Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 28 июля 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "15" июля 2016 г
Решение в полном объеме изготовлено "28" июля 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 70/16, возбужденное по факту размещения в марте 2016 г. в лифте многоквартирного жилого дома по ул. В.Лескова, д.15 на стенде компании "ГринМедиа" рекламной информации о магазине "Рыбный день", с признаками нарушения:
- ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,
в отсутствии:
заявителя - физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом),
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общество с ограниченной ответственностью "Рыбный день" - не явился, уведомлен надлежащим образом, установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение физического лица (вх. N 2410 от 22.03.2016 г.) по факту размещения в марте 2016 г. в лифте многоквартирного жилого дома по ул. В.Лескова, д.15 на стенде компании "ГринМедиа" рекламной информации: "Рыбный день \ Доставка рыбы и морепродуктов\ Рыбовозов54.рф\Доставка морепродуктов \Большой выбор \ В четверг скидка 10%\Удобная оплата\383 20 10_", с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
Комиссией Новосибирского УФАС России по данному факту возбуждено дело, в результате чего установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N612, продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которыми регулируются порядок продажи товаров дистанционным способом, отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Согласно п. 9 Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с пунктом 17 Правил продажи товаров дистанционным способом, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
Таким образом, статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулируются отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи, охватываемые понятием "дистанционный способ продажи товара". На договор, заключенный указанным способом, распространяются нормы гражданского законодательства о договоре розничной купли-продажи и нормы законодательства о защите прав потребителей, не противоречащие специальным нормам о договоре дистанционной продажи. При этом рассматриваемый договор имеет два характерных признака: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и иное.
Следовательно, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара и фотоснимков, на Интернет-сайте, указанных в рекламе.
Согласно информации с официального сайта http://рыбовоз54.рф/ (переадресация http://fish-express.ru/), на указанном сайте есть возможность произвести выбор товара по категориям в разделе "Каталог", в разделе: "Доставка" указаны полные условия доставки выбранного товара, с учетом стоимости в зависимости от района. В разделе "Оплата" указываются способы оплаты выбранного товара, в том чсиле возможность оплаты через мобильный терминал в момент доставки товара.
- Минимальный заказ 1000 руб.
- Доставка осуществляется по договоренности.
- Доставка бесплатная свыше 1300 рублей.
Повторная доставка, возникшая не по вине интернет-магазина (не открыли дверь курьеру, не ответили на звонок) оплачивается дополнительно 50 рублей.
Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Согласно п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является дистанционный способ продажи товаров, указанных на сайте, а также изображенных в рекламном объявлении.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Закона о рекламе (Данная позиция находит свое подтверждение в сложившейся судебной практике, например: Определение Высшего Арбитражного суда РФ по делу N ВАС-1423/13 от 25.02.2013 г., Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А17-1244/2014 от 10.11.2014 г.).
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На запрос Новосибирского УФАС России ИП Демин Ю.А. (Компания "ГринМедиа") представил документы (вх. N 2720 от 30.03.2016 г.), согласно которым рассматриваемая реклама размещалась на основании Договора N 277 от 16.03.2016 г., заключенного с ООО "Рыбный день".
По смыслу п. 7.1 указанного Договора Заказчик (ООО "Рыбный день") несет полную ответственность за содержание графических материалов и информации перед третьими лицами и ИП Деминым Ю.А.
Также ИП Деминым Ю.А. представлены: макеты рекламной информации (Приложение N 2), Счет N 277 от 16.03.2016 г.
На рассмотрение дела представитель ООО "Рыбный день" не явился, отзыв не представил.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Рыбный день", в действиях которого содержится нарушение ст. 8 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в марте 2016 г. в лифте многоквартирного жилого дома по ул. В.Лескова, д.15 г. Новосибирска на стенде компании "ГринМедиа" следующего содержания:
"Рыбный день \ Доставка рыбы и морепродуктов\ Рыбовозов54.рф\Доставка морепродуктов \Большой выбор \ В четверг скидка 10%\Удобная оплата\383 20 10_", ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "Рыбный день" (ОГРН 1045401013679, ИНН 5402190174; адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Зыряновская, д. 55) нарушившим требования:
- ст. 8 Закона о рекламе: рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Выдать ООО "Рыбный день" предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 июля 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 28 июля 2016 г. по делу N 70/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в марте 2016 г. в лифте многоквартирного жилого дома по ул. В.Лескова, д.15 на стенде компании "ГринМедиа" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Рыбный день" (ОГРН 1045401013679, ИНН 5402190174; адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Зыряновская, д. 55) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе следующей рекламы:
"Рыбный день \ Доставка рыбы и морепродуктов\ Рыбовозов54.рф\Доставка морепродуктов \Большой выбор \ В четверг скидка 10%\Удобная оплата\383 20 10_".
2. ООО "Рыбный день" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 августа 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016