Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 12 июля 2016 г. N 3970/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - Орденко Леонида Владимировича (доверенность N 53 от 10.05.2016);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность N 56 от 19.05.2016);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н; далее - ООО "Элементаль-Норма") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000391 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 17.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила:
06.07.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Элементаль-Норма" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000391 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.06.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Податель Жалобы приводит следующие доводы.
1. По позиции 1 "Песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014" Приложения N 5 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ" к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 5; Документация об электронном аукционе) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены требования к товару - песку для строительных работ, подлежащему использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматривеамой закупки.
Наименование товара - "Песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014" указано государственным заказчиком в столбце 2 "Наименование товара" Приложения N 5.
При этом, содержащаяся в Приложении N 5 инструкция по заполнению заявки (далее - Инструкция), не распространяет свое действие на столбец 2 Приложения N 5. Соответственно, указанное наименование товара (песка для строительных работ) должно быть отражено в первых частях заявок участников в неизменном виде (песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014). Следовательно, первая часть заявки участника будет содержать предположение ("должен отвечать").
Кроме того, данный товар (песок для строительных работ) отсутствует в проектной документации, входящей в состав Документации об электронном аукционе.
2. По позиции 2 "Щебень 40-70" Приложения N 5 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня" - 800.
При этом, в соответствии с проектной документацией при выполнении работ должен использоваться щебень из природного камня для строительных работ марки 1000, фракции 40-70 мм.
Таким образом, государственным заказчиком в Приложении N 5 установлены требования к щебню худшего качества, чем предусмотрено проектной документацией.
3. По позиции 2 "Щебень 40-70" Приложения N 5 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено минимальное значение показателя "Морозостойкость щебня" - F200, максимальное значение показателя "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня" - 5,00%.
Также, относительного данного товара (материала) государственным заказчиком установлен показатель (значение которого не может изменяться) "Щебень соответствует ГОСТ" - ГОСТ 8267-93.
При этом, согласно таблице 8 ГОСТ 8267-93 для щебня марки морозостойкости F200 потеря массы после испытания "насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" должна быть не более 3%.
4. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "минеральный порошок соответствующий требованиям ГОСТ Р 52129-2003" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) государственным заказчиком установлены варианты значений показателя "Тип минерального порошка в смеси" - неактивированный или активированный, а также показателя "Максимальный показатель битумоемкости минерального порошка" - не нормируется или 80 г.
Согласно Таблице 1 ГОСТ Р 52129-2003 битумоемкость для минерального порошка марки МП-1 не нормируется, значение 80 относится к минеральному порошку марки МП-2, но активированным или неактивированным может быть только порошок марки МП-1.
Следовательно, государственный заказчик при описании объекта закупки использует значение показателя битумоемкости, не предусмотренное ГОСТ для порошка МП-1.
5. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" - 800, максимальное значение показателя "Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне фракции 1 в составе смеси" - 2,00% по массе.
Однако, согласно Таблице 9 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 800 и выше содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1% по массе.
6. Кроме того, относительно данного товара ("Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5)) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено максимальное значение показателя "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" - 0,50% по массе.
Однако, согласно таблице 10 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 800 и выше содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе.
7. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Песок из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Группа песка в составе смеси" - крупный или средний, а также минимальное и максимальное значение показателя "Модуль крупности песка в составе смеси" - 2 и 3 соответственно.
При этом, согласно Таблице 1 ГОСТ 31424-2010 значение модуля крупности равное 2 соответствует группе песка "мелкий".
8. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" - 1000, максимальное значение показателя "Максимальное содержание зерен слабых пород в щебне фракции 1 в составе смеси" - 10% по массе.
Однако, согласно Таблице 7 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 1000 и выше содержание зерен слабых пород должно быть не более 5% по массе.
9. Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 2 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5)) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 2 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 2 в составе смеси" - 1000.
Кроме того, относительно данного товара государственным заказчиком установлен диапазон значений (нижняя и верхняя границы диапазона) показателя "Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цидиндре щебня фракции 2 в составе смеси" - 0 и 25%.
