Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 21 июля 2016 г. N РХ-06/10147
Резолютивная часть объявлена "07" июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен "21" июля 2016 года
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: - <_>
Члены комиссии: - <_>
- <_>
при участии:
представителя ответчиков - Исполнительного комитета г.Казани по доверенности N 8311/ИК от 14.09.2015, Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани по доверенности <_>
представителя ответчика - Министерства культуры РТ по доверенности <_>
представителя ответчика - ООО "Белый медведь" по доверенности <_>
рассмотрев дело N 06-25/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан и ООО "Белый медведь" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления согласованных действий в ходе процедуры предоставления ООО "Белый медведь" земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328 для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди", установила:
В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение (вх. N77/ж от 19.01.2016 года), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения указанного обращения, а также изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.
02.02.2013 г. Общество с ограниченной ответственностью "Белый медведь" предоставило в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан заявление о предоставлении обществу по процедуре предварительного согласования земельный участок, расположенный по адресу: ул. Большая Красная, д. 10, для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е г., Арх. Ф.И.Петонди". Как сказано в вышеназванном заявлении, оно было подано по итогам личной встречи с <_> [должностное лицо ], состоявшейся 30.01.2013 г.
На участке по адресу: ул. Большая Красная, д. 10 на момент подачи ООО "Белый медведь" заявления о предоставлении данного земельного участка располагалось здание, которое было списано с баланса МУП "ЖКУ Московского района" г. Казани уже после подачи данного заявления согласно акту о списании основных средств здания от 29.04.2013 г.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании ООО "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная земельный участок площадью 890 кв.м. был предварительно согласован ООО "Белый Медведь" для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" с утверждением акта выбора земельного участка в порядке статей 30, 31, 33 Земельного кодекса РФ.
Данное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 05.09.2013 N35 (215).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.09.2013 г. с кадастровым номером 16:50:010321:328.
Решение о наличии достаточных оснований для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" принято только 24.10.2013 г. на заседании Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры РТ (протокол заседания N196кр от 06.11.2013 г.).
Министерством культуры РТ выдано охранное обязательство NЗУ-620 от 29.01.2014 г. ООО "Белый медведь" на участок по адресу: ул. Большая Красная, д. 10. В качестве правоустанавливающего документа на вышеназванный объект культурного наследия в данном охранном обязательстве указано Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании ООО "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная.
ООО "Белый медведь" Министерством культуры РТ выдано разрешение NRU 03/06/15-05 от 26.06.2015 на строительство объекта культурного наследия: административного здания по ул. Большая Красная, д. 10.
Границы объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" установлены лишь приказом Министерства культуры РТ N957од от 03.09.2015 г.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:010321:328 общей площадью 890 кв.м., расположенный по адресу РТ, город Казань, ул. Большая Красная, д. 10, предоставлен ООО "Белый Медведь" в аренду сроком на 3 года для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N3862 от 30.10.2015.
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан от 30.10.2015 N3862, между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан и ООО "Белый Медведь" был заключен договор аренды земельного участка N18938 от 19.11.2015.
В рассматриваемой ситуации сообщение о возможном предоставлении земельного участка с кадастровыми номером 16:50:010321:328 в периодические печатные издания не направлялись.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции на момент совершения нарушения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
Между тем целями проведения торгов являются привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Поэтому в ситуации, когда на испрашиваемый земельный участок подано несколько заявок с предварительным согласованием места размещения объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.
Необходимо так же отметить: несмотря на то, что уже в Постановлении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная" цель предварительного согласования данного участка была обозначена, как "для воссоздания объекта культурного наследия по ул. Большая Красная", решение о наличии оснований для восстановления данного объекта было принято на заседании Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры РТ только 24.10.13г.
Согласно пп.3 п.2.5 Административного регламента Министерства культуры Республики Татарстан предоставления государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника или пользователя объекта культурного наследия федерального или регионального значения, утвержденного Приказом Министерства культуры РТ от 19.10.2012 г. N856, для предоставления охранного обязательства необходимо предоставить договор купли-продажи недвижимого имущества, либо выписку из похозяйственной книги, либо договор дарения, либо договор аренды. Данный перечень правоустанавливающих документов является исчерпывающим. ООО "Белый медведь" на момент предоставления Министерством культуры РТ охранного обязательства на участок с кадастровыми номером 16:50:010321:328 не имело ни одного из перечисленных документов. Согласно пп.3 п.2.9 вышеназванного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче охранного обязательства является непредоставление документов, указанных в п. 2.5 данного регламента.
