Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 28 июля 2016 г. N 08-04-16/20
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
Председатель комиссии - заместитель руководителя - Попова Ирина Николаевна;
Члены комиссии: начальник отдела - Коптев Алексей Сергеевич, главный специалист-эксперт - Мороз Светлана Валерьевна
рассмотрев дело N 08-04-16/20 от 01.07.2016 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе <> по доверенности б/н от 19.05.2016 г. установила
В управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение <> по факту вещания 20.04.2016 в 11:50 в эфире радиостанции "Русское радио" (105,5 Fm) спонсорской рекламы: "Спонсор прогноза погоды Управляющая компания N1, в среду 20 апреля в Мурманске будет облачно, временами пройдут осадки_Здравствуйте дети, начинаем урок истории, тема сегодняшнего урока история России в 19 веке, записывайте, после смерти императора Николая на престол взошёл его сын Александр II, он погиб в 1881году и трон унаследовал его сын АлександрIII.Зачем разбираться во вторых и третьих, если есть Первая, Управляющая компания N1, с нами лучше.", с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Заявитель высказывает сомнение о правомерности высказывания в рекламе "Управляющая компания N1", в виду того, что спонсорская реклама не давала полной информации об организационно правовой форме спонсора, тем самым вводила в заблуждение её как потребителя рекламы, а также реклама напоминала сравнение управляющей компании с иными компаниями, оказывающими аналогичные услуги на рынке г. Мурманска.
Заявительница представила запись вещания эфира "Русское радио" (105,5 Fm) за 20.04.2016.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о рекламе спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Таким образом, спонсорская реклама является разновидностью рекламы, на нее распространяются как общие требования, предъявляемые к рекламе, так и требования, предъявляемые к рекламе отдельных видов товаров.
28.07.2016 г. в ходе рассмотрении дела Комиссия заслушала позицию ООО "Управляющая компания N1", которое не отрицало, что действительно размещало рекламу в эфире радиостанции "Русское радио-Мурманск". Данные действия осуществлялись ООО "Управляющая компания N1" на основании направленного в адрес ООО "ТРК"ТНВ" гарантийного письма с просьбой выпустить в эфир представленный рекламный ролик с 19.04.2016 г. Между ООО "ТРК "ТНВ" и ООО "Управляющая компания N1" 29.04.2016 был заключен договор N32 на размещение рекламы.
По мнению представителя ООО "Управляющая компания N1" используемое в рекламе выражение "Управляющая компания N1" не является сравнительной характеристикой, а зарегистрировано официальным названием фирмы и принято на основании решения собрания учредителей, что не является нарушением рекламного законодательства.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) приняла во внимание пояснение ООО "Управляющая компания N1", изучила представленные ООО "Управляющая компания N1" учредительные документы, Решение N3 от 19.04.2016 единственного участника общества, рекламный ролик, объяснение ООО "ТРК "ТНВ" и признала рекламу ненадлежащей и нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе по следующим основаниям.
Рассматриваемая реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц, т.к. размещена в эфире радиостанции "Русское радио" (105,5 Fm); формирует и поддерживает интерес к "Управляющей компания N1", преследует строго заданные цели продвижение компании и услуг "с нами лучше".
В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является "Управляющей компания N1".
В статье 5 Закона о рекламе установлены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами/услугами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Недостоверной также является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Следует отметить, что недостоверной считается не только заведомо ложная, но и безосновательная, не только активно провозглашаемая, но и умалчиваемая, имеющая существенное значение информация. Любая из форм проявления недостоверной рекламы преследуется законом.
По смыслу приведенных нормативных положений реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. При этом те или иные способ, форма и средства распространения соответствующей информации могут предполагать различный рынок воздействия, в том числе тот или иной локальный рынок, на котором существует определенная конкурентная среда и определенные потребители рекламы.
В рассматриваемом случае это рынок услуг по управлению многоквартирными жилыми домами.
Согласно реестру лицензий Мурманской области на осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, размещенному на официальном сайте государственной жилищной инспекции, правом на осуществление этой деятельности наделены 195 юридических лица, 18 из которых состоят в СРО, при этом ООО "Управляющая компания N1" входит в данный реестр под порядковым номером 190.
Использованный в рекламе слоган: "_Зачем разбираться во вторых и третьих, если есть Первая, Управляющая компания N1, с нами лучше" предполагает, что рекламируемая таким способом "Управляющая компания N1" является самой востребованной с точки зрения оказания качества услуг со стороны потребителей, и одновременно, свидетельствует, что ни одно другое предприятие, действующие на данном рынке и в данном городе, не имеет таких показателей относительно качества предоставляемых услуг по управлению многоквартирными домами.
