Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 12 июля 2016 г. N 3974/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - Орденко Леонида Владимировича (доверенность N 53 от 10.05.2016);
уполномоченный орган - Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н; далее - ООО "Элементаль-Норма") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Любытинском муниципальном районе Новгородской области на 2016 год, извещение N 0150200000616000385 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 17.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила:
06.07.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Элементаль-Норма" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Любытинском муниципальном районе Новгородской области на 2016 год, извещение N 0150200000616000385 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.06.2016 (начальная (максимальная) цена контракта - 56 359 187 рублей 14 копеек) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Податель Жалобы приводит следующие доводы.
По товару "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" Приложения N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ" к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 4; Документация) государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" по показателю "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" установлены варианты значений - "Смешивается или не смешивается".
По показателю "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" по данному товару установлены такие же варианты значений.
В то же время, по характеристике, которая определяется диапазоном значений, "Содержание вяжущего с эмульгатором" установлена нижняя граница диапазона - 50 и верхняя граница диапазона - 70 в % по массе.
В соответствии с пунктом 3 инструкции по заполнению заявки, содержащейся в Приложении N 4 (далее - Инструкция), при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике "Содержание вяжущего с эмульгатором" должен указать диапазон значений "50-70".
При этом, из таблиц 1 и 2 ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные" (далее - ГОСТ Р 52128-2003) следует, что данный диапазон соответствует битумной эмульсии ЭБК-1. Для этого вида эмульсии по характеристикам "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" возможно единственное значение показателя - "Не смешивается".
Однако заказчик устанавливает варианты значений для данного показателя, тем самым вводя участников в заблуждение.
2. Согласно Приложению N 4 по товару "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" установлены следующие показатели: "Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен двадцать миллиметров", "Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен ноль целых триста пятнадцать тысячных миллиметров", "Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен две целые пять десятых миллиметров".
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013) данные показатели указаны цифрами. Заказчик же описывает их словами, тем самым специально запутывая и вводя в заблуждение участников закупки.
3. Согласно Приложению N 4 по товару "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" к показателю, который определяется диапазоном значений "Температура смеси при отгрузке" установлена нижняя граница диапазона - 140 ?С и верхняя граница диапазона - 155 ?С.
Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике "Температура смеси при отгрузке" должен указать диапазон значений "140-155 ?С".
Однако в соответствии с таблицей 8 ГОСТ 9128-2013 температура при отгрузке 140 ?С соответствует одному битуму (диапазону глубины проникания иглы при 25 ?С, 0,1 мм), а температура при отгрузке 155 ?С - другому. Участник закупки указав в своей заявке "140-155 ?С" заведомо предоставит недостоверные сведения.
Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.
4. Согласно Приложению N 4 по компоненту асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" по показателю "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлены варианты значений - "Интрузивная или эффузивная"; по показателю "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлено минимальное значение - 800; по показателю "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлено максимальное значение - 0,50% по массе.
Согласно таблице 10 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93) для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 800 и выше содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе.
Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.
5. Согласно Приложению N 4 по компоненту асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" по показателю "Морозостойкость щебня фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлено минимальное значение - F300; по показателю "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлено максимальное значение - 3%.
При этом, согласно Таблице 8 ГОСТ 8267-93 для щебня марки по морозостойкости F300 потеря массы после данного испытания должна быть не более 2%.
Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.
6. Согласно Приложению N 4 по товару "Готовая щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009" по показателю "Марка щебня по пластичности" указана единица измерения "Пл".
Однако "Пл" не является единицей измерения, а обозначает марку по пластичности.
7. В Приложении N 4 приведено следующее наименование товара, используемого для выполнения работ - "Готовая щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009". Данная формулировка должна остаться в заявке участника закупки в неизменном виде, поскольку Инструкция не распространяется на наименования товаров, используемых для выполнения работ.
Таким образом, заявка участника по данному товару будет содержать предположение.