Согласно ч. 5.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство. Согласно п.1 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство заявитель прикладывает правоустанавливающие документы на земельный участок. На дату подачи заявления о выдаче разрешения на воссоздание объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" (исх. N20 от 22.06.2015 г.) у ООО "Белый медведь" не имелось прав на на участок с кадастровыми номером 16:50:010321:328, предусмотренных гл. III и IV Земельного кодекса РФ, из чего следует, что правоустанавливающие документы на данный участок к моменту подачи заявления так же не могли быть предоставлены.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 24.02.2016 года N02/55-к было возбуждено дело N 06-25/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан и ООО "Белый медведь" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления согласованных действий в ходе процедуры предоставления ООО "Белый медведь" земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328 для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
01.02.2013 г. Общество с ограниченной ответственностью "Белый медведь" предоставило в адрес <_> г.Казани заявление о предоставлении обществу по процедуре предварительного согласования земельный участок, расположенный по адресу: ул. Большая Красная, д. 10, для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е г., Арх. Ф.И.Петонди". Исходя из содержания заявления, было подано по итогам личной встречи с <_> [должностное лицо], состоявшейся 30.01.2013 г.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса (в редакции, действующей на момент организации и проведения процедуры предварительного согласования) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани услуги по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта на момент обращения ООО "Белый медведь" регулировался Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 28.06.2012 N4315 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани услуги по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта".
В соответствии с вышеуказанным Регламентом, заявитель (его представитель) подает заявление с приложением указанных в пункте 2.5 Регламента документов.
В соответствии с пунктом 2.5. Регламентов к заявлению о выборе земельного участка прилагаются необходимые документы, в том числе:
- технико-экономическое обоснование проекта строительства;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае если государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен).
При этом подача неполного комплекта документов, указанных в пункте 2.5 Регламента является основанием для отказа в приеме заявления.
В соответствии с пунктом 3.3. Регламента в случае наличия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 2.8 Регламента, заявителю возвращаются документы с письменным объяснением содержания выявленных оснований для отказа в приеме документов.
В рассматриваемой ситуации необходимое приложение документов при подаче ООО "Белый медведь" заявления о предварительном согласовании отсутствовало.
Следовательно, в соответствии с Регламентом оказания муниципальной услуги заявление ООО "Белый медведь" подлежало отклонению и не могло рассматриваться по существу.
Необходимо так же отметить, что на участке по адресу: ул. Большая Красная, д. 10 на момент подачи ООО "Белый медведь" заявления о предоставлении данного земельного участка располагалось здание, которое было списано с баланса МУП "ЖКУ Московского района" г. Казани уже после подачи данного заявления согласно акту о списании основных средств здания от 29.04.2013 г.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании ООО "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная земельный участок площадью 890 кв.м. был предварительно согласован ООО "Белый Медведь" для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" с утверждением акта выбора земельного участка в порядке статей 30, 31, 33 Земельного кодекса РФ.
Поскольку при прочих равных условиях заявление о предварительном согласовании ООО "Белый медведь" подлежало отклонению, рассматриваемый земельный участок не мог быть предварительно согласован Обществу.
В последующем постановление было опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 05.09.2013 N35 (215).
Вместе с тем, публикация информационного сообщения о возможности предоставления рассматриваемого земельного участка органами местного самоуправления г.Казани не производилась.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции на момент совершения нарушения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
Между тем целями проведения торгов являются привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Поэтому в ситуации, когда на испрашиваемый земельный участок подано несколько заявок с предварительным согласованием места размещения объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 г. N4224/10.
Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ срок.
Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах. После определения участка (-ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после предусмотренного законом публичного информирования населения.
Вместе с тем, при принятии Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани Республики Татарстан Постановления о предварительном согласовании места размещения объекта публикация информационного сообщения не производилась ни в одном печатном издании.
Таким образом, при принятии Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная", не соблюдены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и тем самым нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленный в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, Исполнительный комитет города Казани лишил заинтересованных лиц возможности заявить возражения против размещения конкретного объекта, а потенциально заинтересованных лиц возможности подать документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.09.2013 г. с кадастровым номером 16:50:010321:328.
