Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <> , рассмотрев жалобу гражданина <> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Мосинжпроект" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций, строительству станционных комплексов "Ржевская", "Шереметьевская", перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями. Этап 2 ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Электрозаводская" по объекту: "Северо-Восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная" (извещение N 31603870826) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба гражданина <> (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Мосинжпроект" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций, строительству станционных комплексов "Ржевская", "Шереметьевская", перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями. Этап 2 ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Электрозаводская" по объекту: "Северо-Восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная" (извещение N 31603870826) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерным обществом "Мосинжпроект", утвержденным Советом директоров протоколом N 6-2015/16 от 02.10.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок -02.08.2016 09:00;
дата рассмотрения заявок -09.08.2016 10:30;
дата подведения итогов-11.08.2016 11:55.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены положения Закона о закупках, а именно:
- по мнению Заявителя, проведение Конкурса должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе;
в Документации установленно требование о наличии в составе заявки участников лицензии ФСБ, а также свидетельства о допуске к конкретным видам работ;
в составе Документации не размещена проектно-сметная документация;
Заказчиком в Документации установлены неизмеряемые требования о кадровых ресурсах;
некорректно установлены критерии и порядок оценки;
в Документации не установлен конкретный размер аванса.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о закупках Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
Согласно данным ЕИС Заказчик относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, на которых распространяются требования Закона о закупках.
На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика пояснил, что источником финансирования данной закупки являются собственные средства Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС в Документации Заказчиком описание предмета закупки приведено на 4 листах на объект капитального строительства, относящегося к особо опасным и технически сложным объектам в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, стоимость которого составляет 18 000 000 000 рублей.
В содержании указанных выше 4 листах Документации отсутствуют, в том числе архитектурные, технические, технологические решения, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, а также качественные технические характеристики работ, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, материала, не приведен полный перечень материалов необходимых для осуществлении строительства станционных комплексов "Ржевская", "Шереметьевская", перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями. Этап 2 ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Электрозаводская" по объекту: "Северо-Восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, о том что не представляется возможным установить, что Заказчиком исполнены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно Жалобе Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России (далее - Лицензия).
На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что в ходе исполнения договора, заключаемого по результатам закупки исполнителю будет передан техническая документация, которая содержит в том числе сведения, составляющие государственную тайну, в связи с чем наличие Лицензии необходимо при исполнение договора, что явилось основанием для установления данного требования в Документации.
Вместе с тем, Заявитель и его представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также Заявителем не представлено доказательств из которых однозначно можно придти к выводу, что вышеуказанное требование установлено неправомерно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 16.4.1 Документации установлено обязательное требование о наличие выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергетики).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчик является Генеральным подрядчиком по государственному контракту, в связи с чем в рамках Конкурса Заказчик отбирает соисполнителя по данному контракту на выполнение конкретных видов работ.
Таким образом, установление требования о наличие у участника СРО на конкретные виды работ является правомерным, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 16.6.2 Документации установлено требование к участникам Конкурса о наличии у участника трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ: не менее 100 рабочих; не менее 10 ИТР.
Вместе с тем, из данного требования Документации не представляется возможным определить, привлечение каких 100 работников, наличие именно каких ИТР необходимо представить участникам, чтобы соответствовать данному требованию Документации, и что такое ИТР.
Таким образом, установление данного требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Кроме того, учитывая положение пункта 16.6.2 Документации данное требование является основанием допуска, в то время, как в соответствии с приложением N 4 Документации является критерием оценки, что противоречит указанным требованиям Закона о закупках.
Таким образом, Согласно приложению N 4 Документации установлены критериями оценки заявок участников Конкурса:
цена договора - значимость критерия 50%,
квалификация участника - значимость критерия 50%:
2.1 кадровые ресурсы:
- ИТР (значимость подкритерия 5%)
- рабочие (значимость подкритерия 10%)
наличие положительного опыт выполнения строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций и/или строительству перегонных тоннелей и/или станционных комплексов на объектах метрополитена за период с 2010 г. По 2016 (значимость подкритерия 30%).
Положительная деловая репутация (значимость подкритерия 5%)
В совокупности итоговая значимость критериев оценки составляет 100%.
Приложением N5 Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок, согласно которому в зависимости от предложения участника выставляется участнику закупки присваивается место.
Вместе с тем, указанный порядок предусматривает возможность начисления баллов участнику который не представил в составе конкурсной заявки документы, информацию по указанным выше критериям, при этом при подведении итогового балла данная информация учитывается.
Кроме того, отсутствует пропорциональная зависимость между представленным участником предложением и присваиваемым местом, а также указанный порядок предусматривает присваивание баллов в количественном выражение более чем установлено в процентном соотношении совокупности итоговой значимость критериев оценки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленный порядок оценки Заказчиком в Документации не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, присвоить первое место участнику предложившего такие условия, а также порядок оценки не содержит зависимый алгоритм начисления в зависимости от представленного предложения участником (документов, информации) начисляемых баллов, при этом указанный порядок предусматривает присваивание баллов в количественном выражение более чем установлено в процентном соотношении совокупности итоговой значимость критериев оценки.
Указанные действия Заказчика нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
6. Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги.
Пунктом 4.3 "Проекта договора" Документации установлено, что Заказчик-Генподрядчик производит Подрядчику авансирование в размере представленной Подрядчиком банковской гарантии, указанной в пункте 4.4 Договора, но не более 50% от Цены Договора.
Согласно пункту 8.1.25 "Проекта договора" Документации подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по Договору, предоставляет банковскую гарантию в размере 10% от стоимости работ, установленной на соответствующий календарный год, но не менее размера авансового платежа.
Таким образом, Заказчиком в Документации не установлен конкретный размер обеспечение договора, поскольку авансирование установлено а размере 50%, в связи с чем не представляется возможным определить конкретный размер обеспечения, что нарушает пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу <> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Мосинжпроект" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций, строительству станционных комплексов "Ржевская", "Шереметьевская", перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями. Этап 2 ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Электрозаводская" по объекту: "Северо-Восточный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная" (извещение N 31603870826) обоснованной в части не установления конкретного размера авансирования, некорректно установленного порядка и критериев оценки заявок участников Конкурса, отсутствия проектной документации в составе Документации.
Признать в действиях АО "Мосинжпроект" нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 1, 6, 9, 12, 13 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.07.2015 N 223-ФЗ-371/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Выдать обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 20.07.2016 N 223-ФЗ-371/16, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2016 г. N 17/51683/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016