Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <>
при участии представителей:
Представители ПАО "Ростелеком", ООО "Директ ИНФО" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Директ ИНФО" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение исследовательских и консалтинговых работ по теме: "Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России" (извещение N 31603816923) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба жалобу ООО "Директ ИНФО" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение исследовательских и консалтинговых работ по теме: "Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России" (извещение N 31603816923) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" от 15.02.2016 (Протокол от 15.02 2016 г. N 19) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.06.2016 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запрос предложений (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:
установлен ненадлежащий порядок оценки по критериям "опыт оказания услуг", "квалификация персонала";
Заказчиком неправомерно установлено преимущество участникам закупки, имеющим опыт оказания услуг Заказчику;
установление требования о наличии у участника Запроса предложений в составе заявки бухгалтерской отчетности, по мимо участников применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 16 "Информационной карты" Документации установлен порядок, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости критериев, в том числе: "К1. Наличие у Претендента опыта оказания аналогичных услуг* по любым из ниже перечисленных тем за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. *Аналогичными считаются услуги по исследованию и анализу рынка услуг связи по следующим темам:
1. Рынок услуг фиксированной телефонной связи
Рынок межоператорских услуг
Рынок услуг сети передачи данных
Рынок услуг платного телевидения
Рынок услуг IP VPN корпоративным пользователям
Рынок услуг аренды каналов".
Вместе с тем, абзацем 5 Пункта 16 "Информационной карты" Документации установлено: "К1. Наличие у Претендента опыта оказания аналогичных услуг по любым темам, указанным в Техническом задании за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки".
Согласно "Техническому заданию" Документации предусмотрено 12 рынков оказания услуг, в том числе не предусмотрены пунктом 16 "Информационной карты" Документации.
Таким образом, в Документации не установлено точное количество рынков, что не позволяет участникам Запроса предложений определить, опыт оказания на каких рынках услуг необходимо представить в составе Заявки для получения максимального балла и какой опыт будет оцениваться комиссией Заказчика.
Кроме того, пунктом 16 "Информационной карты" Документации установлены критерий: "K3. Общее количество сотрудников в штате Претендента, которые планируются к проведению исследования, с опытом проведения исследовательских и консалтинговых работ по аналогичным услугам* (не менее 1 успешного проекта у каждого сотрудника за последний год, предшествующий дате размещения извещения о проведении закупки, подтвержденного копией договора и актом приемки)".
Вместе с тем, абзацем 9 Пункта 16 "Информационной карты" Документации установлено: "К3. Общее количество сотрудников в штате Претендента, которые планируются к проведению исследования, с опытом проведения исследовательских и консалтинговых работ (не менее 1 успешного проекта у каждого сотрудника за последний год, предшествующий дате размещения извещения о проведении закупки, подтвержденного копией договора и актом приемки)".
Таким образом, данные положения Документации не позволяют однозначно определить каким опытом необходимо обладать участнику для получения максимального балла при оценки по критерию "опыт оказания услуг" и какой опыт сотрудников будет оцениваться комиссией Заказчика.
Кроме того, установление обязательного требование в Документации о наличии работников в штате ограничивает количество участников, поскольку Заказчик не учитывает иные формы организации отношений между сотрудниками и работодателем.
Установление в Документации вышеуказанных критериев, порядка их оценки, а также установленных требований в рамках оценки нарушает требования части 1 статьи 2, пунктов 12,13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.3.2 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 16 "Информационной карты" Документации наличие у претендента опыта оказания аналогичных услуг* подтверждается копиями исполненных договоров на оказание аналогичных услуг и актов сдачи-приемки, копиями исполненных договоров на оказание аналогичных услуг и актов сдачи-приемки, а также справкой по форме 8 раздела III "формы для заполнения претендентами закупки" Документации.
Согласно форме 8 раздела III "формы для заполнения претендентами закупки" Документации участнику необходимо по каждому договору представить информацию о Заказчике (наименование, адрес, контактное лицо с указанием должности, контактные телефоны).
Пунктами 1-2 статьи 3 Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" установлено:
"-коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
- информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны".
Вместе с тем, сведения о наименовании, адресе, контактных телефонах Заказчиков размещены в свободном доступе на официальных интернет ресурсах Заказчиков.
Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено надлежащих доказательств свидетельствующих о том, что требование установленное в форме 8 Документации предусматривает предоставление конфиденциальной информации, в связи с чем не представляется возможным представить сведения о иных заказчиках.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 6.1.4 Положения о закупке: "Общество вправе в Документации о закупке установить к Участникам требования с целью обеспечения отбора поставщика (исполнителя, подрядчика), способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом Договора (Договоров)".
В соответствии с подпунктом з) пункта 28 "Информационной карты" Документации заявка на участие в закупке в качестве приложений должна содержать копии принятых налоговыми органами Российской Федерации официальных бухгалтерских балансов (Форма бухгалтерской отчетности N 1) и копии отчетов о прибылях и убытках (Форма бухгалтерской отчетности N 2) с отметкой налогового органа за последние 3 (три) года, а также копии вышеотмеченных бухгалтерских отчетов по итогам завершенного квартала текущего года с подписью руководителя, если имеется, заключение аудиторов за соответствующий отчетный период. Если Претендент применяет упрощенную систему налогообложения, то могут быть представлены копии налоговой декларации с отметкой налогового органа за последние 3 (три) завершенных года.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. лица подпадающие под применение упрощенной системы налогообложения должны представлять налоговую декларацию с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки участника бухгалтерских балансов или для участников применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговой декларации с отметкой налогового органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 37 "Информационной карты" Документации Заказчик вправе запросить представление не представленных, представленных не в полном объеме или в не читаемом виде документов, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящей Документацией.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, при этом право предоставлять недостающие документы может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.
Кроме того, подпунктом 4 пункта 30 "Информационной карты" Документации установлено требование к оформлению заявки участника, в том числе: "Заявка и документы, входящие в состав Заявки, должны быть чётко напечатаны, подчистки, дописки, исправления не допускаются, за исключением тех случаев, когда подчистка, дописка, исправления заверены расположенной рядом с каждой из них рукописной надписью "исправленному верить", подписью Претендента или уполномоченного представителя Претендента, если Претендентом является физическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо подписью уполномоченного представителя Претендента и печатью Претендента, если Претендентом является юридическое лицо".
Пунктом 16 "Информационной карты" Документации также предусмотрено, что справка по форме 8 раздела III "формы для заполнения претендентами закупки", заверенная печатью и подписью уполномоченного сотрудника, Справка по форме 9 раздела III "формы для заполнения претендентами закупки", копия сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO 9001 заверяются печатью и подписью уполномоченного лица претендента.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном заверении печатью участника копий документов, так как в соответствии с Законодательством Российской Федерации наличие печати не является обязательным требованием.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту 2.3.2.2. пункта 2.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 16 "Информационной карты" Документации участнику необходимо в составе заявки представить копию сертификата системы менеджмента качества (серии ГОСТ Р ИСО 9001).
Данное требование не позволяет участникам закупки предоставить необходимые документы в силу неясности требования, так как Заказчиком в положении Документации не установлено требование к области работ на которую необходимо представить вышеуказанный сертификат.
Таким образом, установление данного требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Директ ИНФО" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Ростелеком" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение исследовательских и консалтинговых работ по теме: "Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России" (извещение N 31603816923) обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего порядока оценки по критериям "опыт оказания услуг", "квалификация персонала".
Признать ПАО "Ростелеком" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.07.2016 N 223-ФЗ-359/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июля 2016 г. N 17/50208/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016