Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 22 июля 2016 г. N 1450/09
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Монолит" (вх. N 1450/09 от 13.07.2016 г.) (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство, Организатор аукциона) при проведении аукциона на заключение договора водопользования в части использования участка акватории Черного моря в с. Береговое городского округа Феодосия Республики Крым.
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
13.07.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба (вх. N1450/09) ООО "Строй-Монолит" на действия организатора торгов - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым при проведении аукциона на заключение договора водопользования в части использования участка акватории Черного моря в с. Береговое городского округа Феодосия Республики Крым.
Информация об аукционе была размещена на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru (извещение N 080416/11244530/02 Лот N1).
По мнению ООО "Строй-Монолит" организатором торгов нарушены права и законные интересы участника торгов, в связи с ненадлежащим извещением о времени проведения аукциона, после объявления перерыва.
В ходе рассмотрения жалобы, письменных и устных пояснений лиц, привлеченных к рассмотрению жалобы, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона", в целях организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым объявило о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории Чёрного моря в с. Береговое городского округа Феодосия Республики Крым. Номер извещения N 080416/11244530/02 от 08.04.2016 (открытый аукцион), лот N1 на сайте torgi.gov.ru
Проведение аукциона назначено на 11 часов 00 минут - 07.06.2016 часов. Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 09 часов 00 минут - 09.06.2016; Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 09 часов 00 минут - 15.06.2016; Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 10 часов 00 минут - 16.06.2016; Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 10 часов 30 минут - 21.06.2016; Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 10 часов 00 минут - 28.06.2016; Аукцион в установленное извещением время не закончен, продолжение аукциона назначено на 14 часов 30 минут - 01.07.2016.
При объявлении перерывов в аукционе, аукционная комиссия не сообщала о дате и времени продолжения аукциона. Извещение о дате и времени аукциона происходило путем внесения информации в протоколы заседания аукционной комиссии. Данные протоколы публиковались на сайте www.torgi.gov.ru.
07.06.2016 г. объявлен перерыв до 09 часов 00 минут - 09.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 08.06.2016 г. в 17 ч. 51 мин.
09.06.2016 г. объявлен перерыв до 09 часов 00 минут - 15.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 10.06.2016 г. в 15 ч. 45 мин.
15.06.2016 г. объявлен перерыв до 10 часов 00 минут - 16.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 15.06.2016 г. в 17 ч. 36 мин.
16.06.2016 г. объявлен перерыв до 10 часов 30 минут - 21.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 17.06.2016 г. в 18 ч. 13 мин.
21.06.2016 г. объявлен перерыв до 10 часов 00 минут - 28.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 23.06.2016 г. в 15 ч. 53 мин.
28.06.2016 г. объявлен перерыв до 14 часов 30 минут - 01.07.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 29.06.2016 г. в 11 ч. 04 мин.
Все заседания аукционной комиссии фиксировались с помощью аудиозаписи, с последующим документальным оформлением в виде протокола.
Протокол заседания аукционной комиссии представляет собой, по сути, документ, содержащий последовательную запись обсуждения вопросов и принятых решений.
Как установлено Комиссией Крымского УФАС России, при принятии решения о перерыве в проведении аукциона информация о дате и времени следующего заседания не озвучивалась, участникам в устной форме сообщалось, что данная информация будет сообщена дополнительно. Однако, в последствии, даты и время следующих заседаний были занесены в протоколы, как решение аукционной комиссии принятом непосредственно на заседании аукционной комиссии.
Таким образом, в протоколы заседаний аукционной комиссии - 07.06.2016 г., 09.06.2016 г., 15.06.2016 г., 16.06.2016 г., 21.06.2016 г., 28.06.2016 г. вносились не соответствующие действительности данные, поскольку фактически решения о следующем заседании комиссии (дате и времени) не принимались.
Протоколы, содержащие новую дату и времени проведения аукциона опубликовывались на сайте www.torgi.gov.ru. Иным способом (посредством телефонной связи либо электронной почты) участники торгов не извещались.
В соответствии с Протоколом N 11-1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 11 к участию в аукционе допущено 10 заявителей, подавших заявки - Донской С.А., Александров А.Б., Жабуня В.В., Ильин Г.В., ООО "Жемчужина Крыма", ООО "Югмортранс", Тютюник Т.Г., ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит", ИП Мхитарян В.Л.
