Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 21 июля 2016 г. N 05-6/2-44-2016
Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К.- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,
- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (далее - Организатор закупки): ***
- ООО "Стройсоюз" (далее - Общество): ***
рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), установила:
В Тверское УФАС России 12.07.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что Организатором закупки при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016) (далее - закупка) нарушен порядок определения победителя закупки в связи с незаконным отклонением заявки Общества, также Общество указывает на отсутствие в протоколе основания отклонения.
Представители организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе - необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.
На дату рассмотрения жалобы договор заказчиком не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Жалоба Обществом направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Общество соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов. При этом вышеуказанные положения Закона указывают на необходимость рассмотрения доводов жалобы как о действиях аукционной комиссии, так и организатора закупки.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. 17.06.2016 организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение N 31603790623 о проведении открытого запроса предложений и документация о закупке (далее - Закупочная документация), согласно которым предметом договора является выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы; начальная (максимальная) цена договора составляет 2 775 181, 63 руб.
Заказчик осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 части 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Исполнительным директором МУП "Сахарово" Плешаковым В.А. 17.03.2016 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП "Сахарово" (далее - Положение о закупке), которое размещено на официальном сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 3.1.4 Положения о закупке заказчик закупки вправе устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Раздел 10 Положения о закупке регулирует особенности процедур запроса предложений.
Согласно подпункту 9 пункта 10.1 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 10.15 Положения о закупке по результатам процедуры вскрытия конвертов с предложениями закупочная комиссия составляет соответствующий протокол, который должен содержать сведения согласно пункту 3.4 Положения.
Согласно пункту 3.4 Положения о закупке решения комиссии, принятые на заседании, оформляются протоколом. Протоколы, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора, информацию об участниках (наименование и цена закупаемых товаров, работ, услуг), повестку заседания, суть принятых решений и иную информацию, предусмотренную нормами действующего законодательства Российской Федерации и Положением о закупке. Комиссия вправе указать в протоколе любые дополнительные сведения, не перечисленные в данном пункте Положения, которые сочтет необходимыми.
Согласно пункту 3 Закупочной документации заявка на участие в процедуре закупки должна быть оформлена по форме, приведенной в приложениях к запросу предложений.
Пункт 2 Закупочной документации поименован как "требования к участникам", такие требования воспроизведены, в том числе, в Техническом задании; при этом в Техническом задании они указываются как требования к подрядчику, то есть, к исполнителю договора, а не в форме требований к участникам закупки.
Пунктом 2 Закупочной документации определен перечень документов, требуемых от участников закупки, в том числе:
- документы, подтверждающие наличие опыта работы (положительные референции) (согласно пункту 8.4 Технического задания) (пункт 3);
- сведения о кадровых ресурсах (необходимых для выполнения работ согласно пункту 8.5 Технического задания) предоставляются в соответствии с приложением N 3 (форма для заполнения) (пункт 5);
- документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимой профессиональной подготовки (согласно пункту 8.5 Технического задания) (пункт 6).
В пункте 5 Закупочной документации описана процедура оценки и сопоставления заявок, в которой, в том числе, указано, что неполное представление информации, запрашиваемой в документации по запросу предложений, или же подача заявки на участие в процедуре закупки, не отвечающей требованиям документации, представляют собой риск для участника, и может привести к отклонению его заявки на участие в процедуре закупки.
Согласно извещению Организатор закупки вправе отклонить заявку на участие в процедуре закупки на том основании, что предложенная участником закупки стоимость превышает установленную начальную (максимальную) цену договора (цену лота)
Иные положения Закупочной документации не устанавливают в императивной форме условия отказа участникам закупки в допуске к участию в закупке.
