Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 19 июля 2016 г. N 03-16/03-2016
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование - Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Бабкин К.Е. |
- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии; |
|
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии; |
|
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии, |
|
|
рассмотрев дело N 03-16/03-2016, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее - ОАО "РЖД"), занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг в сфере железнодорожных перевозок, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по факту необоснованного отказа в уборке вагонов/цистерн с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю, примыкающего стрелочным переводом N192 к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Агрохимик", который в свою очередь примыкает стрелочным переводом N43 к пути N8 станции Томицы Октябрьской железной дороги локомотивом ОАО "РЖД", в присутствии: представителя по доверенности ОАО "РЖД", ИП, установила:
В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ИП от 23.11.2015 N50 (вх. от 24.11.2015 N6059) с жалобой на действия ОАО "РЖД" по факту отказа обществом в уборке 15 цистерн с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего, заявителю, локомотивом перевозчика в период с 14.10.2015 по 02.12.2015.
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 24 февраля 2016 года N36 было возбуждено дело N 03-16/03-2016 по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя был привлечен ИП Паршуков Ф.И., в качестве ответчика - ОАО "РЖД".
Определением председателя комиссии Карельского УФАС России от 26.02.2016 "О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства N03-16/03-2016" рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 30.03.2016.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что с 14.10.2015 с принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования перевозчиком не убирались цистерны (в количестве 15 штук) по причине их загрязнений, представил в материалы настоящего дела акты, составленные до слива топлива из цистерн, из которых следует, что цистерны грузополучателю пришли с загрязнениями от грузоотправителя. 02.12.2015 ОАО "РЖД" убрало цистерны с железнодорожных путей заявителя на основании гарантийного письма об оплате штрафа за не очистку цистерн, размер которого составляет 67 500 руб. (накопительная ведомость от 02.12.2015 N021216). Заявитель указал, что указанная сумма штрафа числится в качестве дебиторской задолженности (справка о расчетах между ОАО "РЖД" и ИП за январь 2016 года).
Представитель ОАО "РЖД" подтвердил пояснения, изложенные в письмах от 11.12.2015 N1-4/1970 (вх. от 14.12.2015 N6449) и 21.03.2016 N1-4/468 (вх. от 22.03.2016 N1246), настаивая на том, что грузополучатель вправе был не принимать грязные цистерны с грузом, в случае принятия - обеспечить их очистку. При этом, поскольку ИП не имеет возможности производить очистку цистерн собственными силами, ему надлежит заключить договор с перевозчиком или грузоотправителем, или иной организацией, на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.
Определениями от 30.03.2016 и 12.05.2016 рассмотрение настоящего дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На заседании комиссии 05.07.2016 представитель ОАО "РЖД" дополнительно пояснил, что вышеуказанная дебиторская задолженность, числящаяся за ИП, будет аннулирована только по истечении срока давности взыскания (год с момента наложения штрафных санкций).
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя, представителя ответчика комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги железнодорожных перевозок относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N435-т ОАО "РЖД", осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок") работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего пользования и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте.
Таким образом, с учетом изложенного ОАО "РЖД" осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по оказанию услуг в сфере железнодорожных перевозок, следовательно, занимает доминирующее положение на указанном рынке.
В силу статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 3 Правил N119 очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров.
Моторный бензин относится к опасным грузам, после которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров (приложение N 1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденным Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N25).
При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункт 11 Правил N119).
Кроме того, пунктом 3.3.9 Правил N50 предусмотрена обязанность грузополучателя после выгрузки (слива) из вагона-цистерны, в том числе полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи.
Вместе с тем в абзаце 8 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта установлено, что при отсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Данная норма корреспондируется с пунктом 22 Правил N119.
Из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 15.07.2011 N391 (далее - договор на эксплуатацию N 391) ОАО "РЖД" оказывает ИП услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю, примыкающего стрелочным переводом N192 к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Агрохимик", который в свою очередь примыкает стрелочным переводом N43 к пути N8 станции Томицы Октябрьской железной дороги локомотивом ОАО "РЖД.
