Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу ООО "ЕДМ инжиниринг" от 28.07.2016 N ЕДМ К 144-16 (вх. от 28.07.2016 N 111123-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения договора поставки оборудования для реализации проекта "Техническое перевооружение механосборочного производства комплектующих комплекса на промплощадке АО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" г. Москва: Проволочно-вырезной электроэрозионный станок" (извещение N 0573100000716000029) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЕДМ инжиниринг" (далее - Заявитель) от 28.07.2016 N ЕДМ К 144-16 (вх. от 28.07.2016 N 111123-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора поставки оборудования для реализации проекта "Техническое перевооружение механосборочного производства комплектующих комплекса на промплощадке АО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" г. Москва: Проволочно-вырезной электроэрозионный станок" (извещение N 0573100000716000029) (далее - Жалоба; Аукцион).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
26.07.2016 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно пункту 8 Информационной карты Документации источником финансирования закупки является федеральный бюджет.
Таким образом, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время начала подачи заявок - 26.07.2016 в 10:22;
дата и время окончания подачи заявок - 11.08.2016 в 10:00;
подведение итогов - 18.08.2016;
срок исполнения контракта - 31.10.2016.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
Заказчиком установлены сроки поставки товара, ограничивающие количество участников Аукциона;
В Документации не предусмотрено авансирование;
Заказчиком в Документации установлено условие об обеспечении исполнения договора.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 5 информационной карты Документации: "срок поставки оборудования с выполнением сопутствующих работ: доставка, шефмонтаж, ввод в эксплуатацию оборудования и инструктаж специалистов Заказчика: не позднее 31.10.2016 года".
Согласно пункту 4.1 части III "Проект договора" Документации: "Поставщик обязан поставить оборудование с выполнением сопутствующих работ по настоящему договору по адресу поставки - не позднее 31.10.2016 года в соответствии с Графиком поставки (Приложение N4 к настоящему Договору)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что установление Заказчиком в Документации срока поставки товара обусловлено участием Заказчика в проекте "Техническое перевооружение механосборочного производства комплектующих комплекса на промплощадке АО "Московский машиностроительный завод "Вымпел", срок которого истекает 31.10.2016.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств того, что установленные в Документации требования об исполнении государственного контракта в срок, не позднее 31.10.2016 года, ограничивают количество участников Аукциона.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе сроки поставки товара ограничивают количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что авансирование не предусмотрено Документацией и проектом контракта.
В пункте 11 информационной карты Документации Заказчиком установлен порядок оплаты товара, выполнения работы, оказания услуг: "Без аванса, 100 % оплата по факту изготовления и поставки товара, выполнения сопутствующих работ/услуг, подтвержденному актами и иными необходимыми отчетными документами".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика устанавливать в документации о закупке условие об авансировании, указанные положения информационной карты Документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 37 информационной карты Документации размер обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет 3 974 958, 33 рублей (30% от начальной (максимальной) цены контракта). Размер обеспечения исполнения договора в случае представления по результатам проведения электронного аукциона победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается договор при уклонении победителя от подписания договора, предложения о цене договора на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (9 937 395, 82 рублей и ниже): 5 962 437, 49 рублей.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что требования к размеру обеспечения исполнения контракта установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что размер обеспечения, установленный Документацией, не превышает установленный Законом о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3.1.4 Документации, пункту 29 информационной карты Документации Заказчиком установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе: "1) при заключении контракта на поставку товара: б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказание которых используется товар: а) согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара; б) согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Кроме того, в пункте 3.1.6 Документации Заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе: "1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что установленные в Документации требования к составу заявки на участие в Аукционе о представлении информации о наименовании места происхождения товара, или наименование производителя товара, о наличии идентификационного номера налогоплательщика учредителей не соответствует действующей редакции Закона о контрактной системе.
При этом, согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной систем участник закупки в составе первой части заявки обязан указать наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участник закупки в составе второй части закупки идентификационный номер налогоплательщика учредителя при наличии идентификационный номер налогоплательщика.
Действия Заказчика, установившего в Документации требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, не соответствующие действующему Закону о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0, 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2, 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1, 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0, 5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, в пункте 13.4 части III "Проект договора" Документации установлено, что в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик вправе взыскать с заказчика штраф в размере 264 997, 22 рублей (двести шестьдесят четыре тысячи девятьсот девяносто семь рублей 22 копейки).
Пунктом 13.7 части III "Проект договора" Документации установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере: 662 493, 05 рублей (шестьсот шестьдесят две тысячи четыреста девяносто три рубля 05 копеек).
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ЕДМ инжиниринг" от 28.07.2016 N ЕДМ К 144-16 (вх. от 28.07.2016 NN 111123-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" при проведении электронного аукциона на право заключения договора поставки оборудования для реализации проекта "Техническое перевооружение механосборочного производства комплектующих комплекса на промплощадке АО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" г. Москва: Проволочно-вырезной электроэрозионный станок" (извещение N 0573100000716000029) необоснованной.
2. Признать АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 августа 2016 г. N 17/54963/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016