Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 8 июня 2016 г. N 1-00-989/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу АНО "Юридический научно-исследовательский центр" на действия Заказчика - АО "АИЖК" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ведению претензионной работы на досудебной стадии, представлению и защите интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере в судах (на всех стадиях судебного процесса), а также представление интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере на стадии исполнительного производства (реестровый N 31603512834),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба АНО "Юридический научно-исследовательский центр" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "АИЖК" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ведению претензионной работы на досудебной стадии, представлению и защите интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере в судах (на всех стадиях судебного процесса), а также представление интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере на стадии исполнительного производства (реестровый N 31603512834) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
1. в отказе Заявителю в допуске к материалам поданных заявок других участников Закупки;
2. в установлении Заказчиком требования относительно предоставления в составе заявки расчета предлагаемой цены договора и ее обоснование при предложении участником закупки цены договора ниже среднеарифметической цены, содержащейся во всех поданных участниками закупки заявках, более чем на 30%.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "АИЖК" (далее - Положение о закупках).
04.04.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 04.04.2016 дата окончания подачи заявок - 14.04.2016, дата рассмотрения заявок - 29.04.2016, дата подведения итогов - 29.04.2016.
Согласно Протоколу оценки сопоставления заявок от 20.05.2016 N 18/33-ЗП02-13-16/5 заявке АНО "ЮНИЦ" присвоен порядковый номер 4 с итоговым количеством баллов 36,40.
Согласно доводу 1 жалобы Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к материалам заявок других участников Закупки.
Главной 11 Положения о закупках установлен порядок подготовки и проведения запроса предложений.
Так, согласно главе 11 Положения о закупках рассмотрение и оценка заявок участников закупки отнесено к компетенции закупочной комиссии.
Согласно пункту 2 статьи 38 Положения о закупках, присутствие представителей участников закупки допускается лишь при вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
В остальных случаях, ни Законодательством, ни Положением о закупках не предусмотрена возможность присутствия представителей участников закупки при рассмотрении и оценке закупочной комиссией заявок участников.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что требование Заявителя относительно ознакомления с материалами заявок других участников Закупки необоснованно.
Вместе с тем, согласно доводу 2 жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования относительно предоставления в составе заявки расчета предлагаемой цены договора и ее обоснование при предложении участником закупки цены договора ниже среднеарифметической цены, содержащейся во всех поданных участниками закупки заявках, более чем на 30%.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 35 Положения о закупках при представлении в заявке на участие в закупке предложения по цене договора ниже среднеарифметической цены, содержащейся во всех поданных участниками закупки Заявках, более чем на 30 (тридцать) процентов, участник, представивший такую Заявку, обязан в составе Заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование. Заказчик вправе отклонить Заявку, если установил, что предложенная в ней цена занижена на 30 (тридцать) или более процентов по отношению к среднеарифметической цене, содержащейся во всех поданных участниками закупки Заявках, и в составе такой Заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование, либо по итогам проведенного анализа представленных в составе Заявки расчета и обоснования цены договора Заказчик пришел к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях.
Таким образом, участникам закупки необходимо при формировании своего ценового предложения учитывать ценовое предложение других участников закупки, что не представляется возможным в силу того, что на момент подачи заявки у участников закупки отсутствует информация относительно остальных участников закупки и их ценовых предложений.
Исходя из этого, Комиссия пришла к выводу, что установление данного требования может привести к необоснованному отклонению заявок участников закупки Заказчиком на основании вышеуказанного пункта, в силу того, что участники закупки не предоставят в составе заявки обоснование предлагаемой цены договора, так как на момент подачи заявок формировали свое ценовое предложение без учета ценовых предложений других участников закупки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Положения о закупках, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик должен руководствоваться принципами, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании довода 2 жалобы Заявителя обоснованным.
В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 статьи 3 Положения о закупках, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что по итогам Закупки заключен договор от 31.05.2016 N 02/869-16.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода 2, в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 статьи 3 Положения о закупках, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать так как по итогам Закупки заключен договор.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2016 г. N 1-00-989/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016