При этом, согласно таблице 4 ГОСТ 8267-93 для щебня марки М1000 потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цидиндре не должна быть более 20%.
Значение потери 25% относится к марке щебня по дробимости М1200.
10. По позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012" Приложения N 5 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены показатели "Тип крупного заполнителя должен быть", "Марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть" и т.д.
В свою очередь Инструкция не разъясняет участникам закупки, каким образом указывать конкретные значения данных показателей при заполнении первых частей заявкок при установлении государственным заказчиком требований к данным показателям в таком виде (с использованием словосочетаний "должен быть", "должна быть").
Соответственно, предложить к поставке данные товары с такими значениями установленных государственным заказчиком показателей является невозможным.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" податель Жалобы усматривает нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и введении в заблуждение участников электронного аукциона.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с возражениями на Жалобу (вх. N 4576 от 11.07.2016 Новгородского УФАС России), а также устными пояснениями его представителя, данными непосредственно на рассмотрении, считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.
1. Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены конкретные требования к конкретному материалу - песку для строительных работ в соответствии с ГОСТ 8736-2014. В составе проектной документации данный товар (песок для строительных работ) содержится (Сводная ведомость ресурсов).
2. Государственным заказчиком установлены требования к показателям товара по позиции 2 "Щебень 40-70" Приложения N 5 в соответствии с ГОСТ 8267-93. В проектной документации отсутствует какой-либо запрет на использование щебня из природного камня для строительных работ ниже марки 1000, то есть М800.
3. Государственным заказчиком установлены требования к показателям товара по позиции 2 "Щебень 40-70" Приложения N 5 в соответствии с ГОСТ 8267-93.
4. Согласно пункту 3 ГОСТ Р 52129-2003 порошок минеральный - материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства; порошок минеральный активированный - материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства с добавлением активирующих веществ, при помоле битуминозных пород, в том числе горючих сланцев.
Следовательно, минеральный порошок бывает двух видов: активированный и неактивированный, из чего следует, что если минеральный порошок не активируют, то он является неактивированным, и так как порошок МП-2 не активируют, его следует отнести к неактивированным минеральным порошкам.
5. Требования государственного заказчика относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93, не ограничивают участников закупки и не вводят их в заблуждение.
6. Кроме того, требования государственного заказчика относительно данного товара ("Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5)) по показателю "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" максимально расширены в соответствии с ГОСТ 8267-93 и не вводят участников закупки в заблуждение.
7. Государственный заказчик требует конкретное значение показателя "Модуль крупности песка в составе смеси" согласно ГОСТ 31424. Песок средний имеет значение данного показателя в границах диапазона: свыше 2 и до 2,5. Указывая значение показателя товара в виде "свыше 2", государственный заказчик вводил бы участников закупки в заблуждение, поскольку показатель "свыше 2" не является конкретным.
8. Требования государственного заказчика относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) соответствуют положениям ГОСТ 8267-93.
9. Требования государственного заказчика относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 2 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5)) абсолютно соответствуют ГОСТ 8267-93 и не ограничивают участников закупки, поскольку позволяют предложить более плотный материал, так как использование данного материала экономически обосновано.
10. Государственному заказчику совершенно не понятно, каким образом он может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку требования, описанные подателем Жалобы, установлены в столбце, для которого указаны варианты значений. Следовательно, значение показателя "должно быть" выбрано участником из вариантов указанных значений.
Учитывая изложенное, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает указанные в Документации об электронном аукционе показатели (характеристики) соответствующими законодательству Российской Федерации.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган - Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области письменные возражения на Жалобу не представил. На рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области уточнил, что указанные в Жалобе доводы не относятся к компетенции уполномоченного органа. На участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 5 участников, запросов о разъяснении положений Документациии об электронном аукционе от участников закупки в адрес государственного заказчика не поступало.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В июне-июле 2016 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 11 556 518, 44 рублей).