Кроме того, такой товар как "Готовая щебеночно-песчаная смесь" отсутствует в проектно-сметной документации. Проектом предусмотрена "Смесь песчано-гравийная", требования к которой регламентируются другим ГОСТ, а не "Готовая щебеночно-песчаная смесь".
Совершенно не ясно для чего и на каком основании заказчик установил требования к товару "Готовая щебеночно-песчаная смесь".
8. Согласно Приложению N 4 по товару "Готовая щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009" по показателю "Номер смеси" заказчиком указаны варианты значений "С10 или С11"; по показателю, который определяется диапазоном значений "Зерновой состав. Размер зерен, полный остаток на сите с размером отверстия 40 мм" установлена нижняя граница диапазона - 0 и верхняя граница диапазона - 10.
Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике "Зерновой состав. Размер зерен, полный остаток на сите с размером отверстия 40 мм" должен указать диапазон значений "0-10".
Однако в соответствии с таблицей 3 ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 25607-2009) полный остаток на сите размером отверстия 40 мм для смеси С-11 равен 0.
Таким образом, участник не может предложить к использованию при выполнении работ смесь С-11.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" податель Жалобы усматривает нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и введении в заблуждение участников аукциона.
В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. N 4577 от 11.07.2016 Новгородского УФАС России) государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает Жалобу необоснованной по следующим причинам.
1. Пункт 3 Инструкции разъясняет участникам закупки правила оформления заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе, при установлении заказчиком верхней и нижней границы диапазона.
Государственный заказчик обращает внимание, что диапазон не может состоять из двух четко установленных границ.
2. Совершенно не важно, каким образом (буквами или цифрами) указаны значения показателей, поскольку заказчиком требования к асфальтобетонной смеси установлены в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
3. Податель Жалобы пытается ввести Комиссию Новгородского УФАС России в заблуждение, утверждая, что диапазон может являться четко установленной величиной, включающей в себя нижнюю и верхнюю границы. Заказчик считает, что податель Жалобы путает диапазонный показатель с показателями, значения которых не могут меняться.
4. Заказчиком установлены требования к щебню в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с ГОСТ 8267-93, что не ограничивает участников закупки и не вводит их в заблуждение.
5. Установленные заказчиком требования по показателю потери массы щебня фракции 1 в составе смеси при испытании "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" максимально расширены.
Заказчик дает возможность участнику использовать более широкие диапазоны показателей (характеристик).
6. Характеристика "Пл" является обозначением числительного значения пластичности щебня в составе готовой щебеночно-песчаной смеси.
7. При проведении данной закупки заказчиком не разрабатывалась проектная документация, описание работ по содержанию автомобильных дорог в Любытинском муниципальном районе приведено в ведомости объемов работ и смете. В Приложении N 4 четко указано какому нормативно-техническому документу должна соответствовать готовая щебеночно-песчаная смесь.
8. Податель Жалобы пытается ввести Комиссию Новгородского УФАС России в заблуждение, утверждая, что диапазон может являться четко установленной величиной, включающей в себя нижнюю и верхнюю границы. Заказчик считает, что податель Жалобы путает диапазонный показатель с показателями, значения которых не могут меняться.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган - Департамент письменные возражения на Жалобу не представил. На рассмотрении Жалобы представитель Департамента уточнил, что указанные в Жалобе доводы не относятся к компетенции уполномоченного органа, на участие в закупке была подана одна заявка, которая аукционной комиссией уполномоченного органа еще не рассмотрена.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В течение июня - июля 2016 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченным органом - Департаментом осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Любытинском муниципальном районе Новгородской области на 2016 год.
Документация в последней редакции утверждена начальником ГОКУ "Новгородавтодор" С.И. Назаровым 22.06.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Любытинском муниципальном районе Новгородской области на 2016 год.
Согласно пункту 10.2 Документации требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении N 4.
