Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 8 августа 2016 г. N 239-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Азарова Е.И. ведущий специалист отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Сафронова О.А.- специалист -эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей организатора торгов Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (ГАУ КК "ЦОП УСЗН") (Ул.Лазурная, 68, г.Краснодар, 350051)(далее - Организатор торгов, Заказчик) -Б. Ю.И.(доверенность N5 от 04.02.2016), Врио директора ГАУ КК "ЦОП УСЗН" С.А.В. (приказ N1012-и от 14.07.2016), Е.В.В. (доверенность N44 от 05.08.2016) в присутствии представителей заявителя ИП П.Р.В. - Голуба В.Н. (доверенность N3 от 05.08.2016), К.А.А. (доверенность N2 от 05.08.2016) (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания (извещение N31603849049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ИП П. Р. В. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" при организации и проведении закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания (извещение N31603849049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.08.2016 г. в 10.00 по адресу: г.Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель указывает на то, что в протоколе оценки и сопоставления заявок N 31603849049-03 от 27 июля 2016 года (N 1598-03 от 27 июля 2016 года), Организатор торгов провел подсчеты в протоколе и ранжирование заявок таким образом, что ни одна из представленных в протоколе цифр не соответствует Пункту 24 документации установленным критериям оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе. Считает, что действия Заказчика, привели к нарушению его прав и прав других участников данной Закупки, и делают ее по сути бессмысленной, потому как, победу присуждают по второстепенным критериям, по формулам, которые позволяют выиграть, имея лишь опыт и репутацию, за которую участники получают 10 баллов (10 процентов значимости критерия), как указано в таблице Заказчика, что больше баллов за лучшую ЦЕНУ ДОГОВОРА (50 процентов значимость критерия), что является необоснованным и незаконным.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает, что процедура открытого конкурса проведена в соответствии с действующим законодательством и утвержденным Положением о закупках.
Комиссия по делу N239-Т/2016, выслушав пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУ КК "ЦОП УСЗН" утверждено протоколом наблюдательного совета ГАУ КК "ЦОП УСЗН" 21.09.2015.
Организатором торгов 1 июля 2016 года на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса (многолотового) N31603849049 "Поставка продуктов питания":
Лот N1: Поставка продуктов питания (Овощи) -2 2 578 168, 34 (двадцать два миллиона пятьсот семьдесят восемь тысяч сто шестьдесят восемь рублей тридцать четыре копейки), поступила одна заявка,
Лот N2: Поставка продуктов питания (Фрукты) - 8 703 146, 58 (восемь миллионов семьсот три тысячи сто сорок шесть рублей пятьдесят восемь копеек), поступила одна заявка,
Лот N3: Поставка продуктов питания (Молочная продукция) - 48 347 596, 68
(сорок восемь миллионов триста сорок семь тысяч пятьсот девяносто шесть рублей шестьдесят восемь копеек), поступило три заявки,
Лот N4: Поставка продуктов питания (Мясная продукция) - 26 507 214, 14 (двадцать шесть миллионов пятьсот семь тысяч двести четырнадцать рублей четырнадцать копеек), поступило две заявки,
Лот N5: Поставка продуктов питания (Рыба) - 15 116 393, 32 (пятнадцать миллионов сто шестнадцать тысяч триста девяносто три рубля тридцать две копейки), поступила одна заявка,
Лот N6: Поставка продуктов питания (Мясо кур охлажденное) - 6 008 290, 00
(шесть миллионов восемь тысяч двести девяносто рублей 00 копеек), поступило две заявки,
Лот N7: Поставка продуктов питания (Яйца куриные пищевые) - 3 262 122, 65 (три миллиона двести шестьдесят две тысячи сто двадцать два рубля шестьдесят пять копеек), поступило три заявки,
Лот N8: Поставка продуктов питания (Колбасные изделия) - 7 005 163, 12 (семь миллионов пять тысяч сто шестьдесят три рубля двенадцать копеек), поступило три заявки,
Лот N9: Поставка продуктов питания (Фрукты сушеные) - 1 918 586, 34 (один
миллион девятьсот восемнадцать тысяч пятьсот восемьдесят шесть рублей тридцать четыре копейки), поступило две заявки,
Лот N10: Поставка продуктов питания (Сок) - 3 359 434, 58 (три миллиона
триста пятьдесят девять тысяч четыреста тридцать четыре рубля пятьдесят
восемь копеек), поступила одна заявка,