24.10.2013 г. на заседании Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры РТ было принято решение о наличии достаточных оснований для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" (протокол заседания N196кр от 06.11.2013 г.).
Министерством культуры РТ выдано охранное обязательство NЗУ-620 от 29.01.2014 г. ООО "Белый медведь" на участок по адресу: ул. Большая Красная, д. 10. В качестве правоустанавливающего документа на вышеназванный объект культурного наследия в данном охранном обязательстве указано Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N7710 от 27.08.2013 года "О предварительном согласовании ООО "Белый Медведь" места размещения объекта по ул. Большая Красная.
Вместе с тем, согласно пп.3 п.2.5 Административного регламента Министерства культуры Республики Татарстан предоставления государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника или пользователя объекта культурного наследия федерального или регионального значения, утвержденного Приказом Министерства культуры РТ от 19.10.2012 г. N856, для предоставления охранного обязательства необходимо предоставить договор купли-продажи недвижимого имущества, либо выписку из похозяйственной книги, либо договор дарения, либо договор аренды. Данный перечень правоустанавливающих документов является исчерпывающим.
При этом, ООО "Белый медведь" на момент предоставления Министерством культуры РТ охранного обязательства на участок с кадастровыми номером 16:50:010321:328 не имело ни одного из перечисленных документов.
Согласно пп.3 п.2.9 вышеназванного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче охранного обязательства является непредставление документов, указанных в п. 2.5 данного регламента.
Таким образом, Министерством культуры РТ в выдаче ООО "Белый медведь" охранного обязательства должно было быть отказано.
ООО "Белый медведь" Министерством культуры РТ выдано разрешение NRU 03/06/15-05 от 26.06.2015 на строительство объекта культурного наследия: административного здания по ул. Большая Красная, д. 10.
Согласно ч. 5.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство. Согласно п.1 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство заявитель прикладывает правоустанавливающие документы на земельный участок.
Вместе с тем, на дату подачи заявления о выдаче разрешения на воссоздание объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" (исх. N20 от 22.06.2015 г.) у ООО "Белый медведь" не имелось прав на на участок с кадастровыми номером 16:50:010321:328, предусмотренных гл. III и IV Земельного кодекса РФ, из чего следует, что правоустанавливающие документы на данный участок к моменту подачи заявления так же не могли быть предоставлены.
Таким образом, Министерством культуры РТ в выдаче ООО "Белый медведь" разрешения на строительство должно было быть отказано.
Приказом Министерства культуры РТ N957од от 03.09.2015 г установлены границы объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди".
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:010321:328 общей площадью 890 кв.м., расположенный по адресу РТ, город Казань, ул. Большая Красная, д. 10, предоставлен ООО "Белый Медведь" в аренду сроком на 3 года для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди" постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан N3862 от 30.10.2015.
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан от 30.10.2015 N3862, между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан и ООО "Белый Медведь" был заключен договор аренды земельного участка N18938 от 19.11.2015.
Кроме того, согласно актам о приемке выполненных работ за февраль 2015 г., за март 2015 г., графику производства работ по строительству Административного здания по ул.Большая Красная, д.10 г.Казань, строительные работы на рассматриваемом земельном участке производились ООО "Стройпромсервис" по заказу ООО "Белый медведь" за несколько месяцев до выдачи последнему разрешения на строительство, а так же предоставления земельного участка и заключения договора аренды. При этом договор генерального строительного подряда между ООО "Белый медведь" и ООО "Стройпромсервис" был заключен только 26.08.2015 г.
Указанное обстоятельство ООО "Белый медведь" пояснило допущением опечатки в дате актов о приемке выполненных работ, которые, по утверждению Общества, были составлены на даты: февраль 2016 г., март 2016 г.
Проверить достоверность указанных сведений не представляется возможным.
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, по заказу ООО "Белый медведь" осуществлялись незаконные строительные работы на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010321:328, на который общество на момент начала строительных работ не имело прав. При этом органами власти не предпринимались никакие действия в связи с данным нарушением.
17.02.2016 г., то есть уже после того, как ответчикам стало известно о рассмотрении Татарстанским УФАС жалобы N77/ж, за ООО "Белый медведь" зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010321:328.
19.02.2016 г. ООО "Белый медведь" обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении Обществу рассматриваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что, на нем расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект незавершенного строительства.