Документация об электронном аукционе в последней редакции утверждена начальником ГОКУ "Новгородавтодор" С.И. Назаровым 20.06.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.06.2016, действующей на момент утверждения Документации об электронном аукционе) заказчик должен использовать если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по ремонту предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области.
Согласно пункту 10.2 Документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении N 5.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 10.4.2 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 5 установлена Инструкция.
Согласно пункту 10.4.1 Документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе.
Соответственно, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны руководствоваться установленной государственным заказчиком в силу требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Инструкцией и указывать значения конкретных показателей товаров (материалов), соответствующие установленным государственным заказчиком в Приложении N 5 требованиям к ним.
В соответствии с наименованием позиции 1 "Песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014" Приложения N 5 песок для строительных работ должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014.
В Приложении N 5 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены требования к данному товару.
В соответствии с пунктами 10.2, 10.4.1 Документации об электронном аукционе, Инструкцией первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать значения показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Следовательно, наличие словосочетания "должен отвечать" в наименование рассматриваемого товара (столбец 2 Приложения N 5), подлежащего использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, по позиции 1 Приложения N 5 не указывает на то, что заявки участников закупки относительно данного товара будут носить предположительный характер, поскольку участники закупки при заполнении первых частей заявок должны указывать конкретные значения установленных заказчиком показателей, перечисленных в столбце 4 Приложения N 5 ("Показатель (характеристика) товара"), таких как группа песка, модуль крупности и прочее, что и будет оцениваться аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок участников.
Согласно пункту 3.2 Документации об электронном аукционе описание объекта закупки установлено в проектной документации (Приложении N 7 к Документации об электронном аукционе; далее - Приложение N 7).
Пояснительная записка к проектной документация (рабочей документации на ремонт предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области) устанавливает состав проекта:
Том 1 - обследование и испытание моста;
Том 2 - общая часть;
Том 3 - сводный сметный расчет, локальные сметы.
Таким образом, исходя из содержания проекта, проектная документация (Приложение N 7) включает в себя среди прочего сметную документацию (Приложение N 6 к Документации об электронном аукционе; далее - Приложение N 6), определяющую согласно пункту 3.3 Документации об электронном аукционе объем выполняемых работ.
В свою очередь, Приложение N 6 содержит среди прочего Сводную сметную ведомость.
Следовательно, описание объекта рассматриваемой закупки также содержится в Сводной сметной ведомости, являющейся частью проекта и сметной документации (проектной документации).
Согласно Сводному сметному расчету при проиводстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо использовать песок природный для строительных работ (коды ресурсов: 408-0121, 408-0122).
Таким образом, в проектной документации содержится указание на песок для строительных работ в качестве товара необходимого при выполнении работ.
2. В соответствии с позицией 2 Приложения N 5 при производстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо использовать щебень 40-70.
По позиции 2 "Щебень 40-70" Приложения N 5 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня" - 800 (столбец 5 Приложения N 5).
Пункт 4.4.2, Таблица 4 ГОСТ 8267-93 устанавливают марки щебня из изверженных пород (интрузивных и эффузивных пород) по дробимости: 600, 800, 1000, 1200, 1400.
Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 (минимальное значение показателя) и (или) 6 (максимальное значение показателя), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Следовательно, исходя из содержания Приложения N 5 и Инструкции, при производстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, подлежит использованию щебень 40-70 из интрузивных и эффузивных пород следующих марок по дробимости: 800, 1000, 1200, 1400.
Как установлено выше, описание объекта рассматриваемой закупки также содержится в Сводной сметной ведомости, являющейся частью проекта и сметной документации (проектной документации).
Согласно Сводному сметному расчету при проиводстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо использовать щебень из природного камня для строительных работ не только марки М1000, но и марки М800 (коды ресурсов: ТССЦ-408-0011, ТССЦ-408-0012, 408-0015).
Соответственно, в Приложении N 5 государственным заказчиком требования к товару - щебню установлены в соответствии с проектной документацией.
