Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02-08-83-2016 (опубликовано 4 августа 2016 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N 02-08-83-2016
Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2016 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 02 августа 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- и.о. заместителя руководителя Курского УФАС России, председатель Комиссии
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02-08-83-2016 по признакам нарушения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя ООО "Экомонтаж" (по доверенности) -., представителя Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (по доверенности) - _, установила:
В Курское УФАС России поступила жалоба ООО "Экомонтаж" на действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее также - Фонд капитального ремонта) при проведении открытого конкурса N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя и противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения поступившей жалобы было установлено следующее.
30 мая 2016 года на официальном сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф размещены извещение о проведении открытого конкурса N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год и конкурсная документация.
Конкурс проводится на основании Постановления Администрации Курской области от 11.07.2014 г. N419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок привлечения подрядных организаций).
Организатором конкурса согласно указанного постановления Администрации определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Конкурсная документация разработана организатором конкурса и утверждена генеральным директором Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Срок окончания подачи заявок на конкурс был установлен до 31 мая 2016 года, дата вскрытия конвертов - 06 июля 2016 года.
В течении срока приема заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по замене лифтового оборудования многоквартирных домов на территории города Курска были поданы заявки следующих претендентов: ООО "Ремстройсервис-Курск", ООО "Экомонтаж", ООО "Спецстройсервис", ООО "Стройнадзор", ООО ПКФ "Мастер Групп".
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 06 июля 2015 года, заявка ООО "Стройнадзор" отклонена комиссией, в связи с несоответствием требованиям постановления Администрации Курской области N419-па от 11.07.2014 года. ООО "Ремстройсервис-Курск", ООО "Экомонтаж", ООО "Спецстройсервис" и ООО ПКФ "Мастер Групп", подавшие заявки на участие в конкурсе, признаны участниками торгов.
Протоколом оценки заявок и определения победителя вышеуказанного конкурса от 12.07.2016 г. победителем конкурса признано ООО "Ремстройсервис-Курск", которому присвоено 73 балла.
В соответствии с требованиями конкурсной документации, утвержденной генеральным директором Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", оценка заявок на участие в конкурсе производится на основании установленных критериев оценки, их содержания и значимости. В Протоколе оценки заявок и определения победителя от 12.07.2016 г. указан порядок расчета баллов по каждой из оцениваемых заявок.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что организатором торгов не правильно оценена заявка общества по подкритериям, установленным конкурсной документацией (квалификация участника конкурса).
Так же представитель заявителя дополнительно пояснил, что согласно положений ч.1.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации информация о проведении открытого конкурса N71.КР.2016 должна быть размещена на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. В то же время, Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Курской области" не соблюдена данная норма закона и информация о проведении торгов не размещена на официальном сайте, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела представитель Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" пояснил, что оценка заявок участников конкурса производилась на основании конкурсных предложений, содержащих информацию об условиях исполнения договора по условиям конкурса N71.КР.2016 в соответствии с критериями определения победителя конкурса, утвержденными Постановлениями Администрации Курской области от 26.01.2015 г. N30-па и от 11.07.2014 г. N419-па. При оценке "квалификация участника" по опыту работы, конкурсной комиссией не зачтены представленные договоры и обществу присвоено по данному подкритерию "0" баллов, в связи с тем что, приложенные договоры не подтверждают факт выполнения работ по объектам-аналогам за последние три года. По мнению ответчика, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность размещения закупок на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, осуществляемых региональным оператором после принятия Порядка привлечения подядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Правительством Российской Федерации. Данный Порядок принят Постановлением Правительства Российской Федерации N615 от 01 июля 2016 года и на дату проведения вышеуказанного конкурса не вступил в законную силу. Пунктом 14 Постановления Администрации Курской области от 26.01.2015 г. N30-па и от 11.07.2014 г. N419-па, на основании которого проводился вышеуказанный конкурс, предусмотрено размещение извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации только на сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф, в связи с чем вышеуказанный конкурс и не был размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Как следует из пояснений представителя заказчика, договор по результатам проведенного открытого конкурса N71.КР.2016 по состоянию на дату рассмотрения дела не заключен.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.
Постановлением Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N419-па утвержден Порядок привлечения фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуги (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно данного нормативного акта организатором открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
В соответствии с нормами Постановления Администрации N419-па организатор конкурса разрабатывает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения соответствующих работ и публикует информацию о проведении конкурса и конкурсную документацию (п.14, 16).
Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год N71.КР.2016 была утверждена Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" и размещена на официальном Фонда. Срок окончания подачи заявок был установлен 01.07.2016 года.
Частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запросов котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 35 конкурсной документации вышеуказанного открытого конкурса для определения лучших условий для исполнения договора, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками открытого конкурса и допущенных к участию в открытом конкурсе.
Для определения лучших условий для исполнения договора, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия осуществляет оценку конкурсных заявок по следующим критериям:
цена договора (максимальное количество баллов - 50);
срок выполнения работ (максимальное количество баллов - 30);
квалификация участника открытого конкурса (максимальное количество баллов - 20).
