Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-125/2016 (опубликовано 2 августа 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - <_____> членов Комиссии: <_____>
в отсутствие представителя заявителя ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ": извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителя ответчика ООО "Озон": <_____>
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" (исх. N01/16-07-107 от 21.07.2016 г.) (460048, г. Оренбург, проезд Автоматики, д.12 В) на действия ООО "Озон" (460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 1) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электрических материалов для нужд ООО "Озон" (извещение N 0120/16/2.2/0000264/Озон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" (исх. N01/16-07-107 от 21.07.2016 г., вх. N6060 от 25.07.2016 г.) (460048, г. Оренбург, проезд Автоматики, д.12 В) на действия ООО "Озон" (460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 1) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электрических материалов для нужд ООО "Озон" (извещение N 0120/16/2.2/0000264/Озон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N10093 от 26.07.2016 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. N10092 от 26.07.2016 г.).
Из содержания жалобы следует, что в закупочной документации закреплена только обязанность победителя заключить договор, при этом за заказчиком закреплено право не заключать договор, что противоречит общим принципам гражданского законодательства и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в частности принципу равенства участников гражданских правоотношений, а также запрету на злоупотребление правом. Право заказчиков самостоятельно определять порядок проведения закупочных процедур не освобождают их от необходимости соблюдения требований законодательства и прав участников. При проведении конкурентного отбора является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. В случае уклонения от заключения договора участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчик оставляет за собой право отказаться от заключения договора без какой-либо ответственности.
Вместе с тем Документация о запросе предложений содержит положения о том, что заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений в любое время без объяснения причин, а также завершить процедуру запроса предложений без заключения договора по его результатам в любое время, при этом заказчик (организатор) не возмещает участнику запроса предложений расходы, понесенные им в связи с участием в процедурах запроса предложений (пункт 1.5.9 Документации). Между тем в пункте 2.9.11 Документации перечислены основания, по которым организатор закупки вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений. Отклонение заявок на участие в запросе предложений по иным основаниям, не указанным в Документации, не допускается.
Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представив письменные пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (N01-09/744 от 29.07.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
22.06.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31603804937, а также в автоматизированной системе электронных закупок ПАО "Газпром", на сайте электронной площадки www.etpgaz.gazprombank.ru. было размещено извещение N 0120/16/2.2/0000264Юзон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электрических материалов для нужд ООО "Озон".
В соответствии с указанным извещением окончанием срока подачи заявок на участие в запросе предложений является 04.07.2016 г. до 10 ч. 00 мин. (по местному времени).
Заявка ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" поступила заказчику 03.07.2016 г.
Согласно протоколу от 18.07.2016 г. заседания комиссии ООО "Озон" по подведению итогов открытого запроса предложений N 0120/16/2.2/0000264/Озон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016 на поставку электрических материалов комиссия по подведению итогов запроса предложений ООО "Озон" рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, представленные участниками запроса предложений, заключения и рекомендации экспертов и приняла решение в соответствии с п.1.5.9 документации об открытом запросе предложений отказаться от проведения открытого запроса предложений в электронной форме N0120/16/2.2/0000264/Озон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016 на поставку электрических материалов.
Комиссия Оренбургского УФАС Росси установила, что в соответствии с п. 1.5.9 документации о запросе предложений в электронной форме заказчик, организатор вправе отказаться от проведения запроса предложений в любое время без объяснения причин, а также завершить процедуру запроса предложений без заключения договора по его результатам в любое время, при этом Заказчик (Организатор) не возмещает участнику запроса предложений расходы, понесенные им в связи с участием в процедурах запроса предложений. Аналогичное положение установлено и в п.9.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N1969 (с изменениями).
Кроме того, Комиссией установлено, что заявка ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" не анализировалась и не оценивалась заказчиком в соответствии с документацией об открытом запросе предложений в электронной форме, т.е. заявка ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" не была отклонена закупочной комиссией ООО "Озон". Таким образом, указанная закупка была отменена заказчиком до момента рассмотрения, анализа, оценки и сопоставления заявок участников открытого запроса предложений.
Следовательно, довод заявителя о том, что заказчик неправомерно отклонил заявку ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" и уклонился от заключения договора поставки не соответствует действительности.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно статье 2 Закона о закупках заказчик вправе самостоятельно определять условия проведения закупок.
В п. 3 ст. 3 Закона о закупках указано, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктами 4.3, 4.7.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N1969 (с изменениями), установлены случаи, при которых заказчик имеет право провести запрос предложений.
Таким образом, процедура, проведенная заказчиком - ООО "Озон", не может рассматриваться как торги, и при ее проведении у заказчика не было необходимости руководствоваться статьями 447 - 449 Гражданского кодекса РФ. Эта процедура также не является публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057 - 1061 Гражданского кодекса РФ. Исходя из изложенного, проведение запроса предложений не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых последствий, в том числе по срокам отказа от проведения запроса предложений, по обязательному заключению договора с победителем таких процедур или иным участником.
Комиссией установлено, что в рассматриваемом случае организация закупки производилась в рамках процедуры закупки в виде открытого запроса предложений в порядке Закона о закупках.
Следовательно, довод жалобы о незаконном отказе заказчика от проведения запроса предложений является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Торговый Дом "АНТЭЛ" (исх. N01/16-07-107 от 21.07.2016 г.) (460048, г. Оренбург, проезд Автоматики, д.12 В) на действия ООО "Озон" (460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 1) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электрических материалов для нужд ООО "Озон" (извещение N 0120/16/2.2/0000264/Озон/ЗП/ГОС/Э/22.06.2016) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <_____>
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-125/2016 (опубликовано 2 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016