Следовательно, доводы Жалобы NN 1,2 в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
3. В соответствии с позицией 2 Приложения N 5 при производстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо использовать щебень 40-70.
Относительно данного товара государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено минимальное значение показателя "Морозостойкость щебня" - F200 (столбец 5 Приложения N 5), максимальное значение показателя "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня" - 5,00% (столбец 6 Приложения N 5).
Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 (минимальное значение показателя) и (или) 6 (максимальное значение показателя), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Кроме того, относительного данного товара (материала) государственным заказчиком также установлен показатель "Щебень соответствует ГОСТ", значение которого не может изменяться - ГОСТ 8267-93 (столбец 10 Приложения N 5).
Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений (характеристик) в столбце 10 (показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчику.
Следовательно, государственным заказчиком в Приложении N 5 установлено, что рассматриваемый товар (щебень 40-70) должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
Следовательно, в данном случае, использованию при выполнении работ подлежит щебень следующих марок по морозостойкости: F200 или F300 или F400.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8 данного ГОСТ.
При этом, согласно таблице 8 ГОСТ 8267-93 для щебня марки морозостойкости F200 потеря массы после испытания "насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" должна быть не более 3%, F300 - не более 2%, F400 - не более 1%.
Следовательно, в данном случае, государственным заказчиком нарушены правила описания объекта рассматриваемой закупки, поскольку установленное государственным заказчиком максимальное значение данного показателя "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня" (5,00%) не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня по морозостойкости (F200, F300, F400).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 8267-93) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
4. В соответствии с позицией 3 Приложения N 5 компонент асфальтобетонной смеси пористой - минеральный порошок должен отвечать требованиям ГОСТ Р 52129-2003.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 5 установлены варианты значений показателя "Максимальный показатель битумоемкости минерального порошка" для минерального порошка - не нормируется или 80 г (столбец 7 Приложения N 5).
Согласно Приложению N 5 минеральный порошок может быть неактивированным или активированным.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 (показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений), участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).
При этом, согласно пункту 4 ГОСТ Р 52129-2003 порошки в зависимости от показателей свойств и применяемых исходных материалов подразделяют на МП-1 и МП-2.
Согласно данному пункту указанного ГОСТ МП-1 - порошки неактивированные и активированные из осадочных (карбонатных) горных пород и порошки из битуминозных пород, а МП-2 - порошки из некарбонатных горных пород, твердых и порошковых отходов промышленного производства.
В соответстивии с Таблицей 1 ГОСТ Р 52129-2003 битумоемкость для минерального порошка марки МП-1 не нормируется, значение 80 относится к минеральному порошку марки МП-2, но активированным или неактивированным может быть только порошок марки МП-1.
Следовательно, государственный заказчик при описании объекта закупки использует значение показателя битумоемкости, не предусмотренное ГОСТ для порошка МП-1.
Довод государственного заказчика о том, что участники рассматриваемой закупки могут предложить к поставке порошок марки МП-2 противоречит вариантам допустимых значений показателя "Влажность минерального порошка", установленным государственным заказчиком относительного данного товара в Приложении N 5 (не более 1% по массе или не нормируется), поскольку в соответствии с Таблицей 1 ГОСТ Р 52129-2003 установленные государственным заказчиком значения данного показателя применимы исключительно для порошка марки МП-1.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" также содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (ненадлежащее использование положений ГОСТ Р 52129-2003).
5. В соответствии с позицией 3 Приложения N 5 компонент асфальтобетонной смеси пористой - щебень фракции 1 из плотных горных пород должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Относительно данного товара государственным заказчиком в Приложении N 5 установлено максимальное значение показателя "Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне фракции 1 в составе смеси" - 2,00% по массе.
Также относительно данного товара государственным заказчиком установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" - 800.
Однако, согласно Таблице 9 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород (интрузивной или эффузивной) марки по дробимости 800 и выше содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1% по массе.
Соответственно, содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800, 1200 и 1400 (использование которых допустимо при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки) должно быть не более 1% по массе.
