Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 9 июня 2016 г. N 05-04.1/58-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_>
<_>
<_>
в отсутствие:
<_>
<_>
Т<_>
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалоба ООО "НТФ "АС Автоматика" (далее - Заявитель) на действия МП г. Омска "Тепловая компания" (далее также Заказчик, Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку преобразователей частоты, сетевых фильтров (извещение N 31603541380) (далее - аукцион, закупка),
в присутствии представителя Ответчика:
- <_> (доверенность от 18.02.2016 N 733-ИП/04, личность удостоверена паспортом),
в присутствии представителя Заявителя:
- <_> (доверенность от 30.11.2015, личность удостоверена паспортом) установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 05.05.2016 N 3276э) на действия МП г. Омска "Тепловая компания" при проведении аукциона.
Заявитель указал в жалобе, что МП города Омска "Тепловая компания" отказало ООО "НТФ "АС Автоматика" в допуске к участию в аукционе на основании подпункта 1 пункта 7.6 документации об открытом аукционе, а именно: предоставление ненадлежащим образом оформленных документов, а именно, декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства пункты 6, 7 (согласно приложению N 7 к документации об аукционе).
Кроме того, Заявитель отметил в жалобе, что данный аукцион был признан несостоявшимся, так как всем участникам аукциона было отказано в допуске к участию.
Как стало известно Заявителю, в настоящее время МП города Омска "Тепловая компания" заключила в общем порядке (без проведения аукциона) договор поставки вышеуказанных преобразователей частоты и сетевых фильтров с третьим лицом, которое не участвовало в предыдущем аукционе.
Между тем, как отметил в жалобе Заявитель, пунктом 7.6 документации об открытом аукционе предусмотрено, что основаниями для принятия решения об отказе в допуске участника закупки к участию в открытом аукционе в электронной форме являются:
1) непредставление документов в полном объеме, а равно предоставление не надлежащим образом оформленных, заверенных документов, определенных в документации о закупке, либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие участника требованиям, установленным в соответствии в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 настоящей документации;
3) несоответствие заявки на участие в аукционе в электронной - форме ~~ требованиям документации о закупке;
4) при наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика с участником закупки, а именно существенное нарушение условий договора, либо отказ участника закупки от заключения договора по итогам проведенной закупки.
Как указал в жалобе Заявитель, в разделе 6 приложения N 7 к документации об аукционе в электронной форме должны быть указаны "Сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам или о видах деятельности физического лица, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с указанием кодов ОКВЭД 2 и ОКПД 2", а в разделе 7 - "Сведения о производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товарах, работах, услугах с указанием кодов ОКВЭД 2 и ОКПД 2".
Как утверждает Заявитель, к Заявке ООО "НТФ "АС Автоматика" на участие в аукционе была приложена, в том числе декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель полагает, что при проведении указанной закупки со стороны Ответчика были допущены нарушения Закона о закупках и Ответчик незаконно отказал ООО "НТФ "АС Автоматика" в допуске к участию в данном аукционе.
Кроме того, Заявитель указал в жалобе, что в основных сведениях процедуры N 3351595 по данной закупке указано то, что выбор контрагента невозможен для заключения договора в случае несостоявшейся процедуры.
Таким образом, по мнению Заявителя, заключение МП города Омска "Тепловая компания" в общем порядке (без проведения аукциона) договора поставки преобразователей частоты и сетевых фильтров с третьим лицом, которое не участвовало в аукционе, противоречит, как полагает Заявитель, аукционной документации.
Заявитель полагает, что в случае признания данного аукциона несостоявшимся в связи с тем, что никто не был допущен к участию в аукционе, Ответчик должен был провести повторный аукцион.
2. 09.06.2016 на заседание Комиссии представитель Ответчика представил надлежащим образом заверенные копии истребуемых документов, в соответствии с уведомлением Омского УФАС России (исх. от 06.06.2016 N 05-3658), в том числе:
- положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г. Омска "Тепловая компания", утвержденного приказом директора МП г. Омска "Тепловая компания" В.А. Тухватулиным N 315 - ПО от 30.12.2015;
- аукционной документации, утвержденной председателем комиссии по закупкам Е.В. Мандроновым 12.04.2016;
- извещения о проведении запроса котировок в редакции N 1 от 12.04.2016;
- журнала регистрации заявок на участие в аукционе
- заявок на участие в аукционе от ООО НТФ "АС Автоматика" N 193949 от 29.04.2016, от ООО "Дельта Электроника" N 194248 от 29.04.2016, от ООО "НПФ Привод-Сервис" N 194166 от 04.05.2016 (оригиналы на обозрение Комиссии Омского УФАС России);
- протокола N 130/16 от 06.05.2016 рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3. Представитель Ответчика на заседании Комиссии 09.06.2016 представил письменные пояснения относительно доводов жалобы Заявителя, а также пояснил следующее.
