Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 29 июля 2016 г. N 08/1485-16
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Лактионов Д.В. - Врио заместителя руководителя Крымского УФАС России, заместитель Председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Департамента Ленинского района города Севастополя: Бездольный С.Ю. (по доверенности N 966/03-16 от 27 мая 2016 года), Лоскутов А.А. (по доверенности N 967/03-10 от 27 мая 2016 года);
в присутствии Индивидуального предпринимателя Мандрицкого М.Ю.,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Мандрицкий М.Ю. (далее - Заявитель) на действия Департамента Ленинского района города Севастополя (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя, извещение размещено на сайте Правительства Севастополя https://sevastopol.gov.ru/ (далее - Конкурс), заслушав пояснения сторон и рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, конкурсная документация, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном портале органов государственной власти города Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://sev.gov.ru и на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов - http://torgi.gov.ru.
По мнению Заявителя, изложенному в жалобе, Заказчик неправомерно отклонил поданные заявки Заявителя по лотам, в связи с несоответствием оформления поданных заявок требованиям подпункта 3 пункта 2.2 Положения и пункта 1.9 раздела 8 Конкурсной документации.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, обосновывая свою позицию в представленных возражениях на жалобу Заявителя, а также поясняя в ходе рассмотрения настоящей жалобы:
Заказчик документацию подготовил в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Постановлением Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года N 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года N 246-ПП и от 29 мая 2015 года N 459-ПП" с изменениями (далее - Постановление), а также в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя утвержденным Постановлением (далее - Порядок).
Согласно протоколу рассмотрения заявок с предложениями участников конкурса от 04 июля 2016 года Заказчик не допустил заявки Заявителя по причинам несоответствия требованиям подпункта 3 пункта 2.2 Положения и пункта 1.9 раздела 8 Конкурсной документации.
Согласно представленным письменным возражения Заказчика и устным пояснениям на заседании комиссии, Заказчик отклонил обжалованные заявки по следующим причинам:
заявки Заявителя на участие в Конкурсе, содержат предложения относительно цены по лотам в рублях за месяц. Так как, срок действия договора составляет 1 год 3 месяца и 7 дней, то начальная цена договора по лоту исчисляется за весь срок действия договора, а именно в рублях за 1 год 3 месяца и 7 дней. Таким образом, Заказчик отклонил заявки по причине того, что предложения Заявителя относительно цены были меньше начальной цены договора.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3.2 Постановления, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложения об условиях выполнения Договора на размещение НТО с учетом лота, в отношении которого подается заявка, в соответствии с извещением о проведении конкурса, а именно предложение о размере платы по Договору на размещение НТО (предлагаемый размер не может быть меньше начальной цены).
В соответствии с пунктом 7.1 Постановления, договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
Согласно извещению, Заказчиком установлена начальная цена предмета торгов, рублей в месяц (столбец 1 таблицы в Приложении N 8 к конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 1.3. Постановления, разделом 2 Извещения о проведении конкурса, предметом (лотом) торгов является право на заключение Договора на право размещения НТО в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя.
Помимо прочего, в ходе проведения конкурса по запросу участников Заказчиком опубликованы разъяснения положений конкурсной документации от 09 июня 2016 года N157/03-09 следующего содержания:
Вопрос: "В предложении в отношении цены предмета конкурса в тексте указан абзац "Предложение Заявителя в отношении цены предмета конкурса - размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта за период" - что нужно указывать при заполнении "за период" за день, месяц, квартал или за год"
Ответ: "В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 конкурсной документации, договор с победителем Конкурса заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором. В Приложении N 8 к Конкурсной документации, в столбце 11 таблицы указана начальная цена предмета торгов из расчета руб./мес."
На заседании Комиссии Управления, Заказчик пояснил, что в извещении, в таблице "Перечень лотов конкурса на право заключения договора на право размещении нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя" (далее - Таблица), в столбце 11, начальная цена предмета торгов из расчета руб./мес. должна применяться участником с учетом сноски, изложенной в конце таблицы, в которой указано: "** - Срок действия договора для объектов, функционирующих круглогодично, составляет 1 год 3 месяца 7 дней. Для остальных объектов - на срок функционирования НТО согласно конкурсной документации, но не позднее 01 ноября 2017 года", то есть цену в месяц необходимо рассчитать путем математических действий: Цена в месяц * 1 год 3 месяца 7 дней = цена предмета конкурса.
На вопрос Комиссии о наличии подобной методики расчета цены предмета конкурса, в самой конкурсной документации, Заказчиком ответа не представлено, но получено пояснение, что такой методики не требуется и каждым участником самостоятельно делаются такие расчеты, на основании конкурсной документации.