Следовательно, установленное государственным заказчиком максимальное значение показателя "Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне фракции 1 в составе смеси" не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня.
6. Кроме того, относительно данного товара ("Компонент асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" (позиция 3 "Асфальтобетонная смесь пористая соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5)) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено максимальное значение показателя "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" - 0,50% по массе.
Однако, согласно таблице 10 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 800 и выше (использование которых допустимо при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки) содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе.
Установленное государственным заказчиком максимальное значение показателя "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" также не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" также содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (ненадлежащее использование положений ГОСТ 8267-93).
7. В соответствии с позицией 4 Приложения N 5 асфальтобетонная смесь плотная должна отвечать требованиям ГОСТ 9128-2013.
Относительно товара "Компонент асфальтобетонной смеси "Песок из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424" (позиция 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" Приложения N 5) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены варианты значений показателя "Группа песка в составе смеси" - крупный или средний, а также минимальное и максимальное значение показателя "Модуль крупности песка в составе смеси" - 2 и 3 соответственно.
Согласно Таблице 1 ГОСТ 31424-2010 значение показателя модуля крупности для крупного песка находится в диапазоне: свыше 2,5 и до 3,0, а для среднего песка - в диапазоне: свыше 2,0 и до 2,5.
Следовательно, установленное государственным заказчиком минимальное значение показателя "Модуль крупности песка в составе смеси" (2) соответствует группе песка "мелкий", который при проиводстве работ, входящих в объект рассматривеамой закупки, согласно Приложению N 5 использоваться не может.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (ненадлежащее использование положений ГОСТ 31424-2010).
8. В соответствии с позицией 4 Приложения N 5 компонент асфальтобетонной смеси плотной - щебень фракции 1 из плотных горных пород должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Относительно данного товара государственным заказчиком в Приложении N 5 установлено максимальное значение показателя "Максимальное содержание зерен слабых пород в щебне фракции 1 в составе смеси" - 10% по массе.
Кроме того, государственным заказчиком установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" - 1000.
В соответствии с пунктом 4.5 и Таблицей 7 ГОСТ 8267-93 содержание зерен слабых пород в щебне марок 1000, 1200 и 1400 (использование которых допустимо при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки) не должно быть более 5%.
Следовательно, установленное государственным заказчиком максимальное значение показателя "Максимальное содержание зерен слабых пород в щебне фракции 1 в составе смеси" не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня.
9. В соответствии с позицией 4 Приложения N 5 компонент асфальтобетонной смеси плотной - щебень фракции 2 из плотных горных пород должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Относительно данного товара государственным заказчиком установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 2 в составе смеси" - интрузивная или эффузивная, а также минимальное значение показателя "Марка по дробимости щебня фракции 2 в составе смеси" - 1000.
Кроме того, относительно данного товара государственным заказчиком установлен диапазон значений (нижняя и верхняя границы диапазона) показателя "Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цидиндре щебня фракции 2 в составе смеси": нижняя граница - 0 (столбец 8 Приложения N 5), верхняя граница - 25% (столбец 9 Приложения N 5).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 (нижняя граница диапазона) и (или) 9 (верхняя граница диапазона), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Согласно Приложению N 5 к поставке по данной позиции подлежит щебень из интрузивных или эффузивных пород, с марками по дробимости М1000 или М1200 или М1400.
Согласно пункту 4.4.1 ГОСТ 8267-93 прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре.
Из пункта 4.4.2 ГОСТ 8267-93 следует, что марки по дробимости щебня из изверженных пород (из интрузивных и эффузивных пород) содержатся в Таблице 4 данного ГОСТ.