07.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители девяти из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - Донской С.А., Александров А.Б., Жабуня В.В., Ильин Г.В., ООО "Жемчужина Крыма", ООО "Югмортранс", Тютюник Т.Г., ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
09.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители четырех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Жемчужина Крыма", ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
15.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители трех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
16.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители трех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
21.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители трех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
28.06.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители трех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур", ООО "Строй-Монолит".
01.07.2016 г. для участия в аукционе прибыли представители трех из десяти допущенных к участию в аукционе заявителей - ООО "Югмортранс", ООО "Дельфин-Тур".
Как пояснили Комиссии Крымского УФАС России представители ООО "Строй-Монолит" 01.07.2016 г. на очередное заседание аукционной Комиссии не явились по причине отсутствия у общества информации о дате и времени очередного заседания аукционной комиссии.
По мнению Комиссии Крымского УФАС России организатором аукциона при проведении аукциона допущено нарушение действующего законодательства, что привело к ущемлению прав и интересов участников аукциона, на основании следующего.
Федеральным законом "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для определенных целей, перечисленных в ч. 1 ст. 11 ВК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 2 ст. 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 ВК РФ).
При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке (ч. 4 ст. 16 ВК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 16 ВК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности определен в правилах проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Правила N 230).
В соответствии с п. 7 Правил N 230 организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона"
Согласно п. 15 указанных Правил в извещении о проведении аукциона должны быть указаны: а) организатор аукциона; б) предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия; в) место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок; г)место, дата и время проведения аукциона; д) начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона" е) официальное печатное издание и официальный сайт, где размещена документация; ж) банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств; з) размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения.
Возможность отложения либо перерыва процедуры аукциона указанными нормативными актами не предусмотрена.
В соответствии с п. 17 Правил N 230 документация об аукционе разрабатывается и утверждается организатором аукциона.
В соответствии с ч. 9.1. Аукционной документации для проведения открытого аукциона N 11 по приобретению права на заключение договора водопользования (утв. Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 606 от 08.04.2016 г.) председатель комиссии вправе приостановить проведение аукциона, в случае если продолжительность аукциона составляет более двадцати минут, и продолжить на следующем заседании аукционной комиссии. О дате и времени следующего заседания аукционной комиссии участники аукциона будут проинформированы дополнительно.
Однако положения Аукционной документации не предусматривают конкретный порядок уведомления участников торгов о времени и месте следующего заседания аукционной комиссии после объявленного перерыва.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с подпунктом В пункта 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 при проведении аукциона не допускается необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.
Объявление перерывов и отсутствие в аукционной документации конкретной процедуры уведомления о дате и времени следующего заседания создало условия, при которых дальнейшее участие для ряда лиц в аукционе стало невозможным. Как установлено из имеющихся материалов дела на первое заседание аукционной Комиссии - 07.06.2016 г. явилось 9 участников из 10 допущенных, на второе заседание - 09.06.2016 г. прибыло 4 участника; на последнее - 01.07.2016 г. явилось два участника. Ни один из участников аукциона на первом заседании аукционной комиссии - в дату и время проведения торгов, не мог предполагать, что аукцион не будет завершен в указанную дату путем определения победителя либо признанием аукциона несостоявшимся.
Как указал заявитель - ООО "Строй-Монолит" после объявления перерывов в проведении торгов, обществом самостоятельно предпринимались действия направленные на выявление новой даты и времени проведения торгов, посредством устного обращения к членом аукционной комиссии, совершения телефонных звонков, а также изучения сайта www.torgi.gov.ru, поскольку данная информация при принятии Аукционной Комиссией решения о перерыве не объявлялась, не смотря на то, что в последствии заносилась в протоколы как решение аукционной комиссии принятое и объявленное непосредственно в ходе проведения торгов.
Как указано ранее и установлено Комиссией Крымского УФАС России протоколы заседаний аукционной комиссии, содержащие новую дату и время проведения торгов, опубликовывались на сайте www.torgi.gov.ru. Однако в ряде случаев ознакомление с данной информацией возможно было в кратчайшие (неразумные) сроки.
Так, 07.06.2016 г. (в день открытия аукциона) объявлен перерыв до 09 часов 00 минут - 09.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 08.06.2016 г. в 17 ч. 51 мин.