Из заявления ИП следует, что с 14.10.2015 на его подъездном пути простаивали 15 порожних цистерн из-под выгрузки светлых нефтепродуктов. Перевозчик (ОАО "РЖД") отказался осуществлять уборку указанных цистерн по причине их загрязнения.
В материалы дела ИП представлены акты, составленные в присутствии представителей железной дороги на дату подачи вагонов -цистерн перевозчиком о внешнем виде (состоянии) вагонов-цистерн до их выгрузки/слива. Из данных актов следует, что на всех цистернах, были загрязнены днища котлов и с двух сторон (на наружной поверхности котлов) по всей наружности имелись загрязнения темного цвета.
После полученного от ОАО "РЖД" отказа убирать вагоны -цистерны с железнодорожных путей необщего пользования индивидуального предпринимателя, последним было направлено соответствующее письмо от 21.10.2015 N38 начальнику станции Петрозаводск Петрозаводского центра организации и работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" (далее - Петрозаводская станция) с информацией о вышеуказанном факте. В письме от 26.10.2015 N97-29/01 начальник Петрозаводской станции сообщил, что индивидуальному предпринимателю в соответствии с положениями Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22.05.2009 N50 (далее - Правила N50), и Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.04.2013 N119 (далее - Правила N119), необходимо предъявить к перевозке вагоны-цистерны очищенные изнутри и снаружи, при этом указав, что все расходы, связанные с очисткой вагонов и претензии по факту погрузки в неочищенные вагоны грузополучатель вправе предъявить грузоотправителю.
ИП представил в антимонопольный орган переписку с ОАО "НГК "Славнефть" (владелец цистерн-вагонов), ООО "АМБ Трейд" (грузоотпрвитель), в своих письмах ИП сообщает о сложившейся ситуации с цистернами и просит содействия в ее разрешении.
В письме от 20.11.2015 N09-194 ОАО "НГК "Славнефть" предлагает ИП оформить перевозочный документ на вагоны на станцию Новоярославской Северной железной дороги в адрес промывочно-пропарочной станции ООО "ВАЛЕНСИ" либо в адрес ОАО "НГК "Славнефть". Кроме того, в письме от 05.11.2015 ОАО "НГК "Славнефть" сообщает о том, что цистерны с бензином моторным были приняты ОАО "РЖД" к перевозке без замечаний, при этом по данным видео фиксации при следовании цистерн по территории ТСБ ОАО "НГК "Славнефть-ЯНОС" 12.10.2015 их состояние удовлетворительное, следов облива нефтепродуктом нет (и не может быть исходя из физико-химических свойств).
По информации ИП им неоднократно велись устные переговоры с руководством Петрозаводской станции с целью урегулировать данный вопрос путем отправки цистерн на промывку-пропарку на станцию Новоярославской Северной железной дороги, либо осуществление промывки-пропарки перевозчиком в ином месте за счет грузоотправителя, однако получил отказ. Данное следует из писем ИП, направленных в адрес начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожной станции <> от 23.11.2015 N51 и в адрес начальника дороги по Петрозаводскому территориальному управлению <> от 17.12.2015 N58.
В письме от 11.12.2015 N1-4/1970 (вх. от 14.12.2015 N6449) филиал ОАО "РЖД" пояснил, что в соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта, пункту 3.3.9 Правил N50 и пункта 4 Правил N119 грузополучатель должен был самостоятельно осуществить промывку-пропарку вагонов-цистерн, бункеров полувагонов и т.п. внутри и снаружи после выгрузки грузов, в том числе и от остатков ранее перевозимого груза. Сторонами составлены акты общей формы (от 14.10.2015 N2-3918, N2-3919, N2/3920; от 20.10.2015 N2/3989; от 07.11.2015 N2/4230; от 16.11.2015 N2/4305, N2/4306; от 17.11.2015 N2/4339, N2/4341; от 23.11.2015 N2/4397, N2/4407; от 24.11.2015 N2/4413; от 25.11.2015 N2/4414), содержащие сведения о состоянии вагонов, а также устанавливающие ответственность грузополучателя (ИП) за нахождение вагонов (цистерн) на пути необщего пользования в связи с наличием на них загрязнений.
