Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу АО "Российский аукционный дом" от 11.07.2016 N 1897/05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "МРСК Центра и Приволжья", оператора электронной площадки АО "Центр развития экономики" при проведении открытого запроса предложений на право заключения агентского договора по продаже акций ОАО "Берендеевское" (извещение N 31603788797) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "Российский аукционный дом"
(далее - Заявитель) от 11.07.2016 N 1897/05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (далее - Заказчик, Организатор), оператора электронной площадки АО "Центр развития экономики"
(далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого запроса предложений на право заключения агентского договора по продаже акций ОАО "Берендеевское" (извещение N 31603788797) (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья", утвержденного советом директоров ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (Протокол Совета директоров ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 24.04.2015 N 184) (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением провидения Оператором закупок товаром, работ, услуг и товаров с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.b2b-center.ru, регулируются Регламентом системы B2B-center, утвержденным генеральным директором АО "Центр развития экономики" <> (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.06.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, Документации:
дата окончания подачи заявок - 04.07.2016 в 10:00;
дата и время рассмотрения заявок - 08.07.2016 в 16:00;
дата и время подведения итогов - 11.07.2016 в 16:00.
Согласно Протоколу от 08.07.2016 N 10-01/08-450 по рассмотрению заявок Запроса предложений, представленных для участия в Запросе предложений подано 2 заявки, допущено к участию в Запросе предложений 2 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений нарушены законные права и интересы Заявителя в части ограничения возможности улучшить свое предложение при переторжке на сайте Оператора ЭТП.
Оператор с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Оператор действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документации, Положения о закупке, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3.6.5.1 Документации "Организатором Запроса предложений предусмотрена возможность проведения аукционной процедуры понижения цены - переторжки, то есть предоставление Участникам Запроса предложений возможности добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной, указанной в Заявке, цены".
Пунктом 3.6.5.5 Документации установлено, что процедура переторжки проводится с использованием ЭТП. Порядок проведения процедуры переторжки на ЭТП определяется правилами данной системы. Участники, допущенные до переторжки, получают приглашение с указанием даты и времени проведения переторжки, которое автоматически формируется на ЭТП.
Согласно информации размещенной на ЭТП участникам Запроса предложений направлены уведомления, согласно которым переторжка назначена 11.07.2016 11:00 (МСК).
На заседании Комиссии ФАС России Оператором представлена информация (письмо Оператора от б/д N б/н) из журнала событий о подачи заявок в переторжке, проводимой на ЭТП 11.07.2016, времени поступления каждой заявки на участие в переторжке. Согласно представленной Оператором информации Заявителем отправлена заявка на участие в переторжке 11.07.2016 в 11:00:06, то есть после окончания приема заявок. Вместе с тем, Оператор пояснил, что трудности, возникшие у Заявителя при участии в переторжке не имеют отношения к работе функционала электронной площадки, так как 11.07.2016 другими участниками успешно поданы заявки на участие в закупках, в том числе на участие в переторжке.
Документального подтверждения о проблемах доступа и размещения информации на ЕЭТП по вине Оператора Заявителем не предоставлено.
Таким образом, довод Заявителя в части ограничения его права принять участие в переторжке по вине Оператора не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 3.3.8.9 Документации установлено, что привлечение субподрядчиков не допускается, что огранивает круг участников Запроса предложений.
Вместе с тем, указанное требование является обязательным и влияет на допуск участников Запроса предложений, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Пунктом 3.3.8.2.1 Документации установлены требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям, в том числе:
должен иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках Договора;
должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, иметь ресурсные возможности;
наличие достаточного для исполнения договора количества собственных или арендованных материально-технических ресурсов. При этом, из Документации не представляется возможным определить какие разрешительные документы необходимо представить участнику в составе заявки на участие в Запросе предложений, что подразумевает Заказчик под
"необходимими профессиональными знаниями", какой "управленческой компетентностью и репутацией" должен обладать участник Запроса предложений, наличие каких материально-технических ресурсов будет "достаточно" для исполнения договора.
Таким образом, установление данного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункту "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указанны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 3.3.11.1 Документации установлено, что "в процессе подготовки Заявки Участники вправе обратиться к Организатору Запроса предложений за разъяснениями настоящей Документации по Запросу предложений. Запросы на разъяснение Документации должны быть направлены через ЭТП или в письменной форме на имя секретаря Закупочной комиссии за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника".
Пунктом 3.3.11.2 установлено, что "Организатор Запроса предложений обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи заявок".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу АО "Российский аукционный дом" от 11.07.2016
N 1897/05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "МРСК Центра и Приволжья", оператора электронной площадки АО "Центр развития экономики" при проведении открытого запроса предложений на право заключения агентского договора по продаже акций ОАО "Берендеевское" (извещение N 31603788797) необоснованной.
Признать в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 20.07.2016 N 223-ФЗ-361/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2016 г. N 17/50905/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016