Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 2 августа 2016 г. N 03-03/03-2016
Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2016 г. г.Тула
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N 03-03/03-2016 по признакам нарушения МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а также администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2; ИНН 7107030032) и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410; далее - Комитет, КИиЗО г. Тулы) статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии на заседании:
представителя МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (доверенность от 20.03.2016 г. N б/н),
представителя АО "Тулагорводоканал" (доверенность от 26.05.2016 г. N 103-юр);
в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО "Тулатеплосеть", ООО "ПремьерЭнерго", комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом, установила:
В Тульское УФАС России поступили заявление гр. < --- > (от 21.12.2015 г.) и ООО "ПремьерЭнерго" (от 01.02.2015 г.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644), выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством публичных процедур при передаче во владение и/или пользование недвижимого муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения).
Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее:
На основании постановлений Администрации от 13.02.2015 г. N 622, от 18.03.2015 г. N 1330, от 17.12.2015 г. N 6340, от 24.09.2015 г. N4 986, от 07.10.2015 г. N 5228 за МУП "Ремжилхоз" на праве хозяйственного ведения были закреплены объекты инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения), имущество теплосетевого назначения, модульная котельная в п. Барсуки и т.д. в соответствии с приложениями (в том числе - муниципальное имущество, ранее находившееся в пользовании ООО "Рождественское предприятие коммунального хозяйства").
Между МУП "Ремжилхоз" и ОАО "Тулагорводоканал" были заключены дополнительные соглашения от 03.03.2015 г. N7/2015 от 23.03.2015 г. N 8/2015, от 27.03.15г. N 9/15, от 05.05.2015 г. N 16, от 21.12.2015 г. N 18/2015, от 21.12.2015 г. N 20/2015, от 21.12.2015 г. N 21/2015, к действующему договору аренды систем водоснабжения и водоотведения от 3 марта 2009 г. N 9208 (согласовав их заключение с КИиЗО г. Тулы).
Также МУП "Ремжилхоз" заключило с ЗАО "Тулатеплосеть" дополнительные соглашения на аренду вышеуказанного имущества теплосетевого назначения от 01.10.2015 г. N 15/2015, от 18.11.2015 г. N 19/2015 г. к действующему договору аренды движимого и недвижимого имущества теплосетевого назначения N 30-АР/08/63-08 от 14.02.08 г. (согласовав их заключение с КИиЗО г. Тулы).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).
С учетом того, что сведений о проведении публичных процедур в отношении указанного в данных соглашениях имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).
Согласно письменным пояснениям МУП "Ремжилхоз" от 15.01.2016 г. (вх. N 172) вышеуказанное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г. Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ОАО "Тулагорводоканал") и сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г. Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ЗАО "Тулатеплосеть"), и является технологически связанными с ними. Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в случае предоставления его лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Аналогичный довод содержится в письменных пояснениях администрации МО г. Тула (от 27.04.2016 г. вх. N 1807) КИиЗО г. Тулы (от 21.04.2016 г. вх. N 1717), ЗАО "Тулатеплосеть" (от 06.04.2016 г. вх. N 1467, от 25.04.2016 г. вх. N 1754) и ОАО "Тулагорводоканал" (от 22.04.2016 г. вх. N 1745).
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила, что ранее вышеуказанное муниципальное имущество функционировало независимо от сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г.Тула, сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г.Тула, обслуживалось иными организациями и участвовало в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении на территории других муниципальных образований. Кроме того, на обслуживание и оплату работы данного муниципального имущества распространялись иные тарифы.
Исходя из изложенного, после изучения представленных в материалы настоящего дела сведений и документов, Комиссия пришла к выводу о том, что технологическая связь вышеуказанного муниципального имущества с вышеперечисленными сетями на территории МО г. Тула - отсутствует.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, а также горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, также заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании публичных процедур с последующим заключением договоров аренды или концессионных соглашений.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Кроме того, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 г. могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения. Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 г. заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без проведения соответствующих публичных процедур.
После принятия Комиссией Тульского УФАС России 24.06.2016 г. заключения по делу N 03-03/03-2016 лица, участвующие в деле, дополнительных пояснений не представили.
На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения дела N 03-03/03-2016 Комиссией было установлено, что в действиях администрации города Тулы - нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, однако МУП "Ремжилхоз", передав вышеуказанные объекты инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения) и имущество теплосетевого назначения в аренду ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть", а также КИиЗО г. Тулы, согласовав передачу вышеуказанного имущества в аренду ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть", нарушили части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с которыми заключение соответствующих договоров может быть осуществлено только по результатам проведения публичных процедур на право заключения этих договоров.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Прекратить рассмотрение дела N 03-03/03-2016 в отношении администрации города Тулы, в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.
Признать комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы нарушившим части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" нарушившим части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Выдать МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Оснований для принятия иных мер в отношении администрации города Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
ПРЕДПИСАНИЕ N 11
02.08.2016 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.08.2016 г. по делу N 03-03/03-2016 о нарушении МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644) и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии на заседании:
представителя МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (доверенность от 20.03.2016 г. N б/н),
представителя АО "Тулагорводоканал" (доверенность от 26.05.2016 г. N 103-юр);
в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО "Тулатеплосеть", ООО "ПремьерЭнерго", комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом, предписывает:
МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче в аренду муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть" с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:
- переход права владения и/или пользования муниципальным имуществом (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) осуществлять в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 12
02.08.2016 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.08.2016 г. по делу N 03-03/03-2016 о нарушении МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644) и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии на заседании:
представителя МУП МО г. Тула "Ремжилхоз". (доверенность от 20.03.2016 г. N б/н),
представителя АО "Тулагорводоканал". (доверенность от 26.05.2016 г. N 103-юр);
в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО "Тулатеплосеть", ООО "ПремьерЭнерго", комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом, предписывает:
Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в согласовании передачи МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" в аренду ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть" муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:
- переход права владения и/или пользования муниципальным имуществом (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) осуществлять в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 августа 2016 г. N 03-03/03-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016