договора, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия осуществляет оценку конкурсных заявок по следующим критериям:
цена договора (максимальное количество баллов - 50);
срок выполнения работ (максимальное количество баллов - 30);
квалификация участника открытого конкурса (максимальное количество баллов - 20).
При оценке конкурсных заявок по критерию "цена договора" лучшим признается предложение участника открытого конкурса с наименьшей ценой.
Пунктом 2 Технического задания конкурсной документации вышеуказанного открытого конкурса предусмотрен максимальный срок для выполнения работ с момента заключения договора - 120 календарных дней.
Таким образом, ни постановлением Администрации Курской области, ни конкурсной документацией не установлены минимальные ограничения в предложениях участников по критерию "срок выполнения работ". Кроме того, пунктом 2.1 проекта договора предусмотрены имущественные санкции в случае нарушения подрядчиком сроков производства работ.
В этой связи, участник торгов, указывая в конкурсном предложении "срок выполнения работ" несет риски при осуществлении своей предпринимательской деятельности за неисполнение сроков производства работ по договору, заключенному по результатам торгов.
Таким образом, ООО "АгроСтройМонтаж", подавая заявку на участие в открытом конкурсе, вправе было в конкурсном предложении указать любой срок выполнения работ, не превышающий 120 календарных дней и такое предложение не противоречит положениям конкурсной документации.
Действующим законодательством, регулирующим порядок проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполнение функции по оценке предложений участников конкурса по критерию "квалификация" (в том числе, опыт работы, соблюдение техники безопасности и т.п.) отнесено к исключительной компетенции конкурсной комиссии, поскольку для оценки данного критерия необходимо наличие специальных познаний в той области, в которой осуществляется соответствующая закупка. Так, в соответствии со ст.106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, рассмотрение жалоб не производится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника".
Фактически, рассмотрение доводов жалобы относительно оценки предложений по критерию "квалификация" означало бы необходимость антимонопольному органу самостоятельно повторно произвести оценку конкурсных предложений и представленных участниками торгов документов в целях проверки правильности начисления баллов по данному критерию, что выходит за рамки установленной законом компетенции антимонопольного органа. При рассмотрении жалобы участника конкурса комиссия антимонопольного органа не наделена полномочиями подменять конкурсную (закупочную) комиссию в части оценки квалификации участников торгов, поскольку данный критерий, в отличие от цены договора, сроков поставки (выполнения работ), сроков предоставления гарантий качества и иных подобных объективных критериев, не является универсальным и обладает спецификой, зависящей от предмета закупки и сферы деятельности заказчика. При этом, в целях защиты прав и интересов участников закупки закон предоставляет им право обжаловать результаты закупки в судебном порядке.
В этой связи, оценка доводов жалобы в указанной части Комиссией Курского УФАС России не производится.
В протоколе оценки заявок и определения победителя открытого конкурса с реестровым номером 61.КР.2016 от 08.07.2016 г. отражена итоговая таблица подсчета баллов, набранных участниками вышеуказанного конкурса по критериям и подкритериям ("Квалификация") в том числе и ООО "Стройкомплект". Согласно данной таблице, ООО "Стройкомплект" предложило самую высокую цену и срок выполнения работ и заняло 4 место с общим количеством баллов - 45,44. При этом, по подкритерию "Квалификация" обществу присвоено 7 баллов из 20 возможных. Победителю торгов - ООО "АгроСтройМонтаж" присвоено 100 баллов. Таким образом, в случае присвоения ООО "Стройкомплект" оспариваемых 13 баллов по подкритерию "Опыт работы" и "Техника безопасности" общество получило бы 58,44, в связи с чем перераспределение баллов не повлияло бы на результаты торгов.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройкомплект" необоснованной.
2. Производство по делу N 02-08-78-2016 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02-08-78-2016 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016