Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 25 июля 2016 г. N 05-10/5272
Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
<_>
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
организатора торгов - <_>
заинтересованных лиц:
<_>
рассмотрев жалобу Канашского городского некоммерческого партнёрства частных извозчиков "Альянс" на конкурсную документацию и действия организатора конкурса - администрации города Канаша Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 11.07.2016 обратилось Канашское городское некоммерческое партнёрство частных извозчиков "Альянс" (далее - Канашское городское НПЧИ "Альянс", заявитель) с жалобой на конкурсную документацию и действия организатора конкурса - администрации города Канаша Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики (далее - открытый конкурс).
В жалобе Канашское городское НПЧИ "Альянс" указывает на следующие нарушения:
Приложением N1 к Конкурсной документации установлено требование по экологическим характеристикам транспортных средств - не ниже Евро-3, что, по мнению заявителя, носит ограничительный характер.
Критерий "срок эксплуатации ТС", установленный пунктом 5 шкалы для оценки критериев и критерий "количество сидячих мест для пассажиров", установленный в пункте 6 шкалы для оценки критериев (Приложение N 9 к Конкурсной документации) противоречат требованиям пункта 4 части 3 и части 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В заседании Комиссии представитель Канашского городского НПЧИ "Альянс" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил признать в действиях администрации города Канаш Чувашской Республики нарушение порядка организации и проведения торгов и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель администрации города Канаш Чувашской Республики нарушение порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики не признал. Просил признать жалобу Канашского городского НПЧИ "Альянс" необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно извещению, размещенному на сайте администрации города Канаш Чувашской Республики, предметом открытого конкурса является право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики.
В силу части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.
Порядок проведения открытого конкурса регулируется статьями 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ.
На основании распоряжения администрации города Канаш Чувашской Республики от 31.03.2016 N318 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.215 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления администрации города Канаш от 30.03.2016 N288 "Об утверждении положения о проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Канаш Чувашской Республики" 31.03.2016 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики и утверждена конкурсная документация.
По доводу Канашского городского НПЧИ "Альянс" о том, что требование, установленное Приложением N1 к Конкурсной документации, по экологическим характеристикам транспортных средств - не ниже Евро-3 носит ограничительный характер, Комиссия Чувашского УФАС России сообщает следующее.
Сведения, включаемые в реестры маршрутов регулярных перевозок, перечислены в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ экологические характеристики транспортных средств, использующиеся для перевозок по маршруту регулярных перевозок, являются одним из обязательных сведений, подлежащих включению в реестр маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с вышеуказанной нормой, администрацией города Канаш Чувашской Республики принято постановление от 30.03.2016 г. N 282 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики" (далее - Постановление N282).
Согласно Постановлению от 30.03.2016 N282, утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики, в котором одним из обязательных сведений являются экологические характеристики транспортных средств - Евро-3, Евро-4.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами, не противоречащими антимонопольному законодательству.
Кроме того, представитель организатора торгов на заседании Комиссии пояснил, что требование, установленное Приложением N1 к Конкурсной документации, по экологическим характеристикам транспортных средств - не ниже Евро-3 установлено для уменьшения вреда, наносимого участникам движения и окружающей среде в процессе эксплуатации транспортного средства.
В силу вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу, что установление в конкурсной документации требования по экологическим характеристикам транспортных средств - не ниже Евро-3 не противоречит требованиям, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт довод необоснованным.
Довод заявителя о том, что критерий "срок эксплуатации ТС", установленный пунктом 5 шкалы для оценки критериев и критерий "количество сидячих мест для пассажиров", установленный в пункте 6 шкалы для оценки критериев (Приложение N 9 к Конкурсной документации) противоречат требованиям пункта 4 части 3 и части 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комиссия Чувашского УФАС России признаёт несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как следует из анализа положений пункта 3 части 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ список критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, не является закрытым, что позволяет организатору торгов установить критерии оценки предложений участников торгов, в целях наилучших условий выполнения необходимых организатору торгов услуг.
Устанавливая перечень показателей для оценки претендентов, как основного элемента по отбору перевозчиков, орган местного самоуправления должен исходить не только из того обстоятельства, что он вправе самостоятельно устанавливать любые критерии, не запрещенные действующим законодательством, а напротив, исходить из того факта, что критерии оценок должны: соответствовать целям проведения конкурса; не противоречить требованиям действующего законодательства, а именно Конституции Российской Федерации и Закону о защите конкуренции; не нарушать права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом; быть не взаимоисключающими, а позволяющими в совокупности оценить претендента.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, в связи с чем организатор торгов в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса.
Следовательно, конкурсная комиссия организатора торгов наделена полномочиями по самостоятельному определению критериев оценки предложений участников торгов, в целях предложения наилучших условий выполнения необходимых организатору торгов услуг.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу Канашского городского НПЧИ "Альянс" необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу Канашского городского НПЧИ "Альянс" необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 25 июля 2016 г. N 05-10/5272
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016