В жалобе заявитель указывает на то, что Заказчик неправомерно отклонил его заявку на участие в открытом аукционе, так как декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства носит информационный характер, и, по мнению заявителя, могла быть подана им в любой форме, в том числе не заполненной в полном объеме.
Как указал представитель Ответчика, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки) регулируются "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.
Кроме того, представитель Заказчика обратил внимание, что форма "Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства" (далее - декларация) является приложением к "Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.
Представитель Ответчика также пояснил, что ненадлежащим образом оформленные Заявителем пункты 6 и 7 декларации, согласно примечанию к декларации являются обязательными к заполнению. Обращаю внимание, что данное требование установлено не Заказчиком, а нормативным актом правительства РФ, и, соответственно, Заказчик не вправе изменять требования, установленные нормативным актом в части указания сведений в соответствии с ОКВЭД 2 и ОКПД 2.
Кроме того, представитель Ответчика считаю ссылку заявителя на нормы Закона о контрактной системе некорректной, так как проведение процедур закупки у Заказчика регулируются Законом о закупках и разработанным во исполнения требований данного закона положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г. Омска "Тепловая компания.
Кроме того, представитель Заказчика полагает, что довод Заявителя о том, что в случае признания данного аукциона несостоявшимся, Заказчик должен был провести повторный аукцион подлежит отклонению, учитывая, что порядок рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе регулируется статьей 22 положения о закупках Заказчика.
Так, согласно части 7 данной статьи в случае, если на участие в открытом аукционе не поступило ни одной заявки или, если по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе комиссией принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом аукционе, открытый аукцион признается несостоявшимся.
В указанном случае Заказчик имеет право:
1) осуществить закупку у единственного источника согласно статье 37 настоящего Положения, при этом, договор с единственным источником должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией об открытом аукционе, и цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении открытого аукциона;
2) отказаться от закупки;
3) провести закупку способами установленными в Главе 3 настоящего положения, в случае необходимости изменения условия исполнения договора.
Согласно статье 37 положения о закупках, выбор лица с целью заключения с ним договора для удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах путем прямой закупки (закупки у единственного источника) может осуществляться в случае если ранее проведенные закупки признаны несостоявшимися и договор не заключен ни с одним из участников закупки, с которыми такой договор мог быть заключен в соответствии с настоящим положением.
Учитывая изложенное, представитель Заказчика полагает, что правомерно, в строгом соответствии с положением о закупке инициировал заключение договора на поставку преобразователей частоты и сетевых фильтров, с единственным участником по причине отклонения всех заявок и признании аукциона несостоявшимся.
Кроме того, представитель Ответчика указал, что в настоящее время договор не заключен по причине прохождения согласования проекта договора с собственниками имущества Заказчика.
4. Из представленных материалов и информации следует, что в соответствии с извещением N 31603541380 о проведении аукциона, размещенным на официальном сайте сайте www.zakupki.gov.ru, МП г. Омска "Тепловая компания" был проведен аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку преобразователей частоты, сетевых фильтров
Дата и время окончания подачи заявок 04.05.2016 09:00.
Дата и время проведения аукциона 11.05.2016 в 11:00.
Согласно представленному Ответчиком протоколу N 130/16 от 06.05.2016 рассмотрения заявок, на участие в аукционе было представлено 3 заявки: ООО НТФ "АС Автоматика", ООО "Дельта Электроника", ООО "НПФ Привод-Сервис".
Согласно указанному протоколу, рассмотрев заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, указанным в аукционной документации, закупочная комиссия решила отклонить заявки на участие в аукционе ООО НТФ "АС Автоматика", ООО "Дельта Электроника", ООО "НПФ Привод-Сервис" в том числе на основании подпункта 1 пункта 7.6 аукционной документации (представление ненадлежащим образом оформленных документов, а именно декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства пункты 6,7 (согласно приложению N 7 к документации о проведении запроса котировок).
В соответствии с вышеуказанным протоколом, на основании пункта 7 статьи 22 положения о закупках, аукцион признан несостоявимся.
5. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Аукцион проводился Заказчиком в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП г. Омска "Тепловая компания", утвержденным Приказом N 315-ПО от 30.12.2015.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства регламентированы Главой 4 положения о закупке.
Часть 8 статьи 13.1 положения о закупке устанавливает, что участники закупки, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства обязаны в составе заявки на участие в закупке предоставлять декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с приложением N 1 к положению о закупке.
Критерии отнесения участников закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации).
Требования, предъявляемые к участникам закупки, а также к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в запросе котировок, инструкция по ее заполнению также закреплены в аукционной документации и размещены в единой информационной системе.
Так, в соответствии с подпунктом 3.3. пункта 3 документации заявка на участие в аукцион должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее -декларация) (согласно приложению N 7 к Документации).
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.
Форма декларации является приложением к положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно пунктам 6 и 7 декларации подлежат указанию: "Сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам или о видах деятельности физического лица, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с указанием кодов ОКВЭД 2 и ОКПД 2"; "Сведения о производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товарах, работах, услугах с указанием кодов ОКВЭД 2 и ОКПД 2".
Как следует из указанных пунктов в них указываются не только коды ОКВЭД 2 и ОКПД 2, но и виды деятельности и сведения о производимых товарах.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Проанализировав заявку Заявителя, Комиссией Омского УФАС России установлено, что коды ОКВЭД 2 и ОКПД 2, указанные в декларации, поданной Заявителем в составе заявки на участие в аукционе не соответствуют видам деятельности, указанным применимо к данным кодам в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, принятыми и введенными в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 N 14-ст.
Процедура проведения запроса котировок регламентирована Главой 8 Положения о закупке.
Содержание и порядок подачи заявки на участие в запросе котировок установлен статьей 26 Положения о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Положения основаниями для принятия решения об отказе в допуске участника к участию в запросе котировок являются:
1) не предоставление документов в полном объеме, а равно предоставление не надлежащим образом оформленных, заверенных документов определенных в документации о закупке, либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие участника требованиям, установленным в соответствии с частью 2, 3 статьи 6 Положения о закупке;
3) несоответствие заявки на участие в запросе котировок требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей, расходных материалов (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы;
4) при наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика с участником закупки, а именно существенное нарушение условий договора, либо отказ участника закупки от заключения договора по итогам проведенной закупки.
Принятие решения об отказе в допуске к участию в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным настоящей частью, не допускается.
Также основаниями для решения об отказе в допуске участника закупки к участию в запросе котировок являются, в том числе: непредоставление документов в полном объеме, а равно предоставление не надлежащим образом оформленных, заверенных документов определенных в документации о закупке, либо наличие в таких документах недостоверных сведений.
Изучив и проанализировав заявки всех участников закупки, в том числе заявку Заявителя, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком правомерно отказано Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Кроме того, Комиссия Омского УФАС России полагает, что довод Заявителя о том, что в случае признания данного аукциона несостоявшимся, Заказчик должен был провести повторный аукцион подлежит отклонению, учитывая следующее.
Порядок рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе регулируется статьей 22 положения о закупках Заказчика.
Согласно части 7 данной статьи в случае, если на участие в открытом аукционе не поступило ни одной заявки или, если по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе комиссией принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом аукционе, открытый аукцион признается несостоявшимся.
В указанном случае Заказчик имеет право:
1) осуществить закупку у единственного источника согласно статье 37 настоящего Положения, при этом, договор с единственным источником должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией об открытом аукционе, и цена заключенного договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении открытого аукциона;
2) отказаться от закупки;
3) провести закупку способами, установленными в Главе 3 настоящего положения, в случае необходимости изменения условия исполнения договора.
Согласно статье 37 положения о закупках, выбор лица с целью заключения с ним договора для удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах путем прямой закупки (закупки у единственного источника) может осуществляться в случае если ранее проведенные закупки признаны несостоявшимися и договор не заключен ни с одним из участников закупки, с которыми такой договор мог быть заключен в соответствии с настоящим положением.
Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России полагает, что Заказчик правомерно, в соответствии с положением о закупке инициировал заключение договора на поставку преобразователей частоты и сетевых фильтров, с единственным участником по причине отклонения всех заявок и признании аукциона несостоявшимся.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "НТФ "АС Автоматика" на действия МП г. Омска "Тепловая компания" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку преобразователей частоты, сетевых фильтров (извещение N 31603541380).
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 06.06.2016 N 05-3658.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 июня 2016 г. N 05-04.1/58-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016