Следует отметить, что для промывки вагонов-цистерн необходимо специальное оборудование, заявитель не имеет возможности осуществить промывку вагонов самостоятельно. Кроме того, по информации на территории г. Петрозаводска такие промывочные станции отсутствуют, в связи с чем заявитель с целью решения возникшей проблемы обращался к перевозчику.
Таким образом, из представленных документов следует, что перевозчик (ОАО "РЖД") отказался от оказания услуги по уборке вагонов - цистерн на их промывку на станцию ОАО "РЖД" или на станцию Новоярославской Северной железной дороги (указанную грузоотправителем - ОАО "НГК "Славнефть").
Однако, в письме от 21.03.2016 N1-4/468 (вх. от 22.03.2016 N1246) представитель ОАО "РЖД", уточняя свою позицию указал, что в соответствии с абзацем 8 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта при у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Следовательно, обязательным условием направления вагонов на промывку является наличие договора между ИП и ОАО "РЖД" либо иным лицом, оказывающим услуги по промывке вагонов. При этом обязанность наличия договора у грузополучателя (в данном случае у ИП) обусловлена необходимостью урегулировать такие условия как станция промывки, плата за выполненные ОАО "РЖД" работы, время, необходимое для выполнения работ и т.п.
Вместе с тем на момент урегулирования вопроса по уборке спорных 15 цистерн с железнодорожных путей необщего пользования ИП у последнего отсутствовал соответствующий договор и обращения от ИП в адрес перевозчика о заключении такого договора не поступали.
При этом и со стороны ОАО "РЖД" также не доводилась до ИП информация о необходимости наличия (или заключения) договора с перевозчиком или иным юридическим лицом на услуги по промывке вагонов/ цистерн.
Следует отметить, что 02.12.2015 после полученной гарантии уплаты грузополучателем штрафа, предусмотренного статьей 103 Устава железнодорожного транспорта в размере 67 500 рублей (накопительная ведомость от 02.12.2015 N021216) цистерны были выведены с подъездного пути.
Закон предписывает участникам гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела комиссия установила, что принимать или не принимать от грузополучателя загрязненные вагоны/цистерны для их уборки с железнодорожных путей необщего пользования является правом, а не обязанностью ОАО "РЖД". В свою очередь грузополучатель (в данном случае ИП) вправе не принимать загрязненные вагоны /цистерны от грузоотправителя. При этом, приняв загрязненные вагоны/цистерны грузополучатель обязан осуществить их очистку самостоятельно, а при отсутствие такой возможности должен иметь соответствующий договор со станцией очистки.
В материалы дела ИП представил свое обращение в ОАО "РЖД" (письмо от 12.05.2016 N65) с просьбой заключить договор на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.
Письмом от 02.06.2016 NАФТО (д)-4/27 ОАО "РЖД" сообщило, что данную услугу ИП может получить, обратившись в ООО "ЭКОСЕРВИС" по станции Волховстрой.
На заседание комиссии 05.07.2016 ИП сообщил, что им ведутся переговоры с указанным обществом о заключении договора на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.
Таким образом, комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что на момент возникших между ОАО "РЖД" и ИП разногласий по уборке перевозчиком 15 цистерн с железнодорожных путей необщего пользования индивидуального предпринимателя стороны не предприняли все возможные меры по взаимному соблюдению гражданских прав и обязанностей.
На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России решила:
Прекратить рассмотрение дела N 03-16/03-2016, возбужденного в отношении ОАО "Российские железные дороги", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель комиссии _____________ К.Е. Бабкин
Члены комиссии _____________ Г.А. Грущакова
_____________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 19 июля 2016 г. N 03-16/03-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016