В соответствии с Таблицей 4 ГОСТ 8267-93 щебень с маркой по дробимости 1000 из интрузивных пород имеет значение показателя "Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре щебня фракции 2 в составе смеси" в виде диапазона: свыше 16 и до 20%, а из эффузивных пород - в виде диапазона: свыше 11 и до 13%; щебень с маркой по дробимости 1200 из интрузивных пород имеет значение данного показателя ("Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре щебня фракции 1 в составе смеси") в виде диапазона: свыше 12 и до 16%, а из эффузивных пород - в виде диапазона: свыше 9 и до 11%; щебень с маркой по дробимости 1400 из интрузивных пород имеет значение данного показателя ("Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре щебня фракции 1 в составе смеси") до 12% включительно, а из эффузивных пород - до 9% включительно.
Однако, из содержания пункта 3 Инструкции следует, что предлагая щебень, соответствующий значению установленного государственным заказчиком показателя "Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре щебня фракции 2 в составе смеси", участники закупки должны указать диапазон значений данного показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9 Приложения N 5, то есть включать 0 и 25%.
Соответственно, установленное государственным заказчиком значение верхней границы диапазона показателя "Потеря массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре щебня фракции 2 в составе смеси" в виде 25% не соответствует установленному значению в Таблице 4 ГОСТ 8267-93 (в частности, в случае предложения к поставке щебня из интрузивных пород с маркой по дробимости 1000 - до 20% включительно).
При этом, указание подателя Жалобы на то, что значение потери массы при испытании при сжатии (раздавливании) в цилиндре 25% относится к марке щебня по дробимости М1200, является не корректным, поскольку согласно таблице 4 рассматриваемого ГОСТ указанное значение потери массы при таком испытании соответсвует щебню из интрузивных пород с маркой по дробимости 800.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (также ненадлежащее использование положений ГОСТ 8267-93).
10. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.06.2016, действующей на момент утверждения Документации об электронном аукционе) документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с позицией 5 Приложения N 5 бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2012.
Относительно данного товара государственным заказчиком установлены показатели "Тип крупного заполнителя должен быть", "Марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть" и т.д.
При этом, ГОСТ 26633-2012 не содержит таких показателей бетона как "Тип крупного заполнителя должен быть", "Марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть" и т.д.
Следовательно, установленные государственным заказчиком показатели нельзя считать конкретными, поскольку данные показатели не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, Инструкция не разъясняет участникам закупки, каким образом указывать конкретные значения данных показателей при заполнении первых частей заявкок при установлении государственным заказчиком требований к данным показателям в таком виде (с использованием словосочетаний "должен быть", "должна быть").
Наименование показателей с использованием слов "должен быть", "должна быть" не оставляет участникам закупки иной возможности, кроме как подать заявку не содержащую конкретные характеристики товара в соответствии с Документацией об электронном аукционе, вследствие наличия формулировки допускающей двусмысленное толкование значений показателей.
Следовательно, показатели (характеристики) товара, указанные в заявках участников закупки будут носить предположительный неконкретный характер.
Согласно пункту 10.4.2 Документации об электронном аукционе сведения, которые содержатся в заявках участников на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Учитывая изложенное, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" использовал при описании объекта закупки показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, необходимых для выполнения работ, установленным государственным заказчиком требованиям.
Следовательно, вышеуказанные доводы Жалобы (NN 3-10) в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия исходит из следующего.
Как пояснили на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика и уполномоченного органа на участие в электронном аукционе поступили первые части заявок 5 участников. Следовательно, оснований полагать, что предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе, принцип обеспечения конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки не соблюден, не имеется.
Кроме того, каких-либо запросов участников закупки о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе, в том числе относительно содержания ее технической части, в адрес государственного заказчика не поступало.
Следовательно, доказательств того, что выявленные нарушения в действиях государственного заказчика могут повлиять на результаты осуществления рассматриваемой закупки, не установлено. На основании вышеизложенного, у Комиссии, в данном случае, отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор", уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту предаварийного мостового перехода через протоку озеро Перетно на км 43+289 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Крестцы-Окуловка-Боровичи в Окуловском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000616000391 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.06.2016 (далее - Жалоба), частично обоснованной в части доводов Жалобы NN 3-10.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.Т. Иванов
Д.А. Раскоснов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 июля 2016 г. N 3970/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016