На основании вышеназванного заявления между Комитетом и ООО "Белый медведь" заключен новый договор аренды земельного участка от 04.03.2016 г., а так же соглашение N18938-РДА о расторжении предыдущего договора аренды рассматриваемого земельного участка.
Исполнительным комитетом г.Казани были подготовлены проекты постановлений о признании утратившими силу постановлений о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328.
Указанные действия Исполнительного комитета г.Казани, Комитета земельных и имущественных отношений и ООО "Белый медведь" свидетельствуют о попытках легализации незаконного предоставления рассматриваемого земельного участка.
Необходимо так же отметить, что согласно платежному поручению N63 от 09.03.2016, все платежи по первоначальному договору аренды земельного участка были произведены Обществом уже после расторжения первоначального и заключения нового договора аренды.
Доказательств принятия мер, направленных на взыскание задолженности по арендным платежам с ООО "Белый медведь", Комитетом земельных и имущественных отношений, на котором лежит обязанность контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани согласно положению о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", по делу не представлено.
Согласно пп.8.5 договора аренды земельного участка N18938 от 19 ноября 2015 г., договор расторгается Арендодателем в том числе в случае невнесения Арендатором арендной платы и образования задолженности по арендной плате и пени свыше суммы, превышающей двухмесячную арендную плату.
Несмотря на то, что к моменту заключения соглашения от 04 марта 2016 г. о расторжении договора аренды N18938, ООО "Белый медведь" имел задолженность по договору аренды за 4 месяца, Комитетом земельных и имущественных отношений не только не предпринимались действия направленные на расторжение договора с недобросовестным арендатором, но был заключен новый договор аренды с последним.
Статья 1 ЗК РФ декларирует платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, как орган, осуществляющий распоряжение имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани, не должен был допускать заключение новых договоров с арендатором, не исполняющим свои обязательства.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.
В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коим является ООО "Белый медведь" не подразумевают предоставления ему органами власти, органами местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством предоставления доступа к информации в приоритетном порядке, прав на государственное, муниципальное имущество без проведения конкурентных процедур, без каких-либо правовых оснований.
На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке приватизации муниципального имущества города Казани.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ "О защите конкуренции" выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Материалами дела подтверждается, что в процессе предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328 и возведения на нем объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди":
- между Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и ООО "Белый медведь" были установлены устные договоренности по итогам личной встречи с [должностное лицо]. На заседании Комиссии Татарстанского УФАС представитель ООО "Белый медведь" пояснил, что указанная встреча была инициирована самим Обществом, которое узнало о том, что на рассматриваемом участке располагался объект культурного наследия, путем собственного изучения исторических данных, после чего было решено заняться восстановлением данного объекта;
- списание объекта, располагавшегося на предоставленном земельном участке, осуществлено уже после обращения ООО "Белый медведь" о предварительном согласовании места размещения объекта;
- Исполнительным комитетом г.Казани был нарушен Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию места размещения объекта;
- Исполнительным комитетом г.Казани было нарушено земельное и антимонопольное законодательство при предварительном согласовании места размещения объекта без публикации информационного сообщения о возможном предоставлении;
- Министерством культуры РТ был нарушен Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче охранного обязательства;
- установлен факт бездействия Исполнительного комитета г.Казани по факту осуществления строительных работ с нарушениями градостроительного законодательства;
- Министерством культуры РТ было нарушено градостроительное и земельное законодательство при осуществлении процедуры выдачи разрешения на строительство;
- Исполнительным комитетом г.Казани и Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани совершены действия по перезаключению договора аренды земельного участка по новым основаниям (не предполагающим проведение торгов), направленные на легализацию незаконного предоставления земельного участка;
- установлен факт бездействия Комитета земельных и имущественных отношений по факту непрекращения арендных отношений с недобросовестным арендатором земельного участка, неосуществления действий по взысканию задолженности по арендным платежам,
в результате чего процедура предоставления рассматриваемого земельного участка и возведения на нем объекта культурного наследия носила согласованный характер.
Подобное согласованное поведение Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан и ООО "Белый медведь" приводит к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, что недопустимо в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан и ООО "Белый медведь" допущено нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления согласованных действий в ходе процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328 для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Татарстанского УФАС России, решила:
Признать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан и ООО "Белый медведь" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления согласованных действий в ходе процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:010321:328 для воссоздания утраченного объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Жилой дом 1840-е гг. архитектор Ф.И. Петонди", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июля 2016 г. N РХ-06/10147
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016