Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 3 августа 2016 г. N 08/1562-16
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Крымское УФАС России, Управление) в составе:
Лактионов Д.В. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Крымского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Центр пожарного мониторинга" (далее - ООО "ЦПМ", Заявитель), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" (далее - Заказчик), уведомленных надлежащим образом в установленный законом срок,
рассмотрев жалобу ООО "ЦПМ" от 20 июля 2016 на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГБУЗ С "Городская больница N1 им. Н.И.Пирогова" (извещение N 3 от 09 июня 2016), адрес официального сайта, на котором размещена информация о закупке http://sevastopol.gov.ru/docs/251/22727/ (далее - Конкурс), рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По мнению Заявителя, конкурсная документация не содержит критериев, по которым будет оцениваться оборудование, предлагаемое участником к поставке.
Кроме этого, Заявитель считает, что в конкурсной документации отсутствует информация о том, на какие системы передачи извещений, размещенные в подразделениях пожарной охраны, должна осуществляться передача извещений о пожаре и где находится пожарная часть с учетом удаления от объекта защиты, что препятствует исполнению подрядчиком своих обязательств по контракту и проверке работоспособности объектового оборудования системы передачи извещений.
Также, Заявитель указывает на то, что работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией, предусмотренные конкурсной документацией, которые подлежат лицензированию, не являются предметом закупки, а входят в состав работ, которые необходимо выполнить. В тоже время условиями контракта не установлено никаких ограничений по привлечению субподрядчиков в отношении указанных работ, подлежащих обязательному лицензированию.
Представленные сторонами документы и сведения подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 главы 23 Порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП (далее - Порядок), конкурсная документация (документация о закупке) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта Закупки и условий контракта в соответствии с главой 12 настоящего Порядка, в том числе обоснование НМЦК.
Согласно подпункту 1 пункта 1 главы 12 Порядка, описание объекта Закупки должно носить объективный характер. В описании объекта Закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта Закупки (при необходимости). В описание объекта Закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников Закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта Закупки. Документация о Закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта Закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машину и оборудование.
Пунктом 6 Технического задания документации установлено, что все содержащиеся в Приложениях к техническому заданию товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент". Эквивалентность материалов определяется в соответствии с требованиями и показателями, изложенными в Локальной смете, Проектной (рабочей) документации и Техническом задании Заказчика. Все характеристики материалов должны соответствовать характеристикам, указанным в приложениях к аукционной документации Заказчика, допускается поставка эквивалентной продукции, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которой, являются улучшенными по сравнению с оборудованием, указанным в документации.
В техническом задании документации указаны требования к основным товарам (материалам) и оборудованию, применяемым при выполнении работ, где установлены максимальные и минимальные значения показателей и значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик указал товар и его основные характеристики для определения эквивалентности, а также возможности поставки товара с улучшенными характеристиками. В связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно второго довода Заявителя, Комиссией Управления установлено следующее.
Открытый конкурс на проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГБУЗ С "Городская больница N1 им. Н.И.Пирогова" проводится на основании рабочей, проектно-сметной документации, разработанной в 2015 году.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана проектно-сметным методом на основании проектно-сметной документации, получившей положительное заключение Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский центр сметного нормирования и ценообразования в строительстве".
В соответствии с пунктом 5 Технического задания, работы должны быть выполнены в соответствии и в объеме, предусмотренном в проектной (рабочей) документации и локальной смете. В случае, если участник предлагает использовать при выполнении работ технические (технологические) решения, а также материалы (комплектующие, изделия и оборудование), не предусмотренные рабочим проектом и требованием к оборудованию, (относится к предложениям материалов (комплектующих, изделий и оборудования) с улучшенными характеристиками, чем заявленные в рабочем проекте) - это требует согласования с Заказчиком, а также с проектной организацией, после подписания государственного контракта.
Технические характеристики оборудования, указанные в техническом задании, разработаны в соответствии с проектом. Участникам необходимо подобрать оборудование любого производителя соответствующее указанным характеристикам (или улучшенным).
Описание и виды работ, которые необходимо выполнить по итогам проведения настоящего Конкурса, приведены в рабочей документации, которая является приложением к конкурсной документации.
