Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 27 июля 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "25" июля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" июля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области - <_> <_>
ЗАО "Ремсельбурвод" - <_> <>
в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Сонатастрой", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ЗАО "Ремсельбурвод" и ООО "Сонатастрой" (далее - Заявители) на действия администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Трудовая Токаревского района Тамбовской области" (извещение N 0164300029216000005) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области 12.07.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300029216000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Трудовая Токаревского района Тамбовской области" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 371 550,00 рублей.
Окончание подачи заявок - 09.08.2016.
Заказчик - администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области.
ЗАО "Ремсельбурвод" и ООО "Сонатастрой", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобами в антимонопольный орган (вх. от 19.07.2016 N5344, вх. от 19.07.2016 N5335).
Согласно доводам жалобы Заявителя ЗАО "Ремсельбурвод", положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
в Техническом задании, являющимся частью документации об электронном аукционе, по позиции "Люк чугунный" глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*, не соответствует ГОСТ,
Заказчиком установлены требования к материалу "Электроды Э42", что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя ООО "Сонатастрой" положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) в Техническом задании, являющемся частью документации об электронном аукционе, по позиции "Песок природный для строительных работ" установлено значение полного остатка на сите N063 по массе от 30% до 45%, что не соответствует ГОСТ,
2) по позиции Технического задания "Портландцемент" Заказчиком установлены требования к типу цемента, а также к соответствию предлагаемых товаров действующим стандартам, однако в поименованных в документации ГОСТах тип цемента не регулируется.
На основании вышеизложенного Заявители просят внести изменения в аукционную документацию и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства в целях устранения затруднений при заполнении заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалоб согласился в части, о чем представил письменные объяснения (вх. от 25.07.2016 N5466).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителей, пояснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки также должен следовать правилу: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответ-ствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать по-казатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, кото-рые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель ЗАО "Ремсельбурвод" указывает, что Заказчиком в Техническом задании по позиции "Люк чугунный" установлена глубина установки крышки в корпусе: "h, не менее 25 мм", что не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.
В приложении N 3 к документации об аукционе "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, а также приведена инструкция по заполнению заявки.
Заказчиком установлены требования к товару по позиции "Люк чугунный", в том числе было установлено: "Тип: легкий\тяжелый" и "Глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*".
В инструкции по заполнению заявки документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование: "Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, установлены заказчиком в Приложении N 3 к документации об аукционе. Предоставленные конкретные показатели материалов (товаров), упаковка и маркировка должны соответствовать нормативно-технической документации на предлагаемый товар (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 3262-75, СП, Типовые серии), либо техническому паспорту или инструкции по эксплуатации, а также требованиям к материалам, которые установлены в Приложении N 3 к документации об аукционе".
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" глубина установки крышки в корпусе h для типа люка "легкий" должна быть не менее 20 мм, средний люк - не менее 25 мм, тяжелый - не менее 35 мм.
Таким образом, рассмотренное требование Технического задания не соответствует значению, установленному соответствующим ГОСТом и поименованным Заказчиком как подлежащих обязательному соблюдению участниками Закупки, поскольку участник закупки не может предложить рассматриваемую характеристику в допустимом ГОСТом диапазоне от 20 до 25 мм.
Заказчик также согласился с обоснованностью рассматриваемого довода, о чем указал в пояснениях.
Также Заявитель ЗАО - "Ремсельбурвод" указал, что Заказчиком установлены избыточные требования к товару по позиции "Электроды Э42", что противоречит законодательству о контрактной системе и может быть препятствием при исполнении контракта.
Рассмотренный довод жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России также признает обоснованным в силу следующего.
Заказчиком в Техническом задании установлены подробные требования к применяемым товарам, в том числе - по позиции "Электроды Э42", исходя из которых участники закупки должны их также описать в заявках на участие в Аукционе как предлагаемые к использованию материалы в рамках исполнения контракта.
Кроме того, пункт 1.2 проекта муниципального контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) устанавливает следующее: "Генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту, указанному в п.1.1. настоящего контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями контракта, проектной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), с использованием товаров, соответствующих техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Таким образом, Заказчик установил в проекте муниципального контракта обязанность для участников закупки применять те материалы, которые установлены Техническим заданием и в соответствии с которыми будут предложены участниками закупки в заявке на участие в аукционе.
В то же время, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что производство работ регламентируется строительными нормами и правилами и может изменяться в зависимости от фактических условий выполнения работ, а Закон о контрактной системе устанавливает требования к результатам работ, а не к условиям ведения работ, как в случае с установлением Заказчиком требований к применению строго определенных расходных материалов "Электроды Э42".
Так, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании установлены избыточные требования к товару по позиции "Электроды Э42", не являющемуся предметом закупки.
3. Заявитель ООО "Сонатастрой" в своей жалобе указывает, что в Техническом задании в позиции "Песок природный для строительных работ" установлено значение полного остатка на сите N063 по массе "от 30% до 45%", что не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом.
В соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" для группы песка "средний" полный остаток на сите N063 имеет значение свыше 30% до 45%, значение 30% не включается в указанное диапазонное значение.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе на участие в аукционе Заказчик установил требование о соответствии предлагаемых участниками закупки товаров ГОСТам, в том числе ГОСТу 8736-2014.
Таким образом, в Техническом задании аукционной документации Заказчик неправомерно установил противоречивые требования, которые необоснованно затрудняют заполнение заявок.
Представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы и пояснили, что при составлении Технического задания по рассматриваемой характеристике была допущена опечатка.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод жалобы обоснованным.
4. Заявитель ООО "Сонатастрой" в своей жалобе также указывает на противоречивые требования Технического задания в части товара "Портландцемент", поскольку тип цемента не регламентируется теми ГОСТами, перечень которых как обязательных к применению привел Заказчик в инструкции.
В Техническом задании установлено требование по позиции "Портландцемент", в том числе: "Тип цемента по вещественному составу на основе портландцементного клинкера I; II/А".
В инструкции по заполнению заявки дано разъяснение о том, как следует понимать и использовать значения символов "; " и "\", а именно: "В случае, если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований или характеристик товара, участник закупки обязан выбрать и указать одно наименование или характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами "; " "\".
Исходя из буквального толкования инструкции участник закупки должен представить по рассматриваемой позиции один из двух типов цемента: "I" или "II/А".
При этом, согласно инструкции, значения характеристик товара "Портландцемент" должны быть представлены согласно ГОСТ 10178-85.
Однако, ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент" распространяется на цементы общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера, и такой показатель как "тип цемента I; II/А" в ГОСТ 10178-85, установленный Заказчиком в техническом задании, отсутствует.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что тип цемента по вещественному составу на основе портландцементного клинкера нормируется по ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия", где установлена данная характеристика. А также пояснил, что ссылка на данный ГОСТ имеется в ГОСТе 10178-85, и что участник закупки должен был учесть это при заполнении заявки.
Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод Заказчика, поскольку документацией об электронном аукционе в требованиях к товару "Портландцемент" или инструкции не указана необходимость соответствия товара указанному ГОСТу.
Следовательно, рассмотренный довод жалобы ООО "Сонатастрой" является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статью 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ЗАО "Ремсельбурвод" обоснованной.
Признать жалобу ООО "Сонатастрой" обоснованной.
Признать Заказчика - администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области нарушившим ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016