Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация Галактика" от 22.07.2016 N У00-07/71 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора закупки АО "Атомкомплект" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на Балаковской АЭС (извещение N 31603884744), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Корпорация Галактика" (далее - Заявитель) от 22.07.2016 N У00-07/71 (вх. 107359/16 от 22.07.2016) на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Заказчик), организатора закупки АО "Атомкомплект" (далее - Организатор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на Балаковской АЭС (извещение N 31603884744) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
В ЕИС 13.07.2016 размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Организатора закупки, а именно в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участников Конкурса опыта на базе IBM Maximo, а также кадровых ресурсов соответствующих квалификации предусмотренной Документацией, что не позволяет Заявителю предложить к использованию товар своего производства.
Представители Заказчика, Организатора закупки с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора закупки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссии.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "б" пункта 1 Положения о закупке.
Пунктом 3.1 Части 1 Документации предусмотрено требование к участникам Конкурса, а также к соисполнителям о наличии опыта в рамках заключенных договоров на завершённые (оказанные) в 2013-2016 гг. работы (услуги) по разработкой (внедрением) автоматизированной системы понимаются услуги. К учету будут приниматься любые работы (услуги) из перечня по разработке (внедрению):
- автоматизированных (информационных) систем управления процессами эксплуатации систем и оборудования на базе IBM Maximo;
- автоматизированных (информационных) систем управления процессами технического обслуживания и ремонта на базе IBM Maximo;
- автоматизированных (информационных) систем управления строительными и монтажными работами, на базе IBM Maximo;
автоматизированных (информационных) систем управления ремонтами и реконструкцией зданий и сооружений на базе IBM Maximo.
Также, пунктом 3.2 Части 1 Документации установлено требование о наличие у участника кадровых ресурсов, в том числе:
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта), по управлению ИТ-архитектурой TOGAF certified;
не менее 7 сертифицированных специалистов (консультантов), по IBM Certified Deployment Professional - Maximo Asset Management V7.х (или выше);
не менее 2 специалистов (консультантов), обладающих индивидуальным сертификатом IBM Certified Deployment Professional - Tivoli Process Automation Engine v7.х или Oracle Java Programmer (или выше);
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта), по управлению проектами (Project Management Professional (PMP) или Certificated Project Manager (CPM));
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта) по Oracle Application Server 10g: Administration II (или выше);
не менее 2 сертифицированных специалистов Java SE 6.х Programmer (или выше);
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта) по SAP PI;
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта) по SAP HCM;
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта) по SAP ERP (FI, MM);
не менее 1 сертифицированного специалиста (консультанта) по SAP PM.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора пояснили, что ранее была проведена закупка платформы IBM Maximo (далее - Платформа), в связи с чем предметом Конкурса является внедрение программного обеспечения (далее - ПО) Платформы для чего необходимо наличие квалифицированного персонала.
Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что требование о наличии квалифицированного персонала установлено в соответствии с положением законодательства РФ, так как внедрение ПО требует специализированных знаний.
Вместе с тем, наличие опыта в рамках заключенных договоров на завершЕнные работы по разработкЕ (внедрению) иной автоматизированной системы не влияет на исполнение обязательств по договору заключенному по результатам Конкурса.
Таким образом, установление Заказчиком в Документации требования о наличии у участника опыта на базе платформы IBM Maximo ограничивает количество участников Конкурса и противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. Пунктом 1.9 Части 1 Тома 1 Документации предусмотрено требование об отсутствие за последние 2 года в отношении участника конкурса следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией "Росатом" и ее организациями в соответствии со Стандартом:
случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в которых участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки
случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки было предусмотрено его предоставление после заключения договора;
установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц.
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Конкурса исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Конкурса.
3. Кроме того, пунктом 3 Части 1 Тома 1 Документации установлено, что требования предусмотренные пунктом 3 Части 1 Тома 1 Документации к участникам Конкурса, в равной степени применимы также к соисполнителям, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника конкурса, в объеме выполняемых работ.
Таким образом, установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов и сведений о субподрядчиках/соисполнителях равно требованиям к участникам, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.
Действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации о возможности запроса информации и документов, не представленных в составе заявки, противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Корпорация Галактика" от 22.07.2016 N У00-07/71 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора закупки АО "Атомкомплект" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на Балаковской АЭС (извещение N 31603884744) обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии у участников Конкурса опыта на базе IBM Maximo.
2. Признать АО "Концерн Росэнергоатом" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать АО "Концерн Росэнергоатом" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2016 г. N 17/54028/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016