Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 20 июля 2016 г. N 04-02/6784
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> - <__> председателя Комиссии; <__> - <__> члена Комиссии, <__> - <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" исх. от 14.07.2016 (вх. от 14.07.2016 N 2143э) на действия заказчика администрации муниципального района "Усть-Куломский" (далее - Администрация МР "Усть-Куломский") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к пст. Белоборск", км 16+000 - км 20+000", извещение N 0107300004916000074 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__> представителя Администрации МР "Усть-Куломский" по доверенности от 18.07.2016 N 01-38/126,
- <__> представителя индивидуального предпринимателя <__> (далее - ИП <__>) по доверенности от 18.07.2016, установила:
1. ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Администрации МР "Усть-Куломский", "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствии представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжалуются следующие положения документации об электронном аукционе:
- в части установления заказчиком в подпункте 8.1 пункта 8 Проекта контракта информации, противоречащей статье 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе);
- в части установления заказчиком в подпунктах 7.2, 7.3 пункта 7 Проекта контракта размера штрафа за просрочку исполнения заказчиком, поставщиком условий контракта, что по мнению заявителя противоречит статье 34 Закона о контрактной системе, пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1063);
- в части установления заказчиком в подпункте 7.7 пункта 7 Проекта Контракта требования в соответствии с которым заказчик в праве удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) в бесспорном порядке, без согласия Подрядчика при окончательном расчете с Подрядчиком, что по мнению заявителя нарушает требования законодательства Российской Федерации.
Администрацией МР "Усть-Куломский" в отзыве на жалобу исх. 18.07.2016 N 13-17/76 (вх. 19.07.2016 N 2194э) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась Администрация МР "Усть-Куломский".
Объект закупки - "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к пст. Белоборск", км 16+000 - км 20+000"
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 326 638,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО МР "Усть-Куломский".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300004916000074, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 29.06.2016.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с документацией об электронном аукционе с подпунктом 8.1. пункта 8 Проекта контракта установлено следующее: Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5,0% от начальной максимальной цены Контракта, а в денежном выражении ______(_______)________.
При снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%, обеспечение исполнения контракта увеличено в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта и составляет __________ (_______________________) рублей __ копеек.
Исполнитель, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере __________ (_______________________) рублей __ копеек, или обеспечение исполнения контракта в размере __________ (_______________________) рублей __ копеек и информацию, подтверждающую добросовестность Исполнителя в соответствии с частью 3 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону составляет 19 326 638,00 рублей, что больше 15 миллионов рублей, в связи с чем участникам закупки необходимо представить только обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса.
В подпункте 8.1. пункта 8 Проекта контракта, помимо представления обеспечения исполнения контракта заказчиком установлено требования к участникам закупки о представлении информации, подтверждающей добросовестность Исполнителя, в связи с чем заказчиком были нарушены нормы части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 4, 5 Постановления N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В подпунктах 7.2., 7.3 пункта 7 Проекта контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном пунктом 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063: 5,0% цены Контракта и составляющей _________ руб; за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном пунктом 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063: 2,0% цены Контракта и составляющей _________ руб.
Довод заявителя, указанный в пункте 2 жалобы, в соответствии с которым контракт должен заключаться по цене предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, в связи с чем заказчиком целесообразнее устанавливать в проекте контракта под отлагательным условиям все возможные значения размеров штрафов предусмотренные Постановлением N 1063 для каждого порогового значения цены контракта, необоснован в виду следующего.
Нормы законодательства о контрактной системе, нормы Постановления N 1063 не обязывают заказчика указывать в проекте контракта все возможные размеры штрафных санкций, предусмотренные пунктами 4, 5 Постановления N 1063.
Таким образом, при установлении штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или подрядчиком Администрацией МР "Усть-Куломский" не были нарушены нормы Закона о контрактной системе.
5.1. В силу части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
Как следует из материалов жалобы, заказчиком 29.06.2016 на официальном сайте Единой Информационной Системе Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к пст. Белоборск", км 16+000 - км 20+000", извещение N 0107300004916000074.
Согласно материалам жалобы, на участие в электронном аукционе было подано две заявки.
На основании протокола от 15.07.2016 N 1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе проводимом на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru на участие в электронном аукционе был допущен только один участник - ИП Третьяков Р.В., в связи с чем электронный аукцион был признан несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно устным пояснениям представителя ИП <__> снижение максимальной цены контракта на 25 и более процентов ИП <__> не планируется.
6. В соответствии с пунктом 3 жалобы, заявитель указывает на то, что заказчиком было неправомерно указанно требование в подпункте 7.7 пункта 7 Проекта контракта, в связи с которым заказчик вправе удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) в бесспорном порядке, без согласия Подрядчика при окончательном расчете с Подрядчиком, что по мнению заявителя нарушает нормы гражданского законодательства, что может повлечь к ограничению конкуренции между участниками закупки.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании частей 1, 2 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Администрация МР "Усть-Куломский" является органом муниципальной власти и не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Следовательно, заказчику в соответствии со статьей 310 ГК РФ предоставлено право предусмотреть договором возможность одностороннего изменения своих обязательств.
В соответствии с нормами главы 37 ГК РФ не установлено прямого запрета на реализацию заказчиком права применения штрафных санкций, подобных указанным в подпункте 7.7. пункта 7 Проекта контракта.
Таким образом, заказчиком при установлении требования указанного в подпункте 7.7. пункте 7 Проекта контракта не были нарушены нормы законодательства о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При выдаче предписания об аннулировании закупки Комиссия Коми УФАС России должна учитывать степень совершенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе и последствия аннулировании закупки для других участников электронного аукциона.
Согласно устным пояснениям представителя заказчика, оглашенных в ходе рассмотрения жалобы, 19.06.2016 аукционной комиссией была рассмотрена единственная заявка участника - ИП <__>
По результатам рассмотрения единственной заявки участника, аукционной комиссией было принято решение о признании заявки ИП <__> соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе,
Таким образом, при выдаче предписания об аннулировании электронного аукциона предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к пст. Белоборск", км 16+000 - км 20+000", извещение N 0107300004916000074 будут нарушены права и законные интересы ИП Третьякова Р.В., чья заявка признана соответствующей документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в части установления заказчиком в подпункте 8.1 пункта 8 Проекта контракта требований, противоречащих части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе обоснованной, в остальной части признать жалобу необоснованной.
2. Признать действия заказчика - Администрации МР "Усть-Куломский" в виде установления требования в подпункте 8.1 пункта 8 Проекта контракта о предоставлении участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность, противоречащей части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, предписание об устранении нарушений положений документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к пст. Белоборск", км 16+000 - км 20+000", извещение N 0107300004916000074 не выдавать.
4. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__> |
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 июля 2016 г. N 04-02/6784
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016