Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
N Т16/108 (опубликовано 27 июля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела <_>
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела <_>
ведущего специалиста-эксперта <_>,
в присутствии представителей сторон
от Общества с ограниченной ответственностью "Грин-Сервис" (далее - ООО "Грин-Сервис", заявитель, Общество) <_> действующего на основании доверенности Nб/н от 14.07.2016,
от ООО Управление рабочего снабжения "Сибнефтепровод" (далее - заказчик) <_> по доверенности от 20.07.2016 г. N 53, <_> по доверенности от 20.07.2016 N52,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т 16/108 по жалобе ООО Грин-Сервис" на действия ООО Управление рабочего снабжения "Сибнефтепровод" при проведении открытого аукциона по лоту N104-06/16 "Поставка плодов, овощей свежих и переработанных для филиала ООО УРС "Сибнефтепровод" (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31603732942). установила:
В Тюменское УФАС России 14.07.2016 г. поступила жалоба ООО "Грин-Сервис" о нарушении закупочной комиссией заказчика действующего законодательства при проведении открытого аукциона N 31603732942.
В частности, в жалобе заявитель выразил не согласие с действиями закупочной комиссии, принявшей решение об отклонении заявки Общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ООО "Грин-Сервис" признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В заседание Комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенного аукциона, а также письменные пояснения по жалобе заявителя, согласно которым заявка Общества была отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также документацией о закупке (п.7.10.5). Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что при сопоставлении заявок на участие в закупке попозиционные цены за единицу товара без учета НДС, предложенные заявителем, превысили предельно-допустимые цены за единицу, указанные в документации о закупке (из 62 позиций выявлено превышение цен (без НДС) по 45 позициям заявки). Согласно п. 2.8.12 Инструкции для участника аукциона, конкурсная комиссия имеет право не допустить к участию в аукционе заявку участника, в случае превышения цены любой из позиций, указанных в заявке на участие в закупке, по сравнению с начальной (максимальной) ценой соответствующей позиции указанной в документации о закупке.
Согласно Протокола заседания конкурсной комиссии по допуску на участие в аукционе по лоту N104-06/16 от 06.07.2016 N 3-104-06/16 заявка ООО "Грин-Сервис" была отклонена от участия в аукционе на основании п. 7.10.5 "Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО УРС "Сибнефтепровод".
Комиссия, заслушав представителя заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Советом директоров ООО УРС "Сибнефтепровод" во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО УРС "Сибнефтепровод" (утвержден решением общего собрания участников ООО УРС "Сибнефтепровод" от 17.06.2015 Протокол N б/н).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ООО УРС "Сибнефтепровод" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Комиссией также установлено, что 02.06.2016 заказчиком извещением N 31603732942 на официальном сайте www: zakupki.gov.ru объявлено о проведении открытого аукциона с квалификационным отбором на поставку, овощей свежих и переработанных для филиала ООО УРС "Сибнефтепровод".
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 05.07.2016) на участие в указанном аукционе поступило 2 (две) заявки, в том числе и от ООО "Грин-Сервис".
06.07.2016 г. комиссия по проведению закупок рассмотрела заявки, поступившее на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в документации, по результатам чего был составлен протокол N 3-104-06/16 от 06.07.2016.
Как усматривается из содержания указанного протокола, заявка ООО "Грин-Сервис" единогласным решением комиссии была отклонена по основанию не соответствия требованиям п. 7.10.5 Положения о закупке, товаров, работ и услуг ООО УРС "Сибнефтепровод": в расчете стоимости цены на условии франко-станции покупателя без учета НДС. Из 62 позиций выявлено превышение цен (без НДС) по 45 позициям.
Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного аукциона, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрена возможность обжалования действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из приведенных норм следует, что применительно к обстоятельствам настоящего дела правовое значение имеет как установленный порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
Из содержания документации закупки следует, что в качестве требования к заявке на участие в открытом аукционе заказчиком установлено, что начальная (максимальная) цена договора (лота), предлагаемая участником, должна быть указана с НДС (спецификация, форма В "Расчет цены").
Следовательно, документацией открытого аукциона определен порядок формирования начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, сборов и других обязательных платежей, что также прямо указано в техническом задании по лоту. При этом, независимо от режима налогообложения участников аукциона сравнению подлежит стоимость работ с учетом НДС.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 06.07.2016 N3-104-06/16 к участию в аукционе были допущены два участника: ИП Шабунин Н.М. и ООО "Грин-Сервис".
При этом, из представленных заявок следует, что ИП Шабунин Н.М. предложил цену 12 184 880 рублей, указав в том числе НДС 1 606 507 рублей, ООО "Грин-Сервис" предложило цену 11 943 781,14 рублей, отметив, что НДС не предусмотрен в связи с упрощенной системой налогообложения.
В результате конкурсной комиссией предложение участника, являющегося плательщиком НДС и предложение участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, были приведены к "общему знаменателю" без учета НДС.
Таким образом, применив при оценке заявок вычет суммы НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками НДС, заказчик осуществил оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не предусмотрены документацией о закупке.
Следовательно, заказчик, отклонив заявку ООО "Грин-Сервис" нарушил п. 7.10.5. Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО УРС "Сибнефтепровод" и ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, предъявив к участникам закупки требования и осуществив оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Грин-Сервис" на действия ООО УРС "Сибнефтепровод" при проведении открытого аукциона по лоту N104-06/16 "Поставка плодов, овощей свежих и переработанных для филиала ООО УРС "Сибнефтепровод" (извещение N 31603732942) обоснованной.
Признать в действиях ООО УРС "Сибнефтепровод" и констатировать нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" п. 7.10.5. Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО УРС "Сибнефтепровод".
Выдать ООО УРС "Сибнефтепровод" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона, внесения изменений закупочную документацию с учетом выводов, изложенных в настоящем решении и проведении аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N Т16/108
21.07.2016 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии: |
<_>
|
- начальник отдела, |
|
Члены комиссии: |
<_> <_> . |
- начальник отдела, - ведущий специалист-эксперт, |
|
|
|
|
|
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 21.07.2016 по делу N Т16/108 по результатам рассмотрения жалобы ООО Грин-Сервис" на действия ООО УРС "Сибнефтепровод" при проведении открытого аукциона по лоту N104-06/16 "Поставка плодов, овощей свежих и переработанных для филиала ООО УРС "Сибнефтепровод" (извещение N 31603732942), предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью Управление рабочего снабжения "Сибнефтепровод" в срок до 19.08.2016 устранить нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" п. 7.10.5. Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО УРС "Сибнефтепровод", путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона, внесения изменений закупочную документацию; продлении срока подачи заявок на участие в аукционе.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области N Т16/108 (опубликовано 27 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016