Лот N11: Поставка продуктов питания (Мукомольная продукция) - 4 955 544, 82 (четыре миллиона девятьсот пятьдесят пять тысяч пятьсот сорок четыре рубля восемьдесят две копейки), поступила одна заявка,
Лот N12: Поставка продуктов питания (Макаронные изделия) - 1 392 795, 08
(один миллион триста девяносто две тысячи семьсот девяносто пять рублей
восемь копеек), поступило три заявки,
Лот N13: Поставка продуктов питания (Масло подсолнечное) - 2 132 726, 75
(два миллиона сто тридцать две тысячи семьсот двадцать шесть рублей семьдесят пять копеек), поступило три заявки,
Лот N14: Поставка продуктов питания (Сахар) - 3 565 345, 49 (три миллиона
пятьсот шестьдесят пять тысяч триста сорок пять рублей сорок девять копеек), поступило три заявки,
Лот N15: Поставка продуктов питания (Консервы овощные) - 2 932 596, 24 (два миллиона девятьсот тридцать две тысячи пятьсот девяносто шесть рублей двадцать четыре копейки); поступило две заявки,
Лот N16: Поставка продуктов питания (Чай, кофе, какао) - 1 877 329, 29 (один миллион восемьсот семьдесят семь тысяч триста двадцать девять рублей двадцать девять копеек), поступило три заявки,
Лот N17: Поставка продуктов питания (Специи, приправы, сухие продукты) - 1 314 059, 07 (один миллион триста четырнадцать тысяч пятьдесят девять рублей семь копеек), поступило три заявки,
Лот N18: Поставка продуктов питания (Кондитерские изделия) - 1 996 930, 69
(один миллион девятьсот девяносто шесть тысяч девятьсот тридцать рублей
шестьдесят девять копеек), поступило четыре заявки,
Лот N19: Поставка продуктов питания (Повидло) - 1 101 205, 95 (один миллион сто одна тысяча двести пять рублей девяносто пять копеек), поступило три заявки.
Подпунктом 2 пункта 20 документации, Положением о закупке определены требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участником в составе заявки на участие в открытом конкурсе, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, в числе которых должны быть предоставлены необходимые декларации о соответствии (сертификаты) на товары, являющиеся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (заверенные держателем сертификата либо нотариально заверенная копия).
При рассмотрении заявок участников процедуры закупки на соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией и Положением о закупке, комиссией Организатора торгов было установлено несоответствие заявки ИП Печерица Р.В. в части предоставления документов по подпункту 2 пункта 20 документации, а именно: по лотам NN3, 9, 11, 16-18 заявка на участие в открытом конкурсе ИП Печерицы Р.В. отклонена ввиду отсутствия в её составе необходимых деклараций и сертификатов на товары, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По лотам NN7, 12-15, 19 заявке на участие в открытом конкурсе ИП П. Р.В. присвоен второй номер согласно ранжированию по количеству баллов, рассчитанных в соответствии с пунктом 25 документации (приложение N2).
По результатам открытого конкурса Учреждением заключены договоры на поставку продуктов питания, копии договоров от 01.08.2016 представлены на заседание по делу N239-Т/2016.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N223-ФЗ) установлено:
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
В соответствии с частью 6 указанной статьи Закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией по делу N239-Т/2016 проверены заявки заявителя на предмет наличия в их составе необходимых сертификатов по каждому лоту в соответствии с требованиями документации (технического задания) и установлено, что заявки Заявителя правомерно отклонены по лотам NN 3, 9, 11, 16-18, ввиду отсутствия в её составе необходимых деклараций и сертификатов на товары, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно доводам Заявителя комиссией по делу N239-Т/2016 проведена проверка соответствия определения победителя установленному в конкурсной документации порядку оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и установленным в конкурсной документации критериям оценки и сопоставления заявок.
Пунктом 24 документации о закупке установлены следующие критерии оценки, %:
1. Цена договора 50
2. Срок поставки товара 20
3. Квалификация участника процедуры закупки, в том
числе:
а) обеспеченность материально-техническими
ресурсами при поставке товара 15
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при
поставке товара 5
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара 10.
Статьей 9 Положения по критерию "квалификация участника процедуры закупки" разрешается устанавливать в документации о закупке подкритерии оценки.
