Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 8 августа 2016 г. N 06-04/5669
Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N 34, в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики - <_>
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Стройинвест", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по улице Комиссариатская (участок от ул. Стрелецкая до ул.141 Стрелковой дивизии) в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. N 0115300044216000020) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Чувашское УФАС России 29.07.2016 обратилось ООО "Стройинвест" с жалобой на положения аукционной документации заказчика - Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по улице Комиссариатская (участок от ул. Стрелецкая до ул.141 Стрелковой дивизии) в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. N 0115300044216000020).
В жалобе ООО "Стройинвест" сообщает, что положения аукционной документации объявленной закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Заказчиком в извещении о проведении закупки указан неверный срок окончания подачи первых частей заявок, поскольку он выпадает на выходной день, что ограничивает круг потенциальных участников закупки;
2. Проект контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций;
3. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015.
ООО "Стройинвест", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.
Представитель заказчика с нарушением законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015 согласилась, в остальной части считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
14.07.2016 в 14 час. 37 мин. Заказчиком - Управлением градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115300044216000020 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по улице Комиссариатская (участок от ул. Стрелецкая до ул.141 Стрелковой дивизии) в г. Алатырь Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 20 967 500, 00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
По доводу заявителя о том, что извещение о проведение закупки содержит неверно установленный срок окончания подачи заявок, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе, обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта в рассматриваемом случае определена в размере - 20 967 500, 00 рублей. Согласно сведениям с сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, заказчик установил дату окончания срока подачи первых частей заявок на 30.07.2016 в 08 час. 00 мин. Следовательно, требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком соблюдены.
Таким образом, действия заказчика в части установления дня окончания срока подачи первых частей заявок правомерны, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает возможность изменять установленный срок подачи заявок в зависимости от того, является ли день его окончания рабочим либо нерабочим.
Кроме того, доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время, в том числе в выходные (праздничные) дни. Следовательно, у участников нет необходимости пользоваться услугами лиц, осуществляющих доставку корреспонденции, чтобы подать заявку на участие в аукционе.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что извещением о проведении закупки срок окончания подачи заявок установлен с нарушением требований Закона о контрактной системе, комиссия Чувашского УФАС России признает несостоятельным.
По доводу заявителя о том, что проект контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Таким образом, Заказчик, руководствуясь положениями статьи 30 Закона о контрактной системе, включил в проект контракт пункт 4.1 следующего содержания:
- "Выполнять надлежащим образом все обязательства, с привлечением субподрядных организаций, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 15% от начальной максимальной цены контракта, что составляет __________ рублей с надлежащим качеством в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом, государственными стандартами в сроки, установленные настоящим контрактом_".
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Заказчик установил минимально допустимый предел объема работ, который необходимо выполнить силами субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования).
На основании изложенного, довод заявителя о том, что заказчик не установил конкретный размер привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) не соответствует действительности, так как Заказчик установил конкретный объем - не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик не установил конкретный размер привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) Комиссия признает необоснованным.
Наряду с этим, Комиссия отмечает, что формулировка "на сумму не менее 15% от начальной максимальной цены контракта" нарушает требования законодательства о контрактной системе, поскольку частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено указание объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), установленного в виде процента от цены контракта.
По доводу заявителя о том, что заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015, Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктом 2 Перечня "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" указанного Постановления Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Следовательно, данными положениями заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Согласно аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги. При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона объект закупки отнесен к коду по ОКПД2 42.11.10.120, однако самого дополнительного требования к наличию опыта работ ни извещение о проведении электронного аукциона, ни документация не содержат.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки нарушают требование части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части доводов отсутствия в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций и не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015 и приходит к выводу о необходимости выдаче предписания по устранению допущенных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" обоснованной в части доводов отсутствия в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций и не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015;
Признать в действиях заказчика - Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушение части 6 статьи 30, части 4 статьи 31, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Выдать заказчику - Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики предписание по устранению допущенного нарушения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Исх.: 06-04/5669
От 08.08.2016
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Дело N 179-К-2016
04 августа 2016 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N 34 в составе:
<_>
на основании решения от 08.08.2016 о признании в действиях заказчика - Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушенийчасти 6 статьи 30, части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по улице Комиссариатская (участок от ул. Стрелецкая до ул.141 Стрелковой дивизии) в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. N 0115300044216000020)и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает:
Заказчику - Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики в срок до 19.08.2016устранить нарушениячасти 6 статьи 30, части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенныепри проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по улице Комиссариатская (участок от ул. Стрелецкая до ул.141 Стрелковой дивизии) в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. N 0115300044216000020) путем:
отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.08.2016;
внесения изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 08.08.2016 N 179-К-2016;
продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и продолжения процедуры проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки РТС-тендерhttp://www.rts-tender.ru обеспечить заказчику - Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 22.08.2016.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 8 августа 2016 г. N 06-04/5669
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016