15.06.2016 г. в проведении аукциона объявлен перерыв до 10 часов 00 минут - 16.06.2016 г. Протокол с новой датой проведения аукциона опубликован на сайте www.torgi.gov.ru 15.06.2016 г. в 17 ч. 36 мин.
Таким образом, для ознакомления с новой датой и временем следующего заседания аукционной комиссии у участников торгов было ограниченное количество времени (15 часов), большая часть которого приходится на ночное и нерабочее время.
Указанными обстоятельствами подтверждается, тот факт, что на второе заседание аукционной комиссии - 09.06.2016 г. прибыло 4 участника из десяти допущенных, при этом отказов от данных лиц в участии в проведении торгов не поступало. По мнению Крымского УФАС России установление неразумных сроков проведения аукциона, а также незаблаговременное извещение о дате и времени проведения торгов, ограничило доступ заинтересованных лиц к участию в торгах.
Представленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым письменные извещения о дате и времени следующего заседания аукционной комиссии, которые направлялись участникам торгов, не могут быть признаны надлежащим извещением, поскольку направлялись посредством почтовой связи, и доставка данной корреспонденции требует значительных временных затрат, не соотносимых с отрезками времени на которые объявлялись перерывы.
Объявление перерывов и ненадлежащее извещение участников торгов о дате и времени проведения торгов после перерыва сделало невозможным соблюдение норм и правил проведения аукциона.
Аукцион это публичная продажа товаров и иных объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признается лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.
Отсутствие конкретной процедуры уведомления участников торгов о месте и времени следующего заседания нарушает действующее законодательство приводит к нарушению принципа непрерывности процесса торгов и нарушению прав и законных интересов участников аукциона.
Ненадлежащее извещение о дате и времени проведения торгов после перерыва привело в последствии к устранению участников торгов.
Целью конкретного аукциона является заключение договора водопользования по наибольшей цене предмета аукциона, предложенной участниками аукциона. Действия совершенные организатором торгов выразившиеся в отсутствии в аукционной документации конкретного порядка извещения лиц о времени и дате проведения торгов после перерыва, а также действия аукционной комиссии по ненадлежащему извещению лиц о времени и дате проведения торгов после перерыва направлены на создание препятствий в участии в аукционе его участникам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что организатором торгов и аукционной комиссией были допущены грубые нарушения законодательства, и основополагающих принципов проведения торгов, а именно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" и подпункта В пункта 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1. ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Крымского УФАС России, решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Строй-Монолит" (вх. N 1450/09 от 13.07.2016 г.) на действия организатора торгов - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым и на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона на заключение договора водопользования в части использования участка акватории Черного моря в с. Береговое городского округа Феодосия Республики Крым (извещение на сайте www.torgi.gov.ru N 080416/11244530/02 Лот N1).
2. Выдать организатору торгов - Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым и Аукционной комиссии Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
|
|
Предписание
о совершении действий, направленных на устранение нарушений
порядка проведения торгов
22.07.2016 г.
г. Симферополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии:
на основании решения от 22.07.2016 г. принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Строй-Монолит" (вх. N 1450/09 от 13.07.2016 г.) (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство, Организатор аукциона) при проведении аукциона на заключение договора водопользования в части использования участка акватории Черного моря в с. Береговое городского округа Феодосия Республики Крым (извещение на сайте www.torgi.gov.ru N 080416/11244530/02 Лот N1), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Аукционной комиссии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в срок до 10 августа 2016 г.:
- отменить Протокол N 11-1 от 31.05.2016 г. - 03.06.2016 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 11;
- отменить протоколы N 11-2 от 07.06.2016 г.; N 11-3 от 09.06.2016 г., N 11-4 от 15.06.2016 г., N 11-5 от 16.06.2016 г., N 11-6 от 21.06.2016 г., N 11-7 от 28.06.2016 г., N 11-8 от 01.07.2016 г.;
- вернуть участникам аукциона заявки, поданные для участия в аукционе;
2. Организатору торгов - Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым в срок до 10 сентября 2016 г.:
- внести в Аукционную документацию изменения, предусматривающие конкретный порядок уведомления участников торгов о месте, дате, и времени заседания аукционной комиссии после объявленного перерыва;
- организовать повторное проведение аукциона, с соблюдением порядка предусмотренного аукционной документацией и действующим законодательством;
- разместить соответствующую информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где было опубликовано сообщение о проведении аукциона.
3. В срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 и 2 данного предписания представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июля 2016 г. N 1450/09
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016