Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Даниловой М.И. -
|
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;
специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело N 69/Р-2016, возбужденное в отношении <_> (<_> далее по тексту - <_>) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе), установила:
27.05.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 2113э от 27.05.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы алкогольной продукции в сети "Интернет" на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka.
Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта от 01.06.2106 г. и было установлено, что на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka действительно размещена реклама алкогольной продукции.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" (исх. N 116987 от 02.06.2016 г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <_>
Пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.06.2016 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 69/Р-2016 в отношении <_> и назначено к рассмотрению на 25.07.2016 г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
18.07.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <_> (исх. б/н от 11.07.2016 г.), из которых следует, что согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В Постановлении Конституционного суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18.07.1995 г. "О рекламе" указывается, что отношения в сфере рекламы по своей природе являются гражданско - правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы. Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ, Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
<_>является физическим лицом, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не занимается предпринимательской деятельностью по производству, размещению и распространению рекламы, следовательно, к Черенкову К.В. ФЗ "О рекламе" не может быть применим.
В выдержке из постатейного комментария к ФЗ "О рекламе" отмечено, что в Законе отсутствует упоминание круга лиц, на которых он распространяет свое действие. Это также можно отнести к положительным моментам. Вместо этого, в Законе фигурирует термин - отношения в сфере рекламы, на которые он распространяется. Указанные отношения могут возникать в процессе изготовления, размещения и распространения рекламы. Отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы возникают на основании гражданско - правовых договоров, общий порядок заключения и исполнения которых регламентируется ГК РФ. Самыми распространенными видами договоров, опосредующих указанные отношения, являются договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования, аренды.
<_>не заключал договоров и иных документов на изготовление, размещение, распространение вышеуказанной рекламы, следовательно, отношения в сфере рекламы не возникали и ФЗ "О рекламе" к Черенкову К.В., не может быть применим.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе", настоящий Федеральный Закон не распространяется на справочно - информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Информационно - графические материалы, размещенные на вышеуказанном сайте являлись справочно - информационными материалами, не имеющими в качестве основной цели продвижение товаров, следовательно, в данном случае признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" в действиях <_> отсутствуют.
Также Черенков К.В. пояснил, что реклама алкогольной продукции в настоящее время на вышеуказанном сайте не размещается.
25.07.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 69/Р-2016 в отсутствие <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
27.05.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 2113э от 27.05.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы алкогольной продукции в сети "Интернет" на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka.
Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта от 01.06.2106 г. и было установлено, что на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka действительно размещена реклама алкогольной продукции.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" (исх. N 116987 от 02.06.2016 г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <_>
Пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 40 ФЗ "О рекламе" установлено, что регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 40 ФЗ "О рекламе" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" (исх. N 116987 от 02.06.2016 г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <_>
<_>не отрицает того, что распространял рекламу алкогольной продукции на сайте, также у <_> имеется возможность вносить изменения и удалять распространяемую информацию, следовательно, <_> является распространителем вышеуказанной рекламы
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения ФЗ "О рекламе" не распространяются.
<_> не является ни производителем, ни продавцом рекламируемых товаров.
В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступают конкретные товары - алкогольная продукция различных наименований и марок, которые можно индивидуализировать и выделить из ряда однородных. Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka содержит сведения рекламного характера, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также формирует и поддерживают интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару (алкогольной продукции).
В нарушение данной правовой нормы в сети Интернет на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka размещена реклама алкогольной продукции.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", несёт рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является <_>
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать <_> (<_>) нарушившим требования пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", при размещении рекламы алкогольной продукции в сети Интернет.
2. Предписание <_>не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
Е.Б. Каминская
М.И. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 25 июля 2016 г. N 69/Р-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016