Согласно пунктам 8.4 и 8.5 Технического задания к подрядчикам установлены следующие требования: наличие положительных референций (пункт 8.4); наличие достаточного количества квалифицированного, аттестованного персонала для выполнения работ. Наличие у лиц, допущенных к производству работ, профессиональной подготовки, подтвержденной удостоверениями на право выполнения работ. Специалисты должны пройти проверку знаний Правил, норм и инструкций, регламентирующих выполнение работ и контроль качества в порядке, установленном Ростехнадзором России (пункт 8.5).
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов закупки от 29.06.2016 N 55 для участия в закупке заявки подали 2 участника: ООО "Стройсоюз" и ООО "Антология"
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по определению победителя закупки от 08.07.2016 N 56 Обществу отказано в допуске к участию в закупке со следующим обоснованием: "Выявлены несоответствия техническим требованиям, установленным в документации закупки".
При этом информации о том, каким положениям закупочной документации не соответствует заявка, в протоколе не содержится.
Согласно пояснениям представителя Организатора закупки Общество не было допущено к участию в закупке в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие у специалистов необходимой профессиональной подготовки (согласно пункту 8.5 Технического задания), а также в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие опыта работы (положительные референции (рекомендации, отзывы) (согласно пункту 8.4 Технического задания).
Однако в Закупочной документации не указано, какими документами участники закупки должны подтверждать наличие профессиональной подготовки.
Анализ заявки Общества позволил установить, что в ее состав, в том числе, входит справка о кадровых ресурсах, заполненная в соответствии с формой, установленной в Приложении N 3 к Закупочной документации.
Документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимой профессиональной подготовки, а также документы, подтверждающие наличие опыта работы (положительные референции) в составе заявки Обществом не представлены, вместе с тем, в Закупочной документации не указано, что отсутствие данных сведений является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в закупке.
Следовательно, закупочная комиссия, отклонив заявку Общества по основаниям, не предусмотренным Положением о закупке и Закупочной документацией, нарушила порядок проведения торгов.
Таким образом, в закупочной документации в общем виде установлены требования к подрядчикам (исполнителям) договора, при этом не установлены четкие требования к участникам закупки, в том числе, какими документами они должны подтверждать соответствие данным требованиям.
Отсутствие в Закупочной документации измеряемых требований к участникам закупки, положений о том, при каких условиях (или в случае невыполнении таких условий, требований, непредставление каких документов и сведений) заявка участника закупки будет подлежать однозначному отклонению, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора закупки.
Условия допуска/отказа в допуске к участию в закупке является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Отсутствие условия допуска/отказа в допуске позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины отказа в допуске к участию в закупке, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункта 9 пункта 10.1 Положения о закупке, и о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройсоюз" обоснованной.
2. Признать Организатора закупки - Муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие "Сахарово" нарушившим требования пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 9 пункта 10.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП "Сахарово".
3. Признать закупочную комиссию нарушившей порядок проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016).
4. Выдать Муниципальному унитарному многоотраслевому жилищно-коммунальному предприятию "Сахарово" и созданной им комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 05-6/2-44-2016
21 июля 2016 года г. Тверь
Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок;
- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (далее - Организатор закупки): ***
- ООО "Стройсоюз" (далее - Общество): ***
руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 05-6/2-44-2016 по жалобе ООО "Стройсоюз", полагающего, что Организатором закупки при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016)" предписывает:
В срок до 15.08.2016:
Муниципальному унитарному многоотраслевому жилищно-коммунальному предприятию "Сахарово" и закупочной комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016);
Муниципальному унитарному многоотраслевому жилищно-коммунальному предприятию "Сахарово":
- вернуть заявки, поданные на участие в открытом запросе предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016);
- внести изменения в закупочную документацию на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений административно - бытового корпуса производственной базы (извещение N 31603790623 от 17.06.2016) с учетом требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и решения Комиссии Тверского УФАС России от 21.07.2016 по делу N 05-6/1-44-2016.
3. Муниципальному унитарному многоотраслевому жилищно-коммунальному предприятию "Сахарово" и закупочной комиссии в срок до 22.08.2016 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 21 июля 2016 г. N 05-6/2-44-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016