Приложение N 4 представляет собой таблицу из 11 столбцов с описанием требуемых заказчику товаров, их показателей и допустимых значений таких показателей, следом за которой приведена Инструкция, описывающая порядок заполнения участниками закупки первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" для товара "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" (позиция 1 Приложения N 4) по показателям "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" в столбце 7 установлены варианты значений - "Смешивается или не смешивается".
В то же время, к показателю, который определяется диапазоном значений, "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" заказчиком установлены требования к нижней границе диапазона - 50% по массе и верхней границе диапазона - 70% по массе.
Указанные значения приведены заказчиком в столбцах 8, 9 Приложения N 4.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Следовательно, исходя из положений Инструкции, участник закупки в своей заявке по вышеуказанной характеристике должен указать такой конкретный диапазон значений, который включал бы в себя и нижнюю и верхнюю границы, указанные в столбцах 8, 9 Приложения N 4 по данной позиции (то есть 50 и 70% по массе).
При этом в соответствии с таблицами 1 и 2 ГОСТ Р 52128-2003 характеристике "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором" со значениями от 50 до 70% по массе соответствует только эмульсия битумная ЭБК-1.
Причем по характеристикам "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" ЭБК-1 имеет единственно возможное значение - "Не смешивается".
Таким образом, указанные государственным заказчиком в Приложении N 4 варианты значений показателей "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава" и "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава" противоречат положениям таблицы 2 указанного ГОСТ, поскольку не имеют иных возможных значений, кроме "не смешивается". Следовательно, вариант значения "смешивается" не мог быть установлен государственным заказчиком в Приложении N 4 (столбец 7) с учетом предъявленных требований к диапазону значений характеристики "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором".
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ Р 52128-2003) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.
2. Показатели зернового состава минеральной части смеси для товара "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" (позиция 2 Приложения N 4) приведены заказчиком в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
При этом указание в наименованиях данных показателей размера зерен в миллиметрах словами вместо чисел не может ввести участников закупки в заблуждение при оформлении участия в торгах, поскольку наименования показателей товаров приводятся в первой части заявки в неизменном виде в соответствии с Приложением N 4 и не имеют отношения к заполнению заявки в соответствии с Инструкцией (к указанию конкретных значений показателей).
Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.
3. По позиции 2 Приложения N 4 "Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013" заказчиком установлен показатель, который определяется диапазоном значений "Температура смеси при отгрузке". При этом установлены требования к нижней границе диапазона - 140 ?С и верхней границе диапазона - 155 ?С.
Следовательно, учитывая вышеуказанные положения пункта 3 Инструкции, участник закупки в первой части своей заявки по показателю "Температура смеси при отгрузке" должен указать диапазон, включающий в себя одновременно значения 140?С и 155 ?С.
При этом заказчиком по позиции 2 Приложения N 4 также установлены требования к компоненту асфальтобетонной смеси "Вязкий дорожный нефтяной битум по ГОСТ 22245", в частности указаны (в столбце 7) возможные варианты марки битума в составе смеси - "БНД 60/90 или БНД 90/130".
Указанные марки характеризуются глубиной проникания иглы при 25 ?С, 0,1 мм - 61-90 для битума марки БНД 60/90, 91-130 для битума марки БНД 90/130 (таблица 1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия").
В соответствии с таблицей 8 ГОСТ 9128-2013 температура при отгрузке горячей асфальтобетонной смеси зависит от показателей битумов, а именно от глубины проникания иглы при 25 ?С, 0,1 мм. Так, при значении глубины проникания иглы 61-90 (битум марки БНД 60/90) температура при отгрузке составляет от 145 до 155 ?С, при глубине проникания иглы 91-130 (битум марки БНД 90/130) температура при отгрузке составляет от 140 до 150 ?С.
Таким образом, установленное заказчиком требование к диапазону значений температуры асфальтобетонной смеси при отгрузке (140-155 ?С) с учетом необходимости указания конкретной марки битума в составе смеси, характеризующей иные значения такого диапазона (145-155 ?С либо 140-150 ?С), является ненадлежащим, противоречит ГОСТ 9128-2013 и указывает на нарушение установленных статьей 33 Закона о контрактной системе правил описания объекта закупки.
Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.
4. Согласно позиции 2 Приложения N 4 к компоненту асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" заказчиком установлены варианты значений показателя "Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси" - "Интрузивная или эффузивная".
Одновременно по показателю "Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси" заказчиком установлено минимальное значение - 800, а по показателю "Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси" установлено максимальное значение - 0,50% по массе.
Согласно ГОСТ 8267-93 виды пород интрузивная и эффузивная относятся к щебню из изверженных горных пород.
В соответствии с таблицей 10 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 400 и выше (то есть, включая 800) содержание глины в комках не должно превышать 0,25% по массе.
Следовательно, указанное в Приложении N 4 значение содержания глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси не соответствует ГОСТ 8267-93 и не могло быть установлено государственным заказчиком в качестве максимального.
Указанные действия заказчика допускают возможность предложения к использованию при выполнении работ строительных материалов не соответствующих указанному ГОСТ (щебня с содержанием глины в комках более 0,25% по массе).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 8267-93) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответствующий довод Жалобы является обоснованным.
5. Согласно позиции 2 Приложения N 4 к компоненту асфальтобетонной смеси "Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93" заказчиком также установлен показатель "Морозостойкость щебня фракции 1 в составе смеси" и указано его минимальное значение - F300.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
Следовательно, использованию при выполнении работ подлежит щебень следующих марок по морозостойкости: F300 или F400.
Кроме того, относительно данного товара государственным заказчиком в Приложении N 4 установлено максимальное значение показателя "Максимальная потеря массы после испытания "Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание" щебня фракции 1 в составе смеси" - 3%.
В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8 данного ГОСТ.
Согласно Таблице 8 ГОСТ 8267-93 значение показателя потери массы после испытания для щебня марок F300, F400 по морозостойкости не должно быть более 2%.
Следовательно, в данном случае, государственным заказчиком также нарушены правила описания объекта рассматриваемой закупки, поскольку установленное государственным заказчиком максимальное значение данного показателя не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня по морозостойкости.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" также содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки (ненадлежащее использование положений ГОСТ 8267-93).
Следовательно, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.
6. По позиции 3 Приложения N 4 "Готовая щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009" заказчиком установлен показатель "марка щебня по пластичности", указаны варианты его значений - "1 или 2" и единица измерения "Пл".
Однако согласно ГОСТ 25607-2009 (таблица 1) марка щебня по пластичности является безразмерным (расчетным) показателем, то есть его значения не указываются с использованием единиц измерения.
Сокращение "Пл" используется при обозначении конкретной марки пластичности щебня (Пл1, Пл2, Пл3). Только с использованием цифр без указания "Пл" марка пластичности щебня согласно ГОСТ 25607-2009 не обозначается.
Таким образом, в данной части ГОКУ "Новгородавтодор" также допущено нарушение правил описания объекта закупки, а соответствующий довод Жалобы является обоснованным.
7. Как указано выше в соответствии с позицией 3 Приложения N 4 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" предусмотрено использование при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, определенного товара (материала) - готовой щебеночно-песчаной смеси, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009.
Поскольку данный товар и его показатели должны быть указаны в первых частях заявок участников закупки необходимость применения щебеночно-песчаной смеси при выполнении конкретных работ по содержанию автомобильных дорог должна быть подтверждена положениями Документации.
Согласно пункту 3.3 Документации объем выполняемых работ указан в ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Документации; далее - Ведомость) и сметной документации (Приложение N 5 к Документации; далее - Смета).
Кроме того, Ведомость, Смета, а также Перечень нормативно-технических документов на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог (Приложение N 3 к Документации; далее - Перечень) являются неотъемлемой частью контракта, заключаемого по итогам рассматриваемого электронного аукциона (пункт 1.2 Проекта контракта (Приложение N 6 к Документации)).