Изучив изложенные в рабочей документации технические решения, Комиссия не установила наличия требований о дублировании светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Так же отсутствует информация о необходимости постановки объектового оборудования передачи извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик при проведении Конкурса руководствуется разработанной для него проектной документацией, получившей согласования уполномоченных органов. Информация о том, на какие системы передачи извещений, размещенные в подразделениях пожарной охраны, должна осуществляться передача извещений о пожаре и где находится пожарная часть с учетом удаления от объекта защиты, что препятствует исполнению подрядчиком своих обязательств по контракту и проверке работоспособности объектового оборудования системы передачи извещений, в документации отсутствует в связи с тем, что она не предусмотрена проектом.
Вышеуказанное свидетельствует о несостоятельности доводов Заявителя.
Согласно части 1 главы 23 Порядка, конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 2 части 3 главы 22 Порядка установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 главы 10 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Порядка, при осуществлении Закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам Закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом Закупки.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты конкурсной документации, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки копии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановления правительства РФ от 30 декабря 2011 г N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений).
Предметом закупки является проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В связи с этим, довод Заявителя о том, что работы, предусмотренные в конкурсной документации, не являются объектом закупки, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий Заказчика в части истребования лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и о необоснованности довода Заявителя.
Кроме этого, при проведении внеплановой проверки, на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно пункту 13 части 1 главы 23 Порядка, конкурсная документация (документация о закупке) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать другие условия, установленные заказчиком в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно части 10 главы 26 Порядка, если предложенная цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 44 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлены антидемпинговые меры. В частности, Заказчиком установлено следующее:
"Если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии настоящей документации".
Порядок, в соответствии с которым Заказчик проводит рассматриваемый Конкурс, не определяет порядок применения антидемпинговых мер относительно размера начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования, установленного частью 10 главы 26 Порядка.
Следует также отметить, что пункт 44 Информационной карты конкурсной документации устанавливает обязанность участника закупки представлять обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), а также представлять информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки. При этом, Заказчик устанавливает, что информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.
Соответственно, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 4 главы 24 Порядка, согласно которому требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей главы документов и информации, не допускается.
Пунктом 10 формы 2 Приложения N1 к конкурсной документации установлено следующее:
"В случае если наши предложения будут лучшими после предложений победителя конкурса, а победитель конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта, мы обязуемся подписать данный контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющимся объектом закупки, в соответствии с требованиями конкурсной документации и условиями нашего предложения".
Вышеуказанное условие формы заявки на участие в Конкурсе предполагает обязанность участника закупки подписать контракт в случае, если предложение такого участника будет признано лучшим после предложения победителя конкурса, уклонившегося от заключения контракта.
Вместе с тем, согласно части 5 главы 26 Порядка, участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей главы, или отказаться от заключения контракта.
Соответственно, Порядок предоставляет такому участнику право, а не обязанность осуществления действий, указанных в пункте 10 формы 2 Приложения N1 к конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о не соблюдении Заказчиком условий, установленных частью 4 главы 24, частью 5 главы 26 Порядка.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия Управления в совокупности выявленных нарушений Порядка усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "ЦПМ" от 20 июля 2016 на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГБУЗ С "Городская больница N1 им. Н.И.Пирогова" (извещение N 3 от 09 июня 2016) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, допустивших выявленное нарушение, к административной ответственности.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/1562-16
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
29 июля 2016 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Лактионов Д.В. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Крымского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29 июля 2016 года по делу N 08/1562-16 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Центр пожарного мониторинга" от 20 июля 2016 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" при проведении открытого конкурса на проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГБУЗ С "Городская больница N1 им. Н.И.Пирогова" (извещение N 3 от 09 июня 2016), адрес официального сайта, на котором размещена информация о закупке http://sevastopol.gov.ru/docs/251/22727/ (далее - Конкурс), предписывает:
1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова":
1.1 отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
1.3 привести Документацию о закупке в соответствие с Порядком осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N399-ПП, и с учетом решения по делу N 08/1562-16 от 29 июля 2016 года.
1.4 продлить срок подачи заявок на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде Конкурса в соответствии с Постановлением.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 3 августа 2016 г. N 08/1562-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016