Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>, рассмотрев жалобу ООО "Вист-Сервис" от б/д б/н на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, включая обеспечение работ материалами, с целью предоставления комплексных услуг связи юридическим лицам на территории Брянской области для нужд Брянского филиала ПАО "Ростелеком" (извещение N 31603747659) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Вист-Сервис" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, включая обеспечение работ материалами, с целью предоставления комплексных услуг связи юридическим лицам на территории Брянской области для нужд Брянского филиала ПАО "Ростелеком" (извещение N 31603747659)(далее - Жалоба, Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Ростелеком" (протокол от 11 июня 2015 г. N 50) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
06.06.2016 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчик не уведомил надлежащим образом Заявителя о проведении переторжки, что не позволило Заявителю предложить лучшую цену.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика, Организатора предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 15.2 Положения о закупке переторжка проводится только после основного этапа Закупки (оценки и сопоставления Заявок) и исключительно в случае, когда возможность её проведения предусмотрена Документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 24 "Информационной карты" Документации: "закупочная комиссия по результатам основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок) вправе принять решение о проведении переторжки, то есть предоставлении участникам возможности добровольно повысить предпочтительность их заявок путем добровольного снижения первоначально указанного в Заявке основного коэффициента снижения. О проведении процедуры переторжки Закупочная комиссия указывает в протоколе основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок). Условия проведения переторжки (сроки и место проведения, даты окончания предоставления улучшенных сведений Заявок) указываются в письмах, направляемых с помощью функционала ЭТП, приглашающих Участников принять участие в процедуре переторжки. Срок предоставления улучшенных сведений Заявок при этом не должен составлять менее 2 (двух) рабочих дней с момента размещения протокола основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок) на Официальном сайте".
Пунктом 5 протокола основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок) N 31603747659-02 от 27.06.2016 установлено, что комиссия Заказчика приняла решение провести процедуру переторжки в соответствии с пунктом 24 раздела II "Информационная карта" Документации о закупке, то есть предоставить участникам открытого Запроса котировок возможность повысить предпочтительность их заявок путем добровольного снижения первоначально указанного в заявке коэффициента снижения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика представлены графические изображения с электронной торговой площадки, подтверждающии факт отправления письма о проведении переторжки в адрес Заявителя.
Кроме того, Заявителем не представлено надлежащих доказательств подтверждающих, что Заказчик не уведомил надлежащим образом Заявителя о проведении переторжки, что не позволило Заявителю предложить лучшую цену.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 37 "Информационной карты" Документации Заказчик вправе запросить представление не представленных, представленных не в полном объеме или в не читаемом виде документов, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящей Документацией.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, при этом право предоставлять недостающие документы может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Пунктами 18, 21 "Информационной карты" Документации установлены требования о предоставлении обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора на участие в Запросе котировок в форме денежных средств или банковской гарантии.
При этом установлен перечень из 19 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, обеспечения договора.
Кроме того, в Документации установлено, следующее положение: "Привлечение субподрядчиков допускается, в том числе и среди субъектов малого и среднего предпринимательства по письменному согласию Заказчика".
Вместе с тем, возможность привлечения субподрядчиков зависит от волеизъявления Заказчика, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Также пунктом 16 "Информационной карты" Документации предусмотрено положение: "Закупочная комиссия вправе запросить у Претендента/Участника структуру предлагаемой им цены договора и обоснование такой цены договора, если его Заявка, содержит предложение о цене договора на 25% (двадцать пять процентов) ниже, чем начальная (максимальная) цена договора. Если Претендент/Участник не предоставил запрошенную Закупочной комиссией информацию или Закупочная комиссия пришла к решению, что представленная Претендентом/Участником структура предлагаемой им цены Договора и обоснование такой цены Договора не свидетельствуют о способности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, или Закупочная комиссия пришла к заключению, что предложенная в Заявке цена Договора (Договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, или Закупочная комиссия имеет иные обоснованные сомнения в возможности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить Договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, Закупочная комиссия отклоняет Заявку такого Участника с указанием причин отклонения".
Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, что может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса котировок в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе котировок в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту 2.3.2.2. пункта 2.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 15 Документации установлены требования к участникам и перечень документов, предоставляемых Претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а именно наличие у Претендента свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющимися предметом договора (-ов), заключаемого (-ых) по итогам настоящего Запроса котировок, согласно Приказу N 624 от 30.12.2009 Министерства регионального развития РФ "Об утверждении Перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не раскрыт перечень видов работ на которые участнику Запроса котировок необходимо иметь допуск и представить в составе заявки копии документов, что не позволяет участникам Запроса котировок представить заявку в полном объеме соответствующую требованиям Документации.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 1.3.4 Положения о закупках, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом.
Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Аналогичное требование установлено в пункте 4.5.7 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 17 Документации место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг определяются в соответствии с разделом V "Проект договора" и разделом IV "Техническое задание" Документации о закупке.
Комиссия ФАС России, рассмотрев представленную представителем Заказчика Документацию установила, что раздел V "Проект договора" и раздел IV "Техническое задание" Документации содержит указание, что: "Работы выполняются в течение срока действия Договора, сроки выполнения Работ по соответствующему Заказу - определяются в таком Заказе, при этом срок выполнения Работ по каждому из Объектов, перечисленных в Заказе, не может превышать 30 (тридцати) календарных дней с даты начала выполнения Работ по Объекту, указанной в Заказе".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не установлен в Документации срок действия договора, что не позволяет участникам определить сроки оказания услуг, в связи с чем данные действия Заказчика противоречат пункту 4.5.7 Положения о закупке и нарушют пункт 4 часть 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Вист-Сервис" от б/д б/н на действия (бездействие) ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, включая обеспечение работ материалами, с целью предоставления комплексных услуг связи юридическим лицам на территории Брянской области для нужд Брянского филиала ПАО "Ростелеком" (извещение N 31603747659) необоснованной.
2. Признать ПАО "Ростелеком" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 4, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ПАО "Ростелеком" не выдавать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений, так как по результатам закупки заключен договор.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.07.2016 N 223-ФЗ-387/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июля 2016 г. N 17/52955/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016