Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <>,
рассмотрев жалобу ООО "МАН" от 21.07.2016 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 7007/ОАЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора поставки картриджей (извещение N 31603843162), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "МАН" (далее - Заявитель) от 21.07.2016 б/н (вх. 107679/16 от 25.07.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 7007/ОАЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора на поставки картриджей (извещение N 31603843162) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
31.06.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2016;
дата и время рассмотрения заявок - 11.08.2016.
Для участия в Аукционе подано 10 заявок.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно Заказчиком в техническом задании Документации предусмотрена поставка аналогов товара, вместе с тем, в Документации не раскрыты параметры аналогичности, что не позволяет участником предложить аналог товара соответствующий требованиям Документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Жалобы и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в подпункте 4 пункта 32 Положения о закупках.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 3.1 Документации установлен перечень, номенклатура и объем товаров, работ и сведения о начальной (максимальной) цене договора и расходах участника:
N п/п |
Наименование товара |
Кол-во ед. |
Цена ед. Товара без НДС 18% (руб.) |
Стоимость Товара всего, без НДС 18% (руб.) |
Сумма НДС 18% (руб.) |
Стоимость Товара всего, с НДС 18% (руб.) |
1 |
Картридж НР CE285A (или аналог) для HP LaserJet P1102 |
55 |
5084,68 |
279657,40 |
50338,33 |
329995,73 |
2 |
Картридж 006R01462 (или аналог) для XEROX WC 7225 |
6 |
10423,75 |
62542,50 |
11257,65 |
73800,15 |
3 |
Картридж HP 305А /CE410A (или аналог) для HPLaserJet 400 colorMFP M 475dn |
111 |
5932,20 |
658474,20 |
118525,36 |
776999,56 |
4 |
Картридж HP 305А/CE411A (или аналог) для HPLaserJet 400 colorMFP M 475dn |
100 |
8601,70 |
860170,00 |
154830,60 |
1015000,60 |
5 |
Картридж HP 305А/CE412A (или аналог) для HPLaserJet 400 colorMFP M 475dn |
100 |
8601,70 |
860170,00 |
154830,60 |
1015000,60 |
6 |
Картридж HP 305А /CE413A (или аналог) для HPLaserJet 400 colorMFP M 475dn |
100 |
8601,70 |
860170,00 |
154830,60 |
1015000,60 |
7 |
Картридж HP CE255A (или аналог) для принтера LaserJet P3015/P3015DN/P3015X |
14 |
10847,45 |
151864,30 |
27335,57 |
179199,87 |
8 |
Картридж CE400A (или аналог) для HPLaserJet 500 color MFP M570 |
18 |
10303,11 |
185455,98 |
33382,08 |
218838,06 |
9 |
Картридж CE401A (или аналог) для HPLaserJet 500 color MFP M570 |
13 |
14745,77 |
191695,01 |
34505,10 |
226200,11 |
10 |
Картридж CE402A (или аналог) для HPLaserJet 500 color MFP M570 |
14 |
14745,77 |
206440,78 |
37159,34 |
243600,12 |
11 |
Картридж CE403A (или аналог) для HPLaserJet 500 color MFP M570 |
14 |
14745,77 |
206440,78 |
37159,34 |
243600,12 |
12 |
Картридж HP CE310A (или аналог) для HP CLJ CP1020/100 M175/200 M275 |
2 |
4396,54 |
8793,08 |
1582,75 |
10375,83 |
13 |
Картридж HP CE311A (или аналог) для HP CLJ CP1020/100 M175/200 M275 |
2 |
4406,79 |
8813,58 |
1586,44 |
10400,02 |
14 |
Картридж HP CE312A (или аналог) для HP CLJ CP1020/100 M175/200 M275 |
2 |
4406,79 |
8813,58 |
1586,44 |
10400,02 |
15 |
Картридж HP CE313A (или аналог) для HP CLJ CP1020/100 M175/200 M275 |
2 |
4406,79 |
8813,58 |
1586,44 |
10400,02 |
В соответствии с вышеуказанным перечнем участник может в составе аукционной заявки предложить аналог товара.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России изучив Документацию представленную представителями Заказчика пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не раскрыт термин "аналог", а также не указаны параметры аналогичности, что не позволяет участникам Аукциона предложить в своей заявке на участие аналог товара.
Кроме того, пунктом 3 Технического задания Документации предусмотрено, что в техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика, а именно технические характеристики предлагаемого к поставке товара, гарантии и показатели надежности.
Вместе с тем, из установленного требования в Документации не представляется возможным определить, какие "более выгодные" условия необходимо предложить участникам в составе аукционной заявке.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данное требование противоречит подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 2.2 Документации установлено требование, согласно которому участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем товара либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.
Установление в Документации указанных требований ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц (производителя, дилера).
Пунктами 5.3.3.6, 5.3.3.7, 5.3.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах;
отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Аукциона.
4. В соответствии с пунктом 6.5.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок.
Согласно пункту 6.5.4 Документации и пункту 241 Положения о закупке в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.
Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Аукциона в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Аукциона.
Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Аукциона допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
5. Согласно пункту 5.3.1 Документации участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям аукционной документации. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания. Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации
Пунктом 5.3.3.1 Документации установлено обязательное требование об отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей.
При этом, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "МАН" (далее - Заявитель) от 21.07.2016 б/н (вх. 107679/16 от 25.07.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 7007/ОАЭ-ЦДПО/16 на право заключения договора на поставку картриджей (извещение N 31603843162) обоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.08.2016 N 223-ФЗ-393/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 02.08.2016 N 223-ФЗ-393/16.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2016 г. N 17/53989/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016