В отношении квалификации участника процедуры закупки при поставке товара установлены подкритерии.
Также пунктом 25 конкурсной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок с учетом заявленных критериев оценки заявки.
Согласно установленному порядку оценка заявок (рейтинг) по первым двум критериям производится по формулам, учитывающим соответственно значение каждого критерия. При этом рейтинг каждой заявки рассчитывается в баллах.
Особенный расчет рейтинга производится по критерию "Квалификация участника процедуры закупки", а именно каждой заявке по каждому подкритерию выставляется значение баллов, согласно приведенным таблицам, причем количество присуждаемых единой комиссией баллов варьируется от 30 до 100. Для получения рейтинга по каждому из подкритериев, присуждаемое комиссией количество баллов умножается на соответствующую каждому подкритерию значимость в процентах, и делится на 100.
При этом полученные значения рейтинга по подкритериям критерия "Квалификация участника процедуры закупки" значительно превышают значения рейтингов по критерию "Срок поставки товара", а также по критерию "Цена договора", процентное соотношение по которому составляет 50%.
Таким образом, конкурсная документация содержит как критерии оценки заявок (пункт 24), так и порядок оценки и сопоставления заявок (пункт 25), установленный с учетом утвержденных критериев, действия комиссии Организатора торгов при оценке и сопоставлении заявок соответствуют опубликованному порядку оценки и сопоставления заявок.
Однако ввиду значительной числовой разницы в присуждаемых баллах комиссией по третьему критерию, процентное соотношение рейтингов не совпадает с установленными процентным соотношением критериев оценки заявок (50, 20, 15, 5, 10), и участники с меньшим ценовым предложением, но лучшими квалификационными показателями имеют значительное преимущество при сопоставлении заявок. Указанное обстоятельство в том числе послужило для Заявителя причиной обращения с жалобой.
Таким образом, комиссия по делу N239-Т/2016, приходит к выводу, о том, что в нарушение ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении открытого конкурса отсутствует прозрачность при установлении критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядка определения победителя конкурса.
Также комиссией по делу N239-Т/2016 установлено, что протокол оценки и сопоставления заявок от 26.07.2016 опубликован 27.07.2016. При этом договоры с победителями конкурса заключены 01.08.2016 - в трехдневный срок со дня опубликования итогового протокола, что позволяет Положение о закупках Заказчика (часть 1 статьи 19 Положения о закупках - не ранее, чем
через три дня и не позднее двадцати дней), однако исключает возможность обжалования действий организатора торгов согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, противоречит указанному Закону, снижает эффективность защиты гражданских прав в административном порядке.
Установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе N223-ФЗ о закупках и Закона N135-ФЗ о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против участников закупки (определение Судебной коллегии по экономическим вопросам Верховного суда РФ по кассационной жалобе Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2016).
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать жалобу ИП П. Р. В. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" при организации и проведении закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания (извещение N31603849049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
В связи с тем, что договоры на поставку продуктов питания заключены, предписание об аннулировании торгов не выдавать.
3. Организатору торгов Государственному автономному учреждению Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Е.И.Азарова
О.А.Сафронова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Организатор торгов:
ГАУ КК "ЦОП УСЗН"
_______________________________
Ул.Лазурная, 68,
г.Краснодар, 350051
Заявитель:
Печерица Руслан Викторович
________________________
Ул.Промышленная, 8,
г.Анапа, 353454
ПРЕДПИСАНИЕ N 45-239-Т/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
08.08. 2016 г. г.Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Азарова Е.И. - ведущий специалист отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Сафронова О.А.- специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ИП П. Р. В. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" при организации и проведении закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания (извещение N31603849049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).,
на основании решения от 08.08.2016 по делу N 239-Т/2016, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП П. Р. В.а на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" при организации и проведении закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания (извещение N31603849049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Государственному автономному учреждению Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (Ул.Лазурная, 68, г.Краснодар, 350051), в срок до 12 сентября 2016 года внести изменения в часть 1 статьи 19 Положения о закупках товаров, работ услуг Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения", а именно:
- установить срок, до истечения которого договор не может быть заключен, не менее установленного ч. 4 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" срока.
2. Организатору торгов в срок до 15 сентября 2016 года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В.Крамаренко
Члены Комиссии: Е.И.Азарова
О.А.Сафронова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 августа 2016 г. N 239-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016