Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу ООО "Инвест-Групп" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 6356/ОАЭ-РЖДС/16 на право заключения договора на поставку мебели для нужд ОАО "РЖД" и ДЗО (извещение N 31603769984), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Инвест-Групп" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 6356/ОАЭ-РЖДС/16 на право заключения договора на поставку мебели для нужд ОАО "РЖД" и ДЗО (извещение N 31603769984) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
10.06.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона, а именно Заказчиком не продлен срок подачи заявок в связи с внесением изменений в Документацию.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 1.10 Документации Заказчиком установлен порядок представления участникам Аукциона разъяснений положения Документации:
"Порядок направления запросов на разъяснение положений аукционной документации и предоставления разъяснений положений аукционной документации указан в пункте 6.2 аукционной документации.
Срок направления участниками запросов на разъяснение положений аукционной документации: с "10" июня 2016 г. по "24" июня 2016 г. (включительно).
Дата начала срока предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации: "17" июня 2016 г.
Дата окончания срока предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации: "01" июля 2016 г".
В соответствии с информацией в ЕИС, разъяснения положений Документации запрашиваемые Заявителем размещены от 30.06.2016 (далее - Разъяснения), таким образом Заказчиком не нарушены сроки представления Разъяснений участникам Аукциона.
Пунктом 3.2.8 Документации в случае внесения изменений в извещение о проведении аукциона и (или) аукционную документацию позднее чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок, заказчик обязан продлить срок подачи аукционных заявок, таким образом, чтобы со дня размещения на сайтах внесенных в извещение о проведении аукциона и (или) аукционную документацию изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее 15 (пятнадцати) дней, либо, если в извещение о проведении аукциона и (или) аукционную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в аукционе в отношении конкретного лота должен быть продлен таким образом.
Вместе с тем, представленые Разъяснения не являются составом Документацию, в связи с чем у Заказчика отсутствует обязанность продления подачи аукционных заявок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приложением 12 Документации установлен перечень товара к поставке, его технические характеристики количество.
Вместе с тем, в ЕИС Заказчикам размещены Разъяснения N1 к документации по открытому аукциону N 6356/ОАЭ-РЖДС/16 на право заключения договора поставки мебели для нужд ОАО "РЖД" и ДЗО от 30.06.2016 (далее - Разъяснения).
Комиссии ФАС России изучив представленные Заказчиком Разъяснения, установила, что Заказчиком в Разъяснениях и Приложение 12 Документации имеются разночтения, а именно на идентичные позиции товара установлены различные технические характеристики.
Таким образом, Заказчиком не установлены конкретные технические характеристики товара, что не позволяет Участникам Аукциона определить, какие именно технические характеристики необходимо предложить в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 2.1 Документации установлено требование к участникам: "частник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем товаров либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику".
Вместе с тем, установление данного требования в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам Аукциона.
Согласно пункту 5.3.3.1 Документации: "Участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям аукционной документации", в том числе "отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей".
При этом, несоответствие указанному требованию, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе в размере более 1000 рублей.
4. Также, Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.3.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.8)".
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Аукциона.
5. Согласно пункту 6.5.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок.".
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Также, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
Таким образом, установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3.2 Документации: "Участником может быть предложена продукция иных марок (эквивалент), полностью соответствующая требованиям, изложенным в настоящем техническом задании и Приложении N 14 к аукционной документации. В таком случае в техническом предложении в колонке "Наименование продукции" вместе с наименованием конкретной позиции в скобках указать слово "Эквивалент". В случае предложение участником эквивалентной замены Заказчик вправе определять взаимозаменяемость (эквивалентность) товаров, работ, услуг путем сопоставления их функциональных значений, применения, качественных и технических характеристик и другим параметрам исходя из номенклатуры закупаемого товара, чтобы Заказчик был готов заменить их в процессе потребления, в том числе производственного".
Вместе с тем, Комиссия ФАС России изучив Документацию представленную представителями Заказчика пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не раскрыт перечень эквивалентов, рекомендованных производителем, а также не указаны параметры эквивалентности, что не позволяет участникам Аукциона предложить в своей заявке на участие эквивалентные товары.
Учитывая изложенное, описание объекта закупки противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решила:
1. Признать жалобу ООО "Инвест-Групп" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 6356/ОАЭ-РЖДС/16 на право заключения договора на поставку мебели для нужд ОАО "РЖД" и ДЗО (извещение N 31603769984) необоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункт 1, 9, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание не выдавать, так как по результатам Аукциона заключен договор.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2016 г. N 17/50449/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016