Действующим законодательством, регулирующим порядок проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполнение функции по оценке предложений участников конкурса по критерию "квалификация" (в том числе, опыт работы, соблюдение техники безопасности и т.п.) отнесено к исключительной компетенции конкурсной комиссии, поскольку для оценки данного критерия необходимо наличие специальных познаний в той области, в которой осуществляется соответствующая закупка. Так, в соответствии со ст.106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, рассмотрение жалоб не производится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника".
Фактически, рассмотрение доводов жалобы относительно оценки предложений по критерию "квалификация" означало бы необходимость антимонопольному органу самостоятельно повторно произвести оценку конкурсных предложений и представленных участниками торгов документов в целях проверки правильности начисления баллов по данному критерию, что выходит за рамки установленной законом компетенции антимонопольного органа. При рассмотрении жалобы участника конкурса комиссия антимонопольного органа не наделена полномочиями подменять конкурсную (закупочную) комиссию в части оценки квалификации участников торгов, поскольку данный критерий, в отличие от цены договора, сроков поставки (выполнения работ), сроков предоставления гарантий качества и иных подобных объективных критериев, не является универсальным и обладает спецификой, зависящей от предмета закупки и сферы деятельности заказчика. При этом, в целях защиты прав и интересов участников закупки закон предоставляет им право обжаловать результаты закупки в судебном порядке.
В этой связи, оценка доводов жалобы в указанной части Комиссией Курского УФАС России не производится.
В протоколе оценки заявок и определения победителя открытого конкурса с реестровым номером 71.КР.2016 от 08.07.2016 г. отражена итоговая таблица подсчета баллов, набранных участниками вышеуказанного конкурса по критериям и подкритериям ("Квалификация") в том числе и ООО "Экомонтаж". Согласно данной таблице, ООО "Экомонтаж" заняло 3-е место с общим количеством баллов - 46,94. При этом, по подкритерию "Квалификация" обществу присвоено 10 баллов из 20 возможных. Победителю торгов - ООО "Ремстройсервис-Курск" присвоено 73 балла. Таким образом, в случае присвоения ООО "Экомонтаж" оспариваемых 10 баллов по подкритерию "Опыт работы" общество получило бы 56,94 баллов, в связи с чем перераспределение баллов не повлияло бы на результаты торгов.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в указанной части.
Вместе с тем, 27 июля 2016 года в адрес Курского УФАС России ООО "Экомонтаж" представило письменные дополнения к жалобе о неразмещении информации о проведении вышеуказанного открытого конкурса в установленном порядке, предусмотренном ч.1.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации, на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru), что, по мнению заявителя, является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и ограничивает потенциальный круг лиц, желающих принять участие в данных торгах.
В соответствии с ч.1.1. ст.180 Жилищного кодекса РФ информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данное требовние установлено законом независимо от применения (неприменения) заказчиком Порядка проведения торгов, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации, и направлено на обеспечение информационной открытости проводимых закупок, доступ к информации о торгах широкого круга заинтересованных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" от 23.12.2015 г. N1414 определен адрес официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, в силу ч.1.1. ст. 180 Жилищного кодекса РФ, информация о проведении конкурсов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов должна в обязательном порядке размещаться в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (сайт - www.zakupki.gov.ru).
Комиссией Курского УФАС России при рассмотрении дела установлено, что Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" при проведении открытого конкурса N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год информация о данных закупках не была размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенной ч.1.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Не размещение данной информации в установленном порядке может привести к ограничению конкуренции и нарушению прав потенциальных участников торгов на получение информации о закупках на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе.
При этом, указанные нарушения являются значительными, поскольку лица заинтересованные в участие в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчика с даты вступления в силу ч.1.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении вышеуказанных торгов - www.zakupki.gov.ru, а не на сайте организатора торгов.
Нарушения, допущенные при проведении торгов на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год, повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информации об их проведении, что не позволило им принять участие в вышеуказанном конкурсе.
Таким образом, действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", выразившиеся в неразмещении на указанном официальном сайте информацию о проведении открытого конкурса N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год могут привести к ограничению конкуренции и нарушению прав потенциальных участников торгов на получение информации о конкурсах на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе, в связи с чем, подлежат квалификации как нарушение ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьей 41, статьей 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Экомонтаж" частично обоснованной.
2. Признать Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (г.Курск, ул.Радищева, д.7) нарушившим части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в части неразмещения в установленном порядке (ч.1.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru), информации об открытом конкурсе N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
3. Выдать организатору торгов - Фонду "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" предписание об аннулировании открытого конкурса N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
об аннулировании торгов
Предписание объявлено 28 июля 2016 года.
Предписание изготовлено 02 августа 2016 года. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- председатель Комиссии
- член Комиссии
- член Комиссии
руководствуясь статьей 23, статьей 18.1, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 02-08-83-2016 о нарушении Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", предписывает:
1. В целях устранения нарушений части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" Фонду "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" в срок не позднее трех дней с даты получения предписания аннулировать открытый конкурс N71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
2. Документированную информацию об исполнении пункта 1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России не позднее двух рабочих дней с даты его исполнения.
3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии -
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02-08-83-2016 (опубликовано 4 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016