При этом согласно Ведомости при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог использование такого материала как щебеночно-песчаная смесь не предусмотрено. Так, при укреплении обочин предполагается использовать песчано-гравийную, а не щебеночно-песчаную смесь. Однако использование песчано-гравийной смеси при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, не предусмотрено Приложением N 4.
В свою очередь Перечень содержит указание на ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 23735-2014), что соответствует положениям Ведомости об использовании при выполнении работ именно песчано-гравийной смеси, и одновременно противоречит Приложению N 4, в котором требования к такому товару отсутствуют, но установлены в отношении щебеночно-песчаной смеси. Также в Перечне отсутствует указание на ГОСТ 25607-2009, которому согласно Приложению N 4 должна соответствовать щебеночно-песчаная смесь.
Смета содержит указание также исключительно на песчано-гравийную смесь, то есть при расчете начальной (максимальной) цены контракта заказчиком не были использованы сведения о стоимости щебеночно-песчаной смеси, которая согласно Приложению N 4 подлежит применению при выполнении работ.
В действительности согласно разъяснениям положений Документации, данным заказчиком в ответ на поступившие от участников закупки запросы и размещенным на официальном сайте, потребностью заказчика является использование при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог именно щебеночно-песчаной смеси, соответствующей ГОСТ 25607-2009, а не песчано-гравийной по ГОСТ 23735-2014.
Данное обстоятельство подтвердил на рассмотрении Жалобы и представитель ГОКУ "Новгородавтодор".
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об электронном аукционе требования об использовании при выполнении работ товара (песчано-гравийной смеси по ГОСТ 23735-2014), не соответствующего действительным потребностям государственного заказчика.
В данной части соответствующий довод Жалобы является обоснованным.
При этом Комиссия Новгородского УФАС России считает безосновательными выводы подателя Жалобы о наличии неких "предположений" в наименовании товара по позиции 3 Приложения N 4, что может повлиять на отбор участников закупки.
Наименования товаров приводятся в первой части заявки в неизменном виде в соответствии с Приложением N 4 и не имеют отношения к заполнению заявки в соответствии с Инструкцией (к указанию конкретных значений показателей).
8. По позиции 3 Приложения N 4 "Готовая щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009" заказчиком установлен показатель, который определяется диапазоном значений "Зерновой состав. Размер зерен, полный остаток на сите с размером отверстия 40 мм". При этом установлены требования к нижней границе диапазона - 0 и верхней границе диапазона - 10.
Следовательно, учитывая вышеуказанные положения пункта 3 Инструкции, участник закупки в первой части своей заявки по данному показателю должен указать диапазон, включающий в себя одновременно значения 0 и 10.
При этом заказчиком по позиции 3 Приложения N 4 также установлены требования к показателю "Номер смеси", а именно указаны (в столбце 7) возможные варианты - "С-10 или С-11".
Между тем, в соответствии с таблицей 3 ГОСТ 25607-2009 полный остаток на сите размером отверстия 40 мм для смеси С-11 равен 0.
Таким образом, учитывая установленные заказчиком требования к диапазону значений показателя "Зерновой состав. Размер зерен, полный остаток на сите с размером отверстия 40 мм", участник не может предложить к использованию при выполнении работ смесь С-11, хотя это и предусмотрено Приложением N 4.
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 25607-2009) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Жалоба в данной части является обоснованной.
Установленные в действиях заказчика нарушения носят существенный характер, могут повлиять на результаты определения поставщика и качество выполняемых работ, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления данной закупки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор", уполномоченного органа - Департамента не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Элементаль-Норма" (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Любытинском муниципальном районе Новгородской области на 2016 год, извещение N 0150200000616000385 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.06.2016 (далее - Жалоба), частично обоснованной в части доводов Жалобы NN 1, 3, 4, 5, 6, 8, а также признать частично обоснованным довод Жалобы N 7.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Закрытому акционерному обществу "Сбербанк - АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.Т. Иванов
Д.А. Раскоснов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 июля 2016 г. N 3974/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016