Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 20 июля 2016 г. N 04-02/6773
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> - <__> председателя Комиссии; <__> - <__> члена Комиссии, <__> - <__> члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" исх. от 13.07.2016 (вх. от 13.07.2016 N 2119э) на действия заказчика администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Администрация МР "Сыктывдинский") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение, работ по ремонту участка подземной тепловой сети от ввода в котельную "Сельхозтехникум" до ТК (ул. О.Мальцевой, д.76) в с. Выльгорт Сыктывдинского района", извещение N 0107300011316000055 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__> представителя Администрации МР "Сыктывдинский" по доверенности от 11.01.2016 N 1, установила:
1. ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Администрация МР "Сыктывдинский", Отдел закупок Администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - отдел закупок Администрации МР "Сыктывдинский"), закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствии представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", отдела закупок Администрации МР "Сыктывдинский", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжалуются действия заказчика в части обжалования положений документации об электронном аукционе.
Отделом закупки администрации МР "Сыктывдинский" в отзыве на жалобу исх. 14.07.2016 (вх. 19.07.2016 N 3674) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Администрацией МР "Сыктывдинский" на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно доводов жалобы.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась Администрация МР "Сыктывдинский".
Уполномоченный органом по осуществлению закупки явился отдел закупки администрации МР "Сыктывдинский".
Объект закупки - "Выполнение, работ по ремонту участка подземной тепловой сети от ввода в котельную "Сельхозтехникум" до ТК (ул. О.Мальцевой, д.76) в с. Выльгорт Сыктывдинского района"
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 171 660,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства местного бюджета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский": - КБК 923 0502 0211200000244 225 - 2017 год - 6 000 000,00 (шесть миллионов) рублей 00 копеек; - КБК 923 0502 0211200000244 225 - 2018 год - 6 171 660,00 (шесть миллионов сто семьдесят одна тысяча шестьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300011316000055, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 27.06.2016.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
По пункту 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отнесено к видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 34 раздела II "Информационной карты" документации об электронном аукционе запрет на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с п.7.1 раздела I документации не установлены.
Таким образом, заказчиком не был установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что противоречит части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
5. В силу статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3-5, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из материалов жалобы, в извещении о проведении электронного аукциона от 27.06.2016 отсутствуют требования предусмотренные пунктами 3-5, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, неустановление заказчиком требований в извещении о проведении электронного аукциона, предусмотренных пунктами 3-5, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. На основании части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, отказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 предусмотрено выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием к участникам закупки установлено наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Примечанием к приложению N 1 Постановления N 99 установлено требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Для подтверждения указанного требования в Постановлении N 99 установлен следующий перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительными требованиями: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0107300011316000055 начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 171 660,00 рублей.
Предметом закупки является выполнение, работ по ремонту участка подземной тепловой сети от ввода в котельную "Сельхозтехникум" до ТК (ул. О.Мальцевой, д.76) в с. Выльгорт Сыктывдинского района, код ОКПД2 42.21.22.120 - работы строительные по прокладке местных трубопроводов горячей воды согласно извещению об электронном аукционе.
В документации об электронном аукционе отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ, не перечислены документы, подтверждающие соответствие участника такому требованию, что противоречит части 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Отсутствие дополнительных требований к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ является грубым нарушением, поскольку нарушает принцип обеспечения конкуренции в условиях действующего законодательства о контрактной системе, предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение могло повлиять на круг участников, и как следствие, на результаты электронного аукциона.
7. В силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системы в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Как следует из материалов жалобы, в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.07.2016.
Согласно протоколу от 15.07.2016 рассмотрения результатов электронного аукциона (ЭА-16/45) извещение N 0107300011316000055 на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, которая была отозвана, в связи с чем аукционной комиссией было принято решение о признании электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать бездействие заказчика - Администрации МР "Сыктывдинский" в виде неустановления в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки о наличии у них опыта на выполнение работ, не перечисление документов, подтверждающие соответствие участника такому требованию, не соответствующим части 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать бездействие Администрации МР "Сыктывдинский" в виде неустановления требований в извещении о проведении электронного аукциона предусмотренных пунктами 3-5, 6, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе, несоответствующим части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Признать бездействие Администрации МР "Сыктывдинский" в виде неустановления в разделе II "Информационной карты" документации об электронном аукционе запрета на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, несоответствующим части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
5. С учетом признания электронного аукциона, предметом которого является Выполнение, работ по ремонту участка подземной тепловой сети от ввода в котельную "Сельхозтехникум" до ТК (ул. О.Мальцевой, д.76) в с. Выльгорт Сыктывдинского района", извещение N 0107300011316000055 несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушений положений документации об электронном аукционе не выдавать.
6. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__> |
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 июля 2016 г. N 04-02/6773
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016