В рекламе без альтернативно предлагается не разбираться во вторых и третьих, а обратить внимание на "Первую, Управляющую компанию N1, с нами лучше", при этом в рекламе не приведен критерий, по которому произведена оценка "с нами лучше".
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами/услугами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Заявление о преимуществах, в том числе, формулировка, содержащая прилагательное в превосходной степени "лучшие" должны иметь документальное и фактическое обоснование. Под преимуществом понимается превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного характера или услуги иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение потребителей.
УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения обращения гражданки запросило у лица, заинтересованного в указанной рекламе ООО "Управляющая компания N1", документы подтверждающие содержание рекламы, а именно указать конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение в рекламе: Управляющая компания N1, с нами лучше".
ООО "Управляющая компания N1" таких доказательств не представило, посчитав, что используемое в рекламе выражение "Управляющая компания N1" не является сравнительной характеристикой, а зарегистрировано официальным названием фирмы и принято на основании решения собрания единственного учредителя.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2016 г., датой внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения о наименовании общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N1" является 28.04.2016 года. Из чего следует, что на момент распространения рекламы 20.04.2016 года компания не имела юридического права позиционировать себя в рекламе, как "Управляющая компания N1", так как официально называлась ООО "Управляющая компания "Мурманжилкомфорт".
В силу статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Рассматриваемая реклама не содержит указания на организационно-правовую форму упомянутой организации, не случайно гражданка обратилась в антимонопольный орган за восстановлением своих прав в получении надлежащей и полной информации об изготовителе или продавце рекламируемой услуги.
Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара/услуги (пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Из пункта 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 58) следует, что неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица - рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.
Принимая во внимание пункты 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 в корреспонденции со статьёй 1473 ГК РФ и пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе Комиссия отклоняет довод ООО "Управляющая компания N1" о том, что новое наименование организации было принято на собрании единственного участника общества 19.04.2016 года и в этой связи могло использоваться в рекламе, т.к. принятое название ООО "Управляющая компания N1" не было внесено в Устав Общества и не прошло государственную регистрацию на момент распространения рекламы 20.04.2016 г.
Таким образом, установлено, что ООО "Управляющая компания N1" не зарегистрировав свое новое фирменное наименование в учредительных документах и ЕГРЮЛ использовала его в рекламе, причем не указав организационно-правовую форму, тем самым вводя потребителей в заблуждение и нарушая пункт 20 части 1 статьи 5 Закона о рекламе, а также позиционируя свою организацию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами как "Управляющая компания N1, с нами лучше", нарушая пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.
Рекламодателем является ООО "Управляющая компания N1"(ИНН 5190053688, ОГРН 1155190013230 от 29.10.2015, 183025, г. Мурманск, ул. К. Буркова, д.17А).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать, распространявшуюся 20.04.2016 в 11:50 в эфире радиостанции "Русское радио" (105,5 Fm) рекламу ООО "Управляющая компания N1": "Спонсор прогноза погоды Управляющая компания N1, в среду 20 апреля в Мурманске будет облачно, временами пройдут осадки_Здравствуйте дети, начинаем урок истории, тема сегодняшнего урока история России в 19 веке, записывайте, после смерти императора Николая на престол взошёл его сын Александр II, он погиб в 1881году и трон унаследовал его сын АлександрIII.Зачем разбираться во вторых и третьих, если есть Первая, Управляющая компания N1, с нами лучше", ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства и соблюдении пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при размещении рекламы в СМИ и с использованием наружной рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Председатель комиссии: И.Н. Попова
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 08-04-16/20
28.07.2016 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя управления - Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С. и главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,
на основании своего решения от 28.07.2016 по делу N 08-04-16/20 о признании распространявшейся 20.04.2016 в 11:50 в эфире радиостанции "Русское радио-Мурманск" (105,5 Fm) рекламы: "Спонсор прогноза погоды Управляющая компания N1, в среду 20 апреля в Мурманске будет облачно, временами пройдут осадки_Здравствуйте дети, начинаем урок истории, тема сегодняшнего урока история России в 19 веке, записывайте, после смерти императора Николая на престол взошёл его сын Александр II, он погиб в 1881году и трон унаследовал его сын АлександрIII.Зачем разбираться во вторых и третьих, если есть Первая, Управляющая компания N1, с нами лучше", ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 1 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
Рекламодателю - ООО "Управляющая компания N1" (ИНН 5190053688, ОГРН 1155190013230 от 29.10.2015, 183025, г. Мурманск, ул. К. Буркова, д.17А) прекратить нарушение пункт 1 части 3 статьи 5 и пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы в СМИ и с использованием наружной рекламы.
Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 15 августа 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: И.Н. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 июля 2016 г. N 08-04-16/20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016