Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-08/10211 (опубликовано 22 июля 2016 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
рассмотрев дело N 08-122/2016, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") в отношении индивидуального предпринимателя (423740, РТ, Актанышский район, с. Актаныш, пр. Ленина),
в отсутствии:
- ИП или представителя по доверенности, надлежащем образом извещен, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 01.07.2016 г., 04.07.2016 г., установила:
В ходе личного приема граждан заместителем руководителя Татарстанского УФАС России <_> в Актанышском районе Республики Татарстан поступило обращение (Вх. N39/р от 18.05.2016 г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения в рекламно-информационной газете "Твоя газета. Актаныш" выпуск N12 (44) от 31.03.2016 г. на 3 странице рекламного объявления следующего содержания: "Деньги под % 89274777178", которая содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно выходным данным рекламно-информационной газеты "Твоя газета. Актаныш", учредителем и издателем газеты является ИП (423740, РТ, Актанышский район, с. Актаныш, пр. Ленина).
На основании изложенного, Управлением 26 мая 2016 г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе N08-122/2016.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования в данном рекламном объявлении является выдача денежных средств под проценты, то есть финансовая услуга.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, размещенная в рекламно-информационной газете "Твоя газета. Актаныш" выпуск N12 (44) от 31.03.2016 г. на 3 странице содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В ходе рассмотрения дела ИП представил в адрес Управления, запрашиваемые в определении о возбуждении дела, документы и материалы. Согласно письменным пояснениям ИП (Вх. N 7027 от 27.06.2016 г.), до 01 апреля 2016 г. рекламные объявления принимались посредством смс-сообщений и публиковались в газете на бесплатной основе. Соответственно, договор на распространение рекламы, акты выполненных работ отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Выдача займов (выдача денежных средств под проценты) является финансовой услугой, таким образом, в размещенной рекламе должно содержаться наименование организации, осуществляющей предоставление займа, кредита.
Как следует из содержания вышеуказанной рекламы в нем отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению автокредита (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Из разъяснений в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" следует, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представителя о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойств.
Отсутствие наименования организации, оказывающей услуги по предоставлению кредита, займа противоречит и не отвечает требованиям законодательства о рекламе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что рекламное объявление следующего содержания: "Деньги под % 89274777178", нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Из положений части 7 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель, т.е. ИП.
В ходе рассмотрения дела доказательного опровержения нарушения части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" ИП не представлено.
На основании части 1 статьи 28, частей 1,2 статьи 36 и части 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламно-информационной газете "Твоя газета. Актаныш" выпуск N12 (44) от 31.03.2016 г. на 3 странице следующего содержания: "Деньги под % 89274777178", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-08/10211 (опубликовано 22 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016