Также не получен, на заседании Комиссии, от Заказчика ответ на вопрос о том, как произвести расчет цены предмета конкурса за 7 дней, (срок договора 1 год 3 месяца 7 дней) и о том, какое количество дней в месяце предусмотрено в начальной цене договора в извещении.
Изучив заглавия Таблицы, в частности столбца 11 Комиссия не установила наличия указания на какую-либо сноску в виде обозначения (**), которое бы указывало на то, что в конце текста (таблицы) необходимо учитывать дополнительную информацию касающуюся начальной цены договора.
Помимо прочего, само содержание текста в так называемой сноске (**) расположенной в конце Таблицы, не содержит указания о необходимости проведения каких-либо математических расчетов, констатируя лишь только периоды действия договора в зависимости от периодов работы нестационарных торговых объектов в календарном году.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель в обжалуемых заявках указал предложение о размере платы по Договору на размещение НТО в месяц в соответствии с данными, указанными в извещении, согласно которым начальная цена по договору указана в месяц, при этом предложение Заявителя было больше начальной цены указанной в извещении.
Наличие таких явно противоположных позиций Заявителя и Заказчика, в понимании положений конкурсной документации об установлении цены предмета конкурса свидетельствует о наличии разночтений в конкурсной документации, которое привело к ограничению количества участников допущенных к оценке заявок.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик необоснованно отклонил обжалуемые заявки Заявителя, указывая в конкурсной документации и разъяснениях к ней одни критерии (цена - рублей в месяц), а в заседании конкурсной комиссии другие (цена - рублей за период действия договора).
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком неправомерно отклонены обжалуемые заявки Заявителя, а доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
Изучением конкурсной документации дополнительно Комиссией установлено следующее:
Согласно пункту 6.5. Постановления, протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием требований настоящего Положения, которым не соответствует заявитель, положений конкурсной документации, которым не соответствует его заявка на участие в конкурсе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов и на официальном сайте Правительства Севастополя. Заявителям направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Изучив протокол рассмотрения заявок с предложениями участников конкурса от 04 июля 2016 года, Заказчиком в указанном протоколе не отражены причины несоответствия отклоненных заявки указанным требованиям документации, Положения, что свидетельствует о нарушении требований пункта 6.5 Постановления.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4. Постановления, конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать: предусмотренные настоящим Положением требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 4.1 Постановления, Заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Подача заявки на участие в конкурсе является акцептом оферты.
Согласно пункту 4.3. Постановления, Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
"4.3.1. Сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку_____
__4.3.2. Предложения об условиях выполнения Договора на размещение НТО с учетом лота, в отношении которого подается заявка, в соответствии с извещением о проведении конкурса:
1) предложение о размере платы по Договору на размещение НТО (предлагаемый размер не может быть меньше начальной цены), которое должно быть скреплено печатью заявителя (для юридического лица) и подписано заявителем или лицом, уполномоченным заявителем. Сумма указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указаны разные суммы, конкурсная комиссия принимает во внимание сумму, указанную прописью. Конкурсной комиссией не рассматриваются предложения, содержащие цену ниже начальной, и предложения, в которых отсутствует цена;
2) специализация НТО (группа реализуемых товаров, ассортимент предоставляемых услуг);
3) режим работы НТО;
4) параметры внешнего вида НТО (тип НТО, площадь НТО, площадь территории для размещения НТО и благоустройства, функциональные и качественные характеристики НТО), эскизный проект внешнего вида НТО, характеризующие архитектурно-художественное решение НТО и благоустройства прилегающей территории".
Таким образом, Заказчик обязан в документации установить форму заявки для участников конкурса, в которую входят сведения и документы о заявителе и предложения об условиях выполнения Договора на размещение Объекта.
Изучив конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не предусмотрена форма для предложения участником об условиях выполнения Договора на размещение Объекта, что свидетельствует о нарушении требования подпункта 1 пункта 3.4. Постановления.
Также, согласно подпункту 11 пункта 3.4. Постановления, конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов и на официальном сайте Правительства Севастополя протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя.
Согласно документации, Заказчиком установлено, что срок в течение которого должен быть подписан договор победителем Аукциона, должен быть до 22 июля 2016 года.
Таким образом, Заказчик установил возможный срок подписания договора участником менее 10 дней, что свидетельствует о нарушении требований подпункта 11 пункта 3.4. Постановления.
Так, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия Управления в совокупности выявленных нарушений Порядка усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Мандрицкого М.Ю (далее - Заявитель) на действия Департамента Ленинского района города Севастополя (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя, извещение размещено на сайте Правительства Севастополя https://sevastopol.gov.ru/, обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с выданным по делу N 08/1509-16.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших выявленное нарушение, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 июля 2016 г. N 08/1485-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016